СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"3 декабря- День Неизвестного солдата""

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Онлайн-экскурсия, которая знакомит с историей создания мемориального архитектурного комплекса "Могила Неизвестного Солдата" в г. Москве, озвучены  произведения советских поэтов, композиторов, которые посвятили свои произведения подвигу Неизвестного Солдата, узнали историю создания произведения "Журавли" Р. Гамзатова, а также познакомились с региональными памятниками, посвященными Неизвестному Солдату, героям Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«"3 декабря- День Неизвестного солдата""»

Омельченко Людмила Анатольевна,

г. Ростов -на -Дону,

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа- интернат №28»,

учитель истории и обществознания



Исследовательский проект «3 декабря- День Героев Отечества»


Название работы

Исследовательский проект «3 декабря- День Героев Отечества»

Субъект РФ, муниципальное образование

Ростовская область, г. Ростов-на- Дону

Ф.И.О. автора, место работы, должность

Омельченко Людмила Анатольевна,

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат№28», ЦДО (Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области «Ростовская санаторная школа- интернат № 28», Центр дистанционного образования для детей с ОВЗ.

Цель и задачи проектной работы

Цель: формирование педагогических условий для воспитания гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к памяти о тех воинах, кто, не жалея жизни, отстоял нашу свободу и независимость.

Задачи:

образовательная,

развивающая,

воспитательная

Образовательная: - способствовать актуализации исторической памяти обучающихся, формированию интереса и уважения к историческому прошлому, героическим традициям своего народа;

- содействовать укреплению единства социума, ощущения единства поколений, стремлению служить народу и Отечеству, сохраняя память о людях, отдавших за нас свою жизнь;

- способствовать стремлению обучающихся помочь установить имена павших, в том числе собственных родственников, через изучение военно- исторических событий; ознакомлению с соответствующими сайтами, позволяющими осуществлять поиск солдат и офицеров, пропавших без вести во время войн.

Развивающая: пробуждение интереса к этической стороне проблемы установления имен погибших за Отечество, формирование чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою страну; осознание своей сопричастности судьбе Отечества.

Воспитательная: патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах славных боевых подвигов старшего поколения, воспитание бережного отношения к историческому прошлому Родины, знакомство с местами боевой славы и объектами военно-исторического наследия

Краткое содержание работы

Виртуальная экскурсия: https://sites.google.com/view/soldat2020/москва-александровский-сад


Предполагаемые результаты

После проведения экскурсии обучаемые получат знания и умения:

Знания:

-героев-защитников Родины, сведения об основных событиях в истории нашей страны, региона (Ростовской области), в которых проявились мужество и героизм русского солдата;

- осмысление ключевых понятий – «патриот», «патриотизм», «гражданственность», «героизм»;

Умения:

-выявлять проблему, анализировать её, приводить убедительные доказательства, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-критически относиться к различным трактовкам военных событий;

-создавать собственные творческие работы в рамках изучаемой темы, готовить проекты и защищать их; использование документов, наглядного материала, фонозаписей

Форма проведения:

Экскурсия. Виртуальная экскурсия проводилась в рамках патриотической работы в качестве урочного мероприятия в предверии праздника, посвященного Дню Неизвестного Солдата.


Пояснительная записка

Во многих уголках нашей планеты существуют памятники Неизвестному Солдату. Все они очень разные на вид, но созданы с единой целью – почтить память погибших воинов, которые не были или не могли быть опознаны.

В 2014 году в нашей стране была учреждена новая памятная дата – День Неизвестного Солдата, отмечаемый 3 декабря. Он установлен в память о безвестных российских и советских воинах, которые погибли в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами

Актуальность темы. Памятный день отмечается в нашей стране 3 декабря в честь воинов, павших за свободу и независимость Родины, чьё имя не представляется возможным установить. Проведение тематических уроков имеет большое значение для формирования и осмысления общей идентичности россиян. Ничто так не сплачивает наш народ, как осознание общности исторической судьбы, празднование важных исторических событий, признание единых культурных и исторических символов людьми разных поколений. Общенациональному единству также способствует осознание того факта, что наша история достойна глубокого уважения, что участие в войнах за свободу и независимость Родины соответствует народному духу, идеалам справедливости, жертвенности и уважения к ратному подвигу, что в годину тяжёлых испытаний наш народ был един в понимании священного долга перед Отечеством, что понятия «патриотизм», «подвиг» всегда находились в числе наивысших ценностей россиян.

