Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Пашково»
Рассмотрена Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | Согласована Зам. директора по УВР ___________/___________ | Утверждена Приказом директора от № |
Рабочая программа
учебного предмета
математика
2021– 2022 учебный год
Учитель Тюкавкина Наталья Героевна, I КК
Класс 3
с. Пашково, 2021
Пояснительная записка.
- Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
- Рабочая программа разработана на основе примерной программы НОО по математике с учетом авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой.
- Рабочая программа ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника |
М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой | Математика | 3 | «Просвещение» |
Информация о внесённых изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Выделен 1 час на промежуточную аттестацию с целью выявления уровня подготовки учащихся к концу года.
Планируемые результаты
3 класс
Личностные результаты.
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
**знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
* начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
* уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты.
Числа и величины.
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины.
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией.
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета (курса)
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль |
практ. раб. | тест | контр. раб. |
1 | Сложение и вычитание | 8 ч | 8 | | 1 |
2 | Табличное умножение и деление | 57 ч | 57 | 4 | 4 |
3 | Внетабличное умножение и деление | 30 ч | 30 | 1 | 2 |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 14 ч | 14 | 1 | 1 |
5 | Арифметические действия | 24 ч | 24 | 2 | 2 |
6 | Повторение | 3 ч | 3 | | |
| Итого | 136 ч | 136 | 8 | 10 |
Календарно-тематическое планирование.
3 класс.
№ | Тема урока | Дата |
| Числа от 1 до 100 | |
| Сложение и вычитание (продолжение) (8 ч) | |
1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | |
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | |
3 | Решение уравнений | |
4 | Решение уравнений | |
5 | Обозначение геометрических фигур буквами | |
6 | «Странички для любознательных» | |
7 | Повторение пройденного | |
8 | Входная контрольная работа | |
| Табличное умножение и деление 57 ч. (продолжение) (23 ч) | |
9 | Связь между компонентами и результатом умножения | |
10 | Чётные и нечётные числа | |
11 | Таблица умножения и деления с числом 3 | |
12 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость» | |
13 | Решение задач с понятиями «масса», и «количество» | |
14 | Порядок выполнения действий | |
15 | «Странички для любознательных» | |
16 | Повторение пройденного. Тест | |
17 | Контрольная работа на тему: «Сложение и вычитание в пределах 100» | |
18 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения деления с числом 4 | |
19 | Задачи на увеличение в несколько раз | |
20 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Закрепление | |
21 | Таблица умножения и деления с числом 5 | |
22 | Задачи на кратное сравнение. Решение задач | |
23 | Задачи на кратное сравнение. Решение задач | |
24 | Задачи на кратное сравнение. Решение задач | |
25 | Таблица умножения и деления с числом 6 | |
26 | Решение задач. Закрепление. | |
27 | Решение задач. Закрепление. Тест. | |
28 | Таблица умножения и деления с числом 7 | |
29 | «Странички для любознательных» Проект: «Математические сказки» | |
30 | Повторение пройденного | |
31 | Контрольная работа на тему: «Табличное умножение и деление. Решение задач на пропорциональную зависимость» | |
| ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Табличное умножение и деление (продолжение 34 ч) | |
32 | Анализ результатов . Площадь. Сравнение площадей фигур | |
33 | Площадь. Сравнение площадей фигур | |
34 | Квадратный сантиметр | |
35 | Площадь прямоугольника | |
36 | Площадь прямоугольника | |
37 | Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. | |
38 | Решение задач | |
39 | Таблица умножения и деления с числами 8 и 9 | |
40 | Квадратный дециметр | |
41 | Решение задач. Закрепление | |
42 | Сводная таблица умножения | |
43 | Закрепление изученного | |
44 | Квадратный метр | |
45 | Закрепление. Решение задач. Табличные вычисления | |
46 | «Странички для любознательных» Задачи-расчёты | |
47 | Что узнали. Чему научились. Тест | |
48 | Повторение | |
49 | Умножение на 1 и на 0 | |
50 | Умножение на 1 и на 0 | |
51 | Деление нуля на число | |
52 | Текстовые задачи в три действия. Закрепление изученного | |
53 | Текстовые задачи в три действия. Повторение пройденного | |
54 | Странички для любознательных. Задачи-расчёты | |
55 | Контрольная работа № 3 на тему: «Табличное умножение и деление. Решение задач на нахождение площади» | |
56 | Анализ результатов Доли. | |
57 | Образование и сравнение долей | |
58 | Круг. Окружность | |
59 | Круг. Окружность | |
60 | Диаметр круга. Решение задач | |
61 | Единицы времени: год, месяц, сутки | |
62 | «Странички для любознательных» | |
63 | Повторение пройденного | |
64 | Повторение пройденного. Тест. | |
65 | Контрольная работа № 4 на тему: «Табличное умножение и деление. Доли. Единицы времени» | |
| Числа от 1 до 100 (30 ч) Внетабличное умножение и деление | |
66 | Анализ результатов . Умножение и деление круглых чисел | |
67 | Деление вида 80:20 | |
68 | Умножение суммы на число. | |