В.В. Путин сказал: «И сегодня нам всем необходимо «беречь память о наших доблестных предках, которые спасли Отечество, отстояли свободу, будущее Европы и всего мира».


Форма проведения для учащихся дистанционного образования-экскурсия.

Чтобы воспитать, развить у подрастающего поколения патриотизм, гордость за свою страну и ее героическое прошлое, учащимся ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа- интернат №28» ЦДО была предложена виртуальная экскурсия «3 декабря- День Героев Отечества» (https://sites.google.com/view/soldat2020/москва-александровский-сад). В ЦДО для детей с ОВЗ обучаются учащиеся со всей Ростовской области. И поэтому участвуя в виртуальной экскурсии, обучаемые подробно познакомились с историей создания мемориального архитектурного комплекса «Могила Неизвестного Солдата», познакомились с произведениями советских поэтов, композиторов, которые посвящены подвигу Неизвестного Солдата, узнали историю создания произведения «Журавли» Р. Гамзатова, а также познакомились с региональными памятниками, посвященными Неизвестному Солдату, героям Великой Отечественной войны.

Такие нетрадиционные уроки облегчают усваивать курс истории, воспитывают интерес к изучению истории страны, родного края, способствуют формированию эмоционально- ценностного отношения к истории государства.

В ходе подготовки и проведения виртуальной экскурсии ожидаемые результаты у обучаемых ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО, СОО.

Личностные результаты образования:

-формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Дня Победы как священного праздника для всего народа, мощного фактора единства нации;

-воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе формирования принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и её Вооружённые Силы, за народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, стремления защищать её, в том числе ценой собственной жизни.

Метапредметные результаты образования:

-умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);

-применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;

-умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, умение работать в материальной и информационной среде общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты образования:

-знание основных этапов и событий Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, -умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

-способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах исторической политики и антироссийской пропаганды;

-умение устанавливать причинно-следственные связи, использовать логические построения при анализе событий Великой Отечественной войны;

-проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по истории Великой Отечественной войны.

Понятия: Отечество, значимость Великой Победы, патриотизм, верность героическим традициям многовековой истории России, уважение к памяти павших за Родину, долг, честь, достоинство, готовность к самопожертвованию.

Межпредметные связи: регионоведение, литература, география, история Отечества, МХК.

Специфической особенностью проведения данной экскурсии является тот факт, что учащиеся учатся в данном образовательном учреждении дистанционно, и, соответственно, виртуальная экскурсия проводится в дистанционном режиме с использованием дистанционных технологий с опорой на зрительный ряд. Дистанционное обучение осуществляется в форме веб-занятия или чат-занятия.

Педагогические технологии, применяемые в работе: информационно- коммуникативные технологии: интернет-ресурсы, технология сотрудничества ( ведение диалога между обучаемыми и учителем), коммуникативно- деятельностная технология (вовлечение обучаемых в активную познавательную деятельность, самостоятельный отбор информации для участия в экскурсии).

В заключительной части виртуальной экскурсии была объявлена минута молчания.


Примерный план проведения урока

Этапы урока

Форма реализации

Деятельность

1

Организационный этап. Актуализация

Просматривается через весь урок

Определение целей, задач урока, основных понятий и ожидаемых результатов. Предлагается план проведения виртуальной экскурсии:

1) Москва. Александровский сад

2) История возникновения военного мемориала

3) Поэтическая страница (Ю. Друнина)

4) Книга Памяти Ростовской области. Их именами названы улицы Ростова-на-Дону

5) Открытие памятника Неизвестному Солдату в г. Ростове-на-Дону

6) Фронтовые письма

7) Эмблема дня памяти

7) История создания монумента. Братья Газдановы

8) Паятник «Невернувшимся» в Ростовской области

9) Минута молчания

2

Инвариантный (информационно-мотивационный) блок урока

Мотивация//

интерактивная беседа

1. Просматривается видеоролик «День Неизвестного солдата

2. Просматривается видеоролик «Пост №1»

- Почему люди всего мира склоняют головы перед памятниками Неизвестному Солдату?

- На какую дату календаря приходится День Неизвестного Солдата?

- С каким памятным историческим событием связано появление этой даты?

- Как называется место, по которому мы совершили экскурсию?

3

Вариативная часть

Работа с информацией. Выполнение заданий

Организационно-аналитические вопросы (проверка умений и навыков обобщать и делать выводы, выделять главное, аргументировать, проводить сравнение)

-Как вы понимаете надпись на гранитной плите у Вечного огня: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»?

- Что означает фраза «пропал без вести»?

- Есть ли в ваших семьях родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне, но их судьба неизвестна или судьба известна, но место захоронения - нет?

- Как вы думаете, что символизирует Вечный огонь и зачем он нужен?

- Почему он называется вечным?

- Зачем приходят люди к Вечному огню?

  • Что символизируют журавли на памятниках?

  • Какие памятники Неизвестному Солдату были установлены на территории нашего региона?

4

Завершающий блок

Рефлексия

Оценочные вопросы, ориентированные на собственное отношение, занятие определенной позиции, понимание смысла темы.

- Кто же они, «неизвестные солдаты той далекой войны»?

- Почему слова «Неизвестный Солдат» пишутся с заглавной буквы?

- Какие памятники, посвященные героям войны, известным и неизвестным, есть в нашем селе / городе / районе?

= Напишите мини-сочинение, изложив впечатление о мемориальном архитектурном ансамбле «Могила Неизвестного Солдата».


В конце экскурсии был предложен «Турнир знатоков истории»:

1. Тур «Блиц -ответ»

1.1. Назовите даты начала и окончания Второй мировой войны. (1 сентября 1939-2 сентября 1945гг..)

1.2. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны ( 22 июня 1941- 8 мая 1945 гг..)

    1. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей.)

    2. Назовите фамилии солдат, водрузивших знамя Победы над рейхстагом (Егоров и Кантария.)

    3. Назовите лучший советский танк времён войны (Т-34.)

    4. Назовите народное название реактивных систем, которые были на вооружении артиллерии. (Катюша.)

    5. Назовите участников конференций большой тройки (Сталин, Черчилль и Рузвельт.)

    6. Назовите города, первыми испытавшие на себе атомный удар в 1945 г. (Японские города Хиросима и Нагасаки.)

    7. Город, где проходил в 1945 году судебный процесс над главными фашистскими преступниками. (Нюрнберг.)


2 Тур. «Военная терминология»

    1. Эвакуация. (Перебазирование населения и предприятий из прифронтовых районов.)

    2. Народное ополчение. (Добровольческие военные формирования, группы самообороны, создаваемые из лиц, не подлежащих призыву в армию.)

    3. Блицкриг. (Молниеносная война.)

    4. Коалиция. (Политический или военный союз государств для совместных действий.)

3 Тур. «Донесения с войны»: о каких событиях войны идёт речь?

    1. «За Волгой для нас земли нет!» (Сталинград, 1942 г., солдат Зайцев.)

    2. «Гарнизон крепости умирает, но не сдается». (Брестская крепость, 1941 г.)

    3. «Дорога жизни открыта». (Ленинград, 1941 г.)

    4. «Военный парад состоялся. Уходим на фронт». (Москва, Красная площадь, 7

ноября 1941 г.)

    1. «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». (Политрук Клочков, разъезд Дубосеково, 1941 г.)


4 Тур. «Вечная слава героям»

    1. Курган назывался красным за преобладавший в те дни цвет его скатов, железным– за то, что его поверхность на полуметровую глубину была начинена стальными и чугунными осколками, мертвым – потому что в нем нашли себе могилу десятки тысяч солдат. Назовите это место. (Сталинград, Мамаев курган.)