69 | Приёмы умножения для случаев вида 23·4, 4·23. | |
70 | Приёмы умножение вида 37·2 ,5·19 | |
71 | Приёмы умножения и деления. Закрепление. | |
72 | «Странички для любознательных» | |
73 | Деление суммы на число | |
74 | Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления | |
75 | Деление двузначного числа на однозначное | |
76 | Делимое. Делитель. Связь компонентов при делении. Проверка деления | |
77 | Связь компонентов при делении. Проверка деления | |
78 | Приёмы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | |
79 | Проверка умножения делением. | |
80 | Решение уравнений. | |
81 | «Странички для любознательных» | |
82 | Закрепление изученного | |
83 | Контрольная работа на тему: «Внетабличное умножение и деление. Решение уравнений» | |
84 | Анализ результатов. Деление с остатком | |
85 | Деление с остатком. Приёмы нахождения частного и остатка. | |
86 | Деление с остатком. Проверка деления с остатком. | |
87 | Приёмы нахождения частного и остатка. Закрепление. | |
88 | Решение задач на деление с остатком. | |
89 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | |
90 | Проверка деления с остатком. | |
91 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | |
92 | Что узнали. Чему научились. Закрепление. Тест. | |
93 | «Странички для любознательных» Проект: «Задачи-расчёты». | |
94 | Повторение пройденного | |
95 | Контрольная работа на тему: «Деление с остатком» | |
| Числа от 1 до 100 Нумерация (14ч) | |
96 | Анализ результатов . Устная и письменная нумерация. Тысяча | |
97 | Образование и названия трёхзначных чисел. Разряды счётных единиц | |
98 | Запись трёхзначных чисел | |
99 | Письменная нумерация в пределах 1000 | |
100 | Увеличение и уменьшение чисел в 10, в 100 раз | |
101 | Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | |
102 | Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений | |
103 | Сравнение трёхзначных чисел | |
104 | Письменная нумерация в пределах 1000 | |
105 | «Странички для любознательных» Римские цифры | |
106 | Единицы массы: килограмм, грамм | |
107 | «Странички для любознательных» Задачи-расчёты. | |
108 | Повторение пройденного. Тест. | |
109 | Контрольная работа № 7 на тему: «Нумерация в пределах 1000» | |
| Числа от 1 до 100 Сложение и вычитание (24 ч) | |
110 | Приёмы устных вычислений | |
111 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200 | |
112 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90 | |
113 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140 | |
114 | Приёмы письменных вычислений | |
115 | Приёмы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения | |
116 | Приёмы письменных вычислений. Алгоритм вычитания трёхзначных чисел | |
117 | Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний | |
118 | «Странички для любознательных» Готовимся к олимпиаде | |
119 | Повторение пройденного. Тест. | |
120 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» | |
121 | Приёмы устных вычислений | |
122 | Приёмы устного умножения и деления | |
123 | Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный | |
124 | «Странички для любознательных» Готовимся к олимпиаде | |
125 | Приёмы письменных вычислений. Письменное умножение в пределах 1000 | |
126 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное | |
127 | Закрепление изученного. Тест. | |
128 | Контрольная работа (промежуточная аттестация) | |
129 | Приемы письменного деления в пределах 1000. | |
130 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. | |
131 | Проверка деления. Повторение пройденного | |
132 | Контрольная работа № 8 на тему: «Вычисления в пределах 1000. Решение задач» | |
133 | Работа над ошибками. Повторение пройденного | |
| Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (3 ч) | |
134 | Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000 | |
135 | Повторение. Нумерация числа от 1 до 1000. Доли. | |
136 | Повторение. Решение задач на пропорциональную зависимость. Решение задач на нахождение площади. | |
Учебно-методическое обеспечение
Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. М., Просвещение, 2011.
Моро М.И. и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. М., Просвещение, 2017.
Моро М.И., Волкова С.И. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. М., Просвещение, 2021.
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 класс. М.,Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику «Математика». 3 класс. Диск CD-ROM. Авторы: С.И. Волкова, С.П. Максимова
Электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике
http://www.rost.ru
Федеральный портал "Российское образование"
http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Газета "Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: математика
Класс 3
Учитель: Тюкавкина Наталья Героевна
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Приложение.
Контрольная работа (промежуточная аттестация).
Математика 3 класс
2022 год
ФИ_____________________________________________________
Решите задачу.
В музей поехали 250 первоклассников и 320 второклассников. Мальчиков среди них было 300 человек. Сколько девочек поехало в музей?
Решите примеры столбиком.
652 + 265 683 – 134
363 + 498 712 – 243
Найдите значения выражений.
42 : 3 + 72 : 24
24 + 36 : (54 : 9)
Сравните (,
5 м 4 дм … 540 см 8 м 1 см … 8 м 1 дм
9 дм 2 см … 1 м 604 см … 4 м 6 см
Начерти прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см. Найди его площадь.