    2. «Смотри, родная сторона. Как бьются братьев 28, Смерть удивленно их уносит: Таких не видела она!» (Волоколамское шоссе, 28 панфиловцев.)

    3. Назовите имя человека, который в годы войны в звании генерал- лейтенанта был тяжело ранен, попал в плен, отказался служить немцам и погиб мученической смертью: немцы на морозе обливали его холодной водой, и он замерз. ( Дмитрий Карбышев.)

    4. О каком сражении идет речь: на огромном поле перемешались наши и вражеские машины. Стоял такой грохот, что давило перепонки, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов. Танки шли на танки. (Курская дуга, битва под Прохоровкой.)

    5. Подвиг этого человека стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине. Израсходовав все боеприпасы, он закрыл своим телом амбразуру дзота. (Александр Матросов.)

    6. Назовите имя и фамилию человека, который во время войны был командиром эскадрильи, ему трижды было присвоено звание Героя Советского Союза. Это был ас авиации, появление его самолета в воздухе вызывало дрожь у немцев. (А.И. Покрышкин.)

    7. Он был летчиком, в 1942 году его сбили. Самолет упал в тылу врага, 18 суток

пробивался он к своим. Ему ампутировали обе ноги, но он вновь стал летать. О нем написана книга и снят фильм. (Алексей Маресьев.)

    1. О каком герое войны идет речь:

Она назвала себя Таней,

Не зная, что в гордой красе

Не сломленной, бронзовой станет

Над Минским летящим шоссе. (Зоя Космодемьянская.)


5 Тур. «Страницы Великой Отечественной»

    1. Объясните значение слова «Барбаросса». (Разработанный в 1940–1941 гг. план нападения Германии на СССР и одноимённая военная операция, назван в честь германского императора, известного своими завоевательными походами.)

    2. Какая кампания длилась всего 24 дня? (Разгром Квантунской армии.)

    3. Кто из представителей правительства подписал акт о ненападении и когда? (Молотов и Риббентроп, 23 августа 1939 г.)

    4. Назовите кодовое название плана взятия Москвы. (Блау, Тайфун, Барбаросса.)

    5. Кто такой Николай Гастелло? Расскажите о нём. (Лётчик Гастелло во время боя направил подбитый самолёт на колонну немецких танков – совершил таран.)

    6. Назовите источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. (Героизм, военное искусство полководцев, единство армии и тыла, патриотизм, героическая борьба партизанских соединений, союзнические отношение с ведущими западными державами.)

    7. Когда состоялся парад Победы и где? (24 июня 1945 года в Москве.)


Список литературы

1. Великая Отечественная война, 1941–1945: Энциклопедия для школьников / сост. И. Дамаскин, П. Кошель. – М.: Олма-Пресс, 2000.

2. Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе / А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМ, 2011.

3. Митяев А.В. Рассказы о Великой Отечественной войне: кн. для чтения. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

4. Патриотическое воспитание школьников. 5–11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции / авт.-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Калитвенцева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

5. Стрелова О.Ю. Тематические уроки к Календарю образовательных событий / О.Ю. Стрелова, Е.Е. Вяземский, Т.В. Болотина. – М.: Русское слово, 2019.


Интернет-ресурсы

  1. Российское военно-историческое общество: https://rvio.histrf.ru/.

  2. Роспатриот: http://rospatriotcentr.ru/.

  3. Помним. Ветераны Великой Отечественной войны. Чтобы помнили.

Первый канал: https://veterani.1tv.ru/.

  1. ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны: http://www.pobediteli.ru.

  2. Волонтеры Победы. Всероссийское общественное движение:

https://волонтерыпобеды.рф.

  1. История России: http://histrf.ru/.

  2. Музеи России: http://www.museum.ru/.

  3. Хронос: http://www.hrono.ru/.

  4. Память поколений: https://гвоздика.рф/.

  5. Телеканал «Победа»: https://pobeda.tv/.

  6. Всемирная история: http://historic.ru.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!