СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

274 дня на льдине: экспедиция папанинцев на Северном полюсе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит детей с героическим подвигом Папнинцев - участников первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции. 1937-1938 год.

 

Просмотр содержимого документа
«274 дня на льдине: экспедиция папанинцев на Северном полюсе»

География 7 класс

274 дня на льдине: экспедиция папанинцев
на Северном полюсе


В 1937 году была создана полярная станция на Северном полюсе. Мужественные люди под руководством Ивана Дмитриевича Папанина, не жалея своей жизни, осваивали Арктику, находились на дрейфующей станции много дней. В день, когда "четверку отважных" сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман", И.В, Папанин записал в дневнике:

Мы покидаем льдину на координатах 71° нордовой,
20° вестовой, пройдя в течение
274 суток дрейфа свыше 2500 км".


  1. По тексту источника определите, откуда начала своё путешествие экспедиция И.Д. Папнина.

  2. Определите, в какое море были вынесены полярники на льдине и сколько месяцев полярники находились на дрейфующей станции?

  3. Запишите координаты места, где экспедицию под руководством И.Д. Папанина сняли ледоколы.

  4. Используя текст источника и карты Атласа, определите название течения, по которому перемещались исследователи.


Задание: Прочитайте статью об экспедиции под руководством И.Д. Папанина и ответьте на вопросы:


К тридцатым годам прошлого века Центральный полярный бассейн – глубоководная часть Северного Ледовитого океана, покрытая многолетними дрейфующими льдами – оставался неизученным белым пятном. Ученым были неизвестны морские течения и ветра в этих широтах, физика и химия моря.

Недостаточными были магнитные, гравитационные и биологические наблюдения. Более того, люди попросту не знали, есть ли какая-либо жизнь на Северном полюсе. Приоткрыть завесу тайны над этим районом предстояло папанинской четверке: радисту Эрнсту Теодоровичу Кренкелю, геофизику Евгению Константиновичу Федорову, гидробиологу Петру Петровичу Ширшову и начальнику первой дрейфующей полярной станции – Ивану Дмитриевичу Папанину.

Экспедицию готовили 13 месяцев – при том что продлиться она должна была полтора года, а в действительности завершилась через 274 дня из-за скорости дрейфа и таяния льдов. При сборах старались учесть все до мельчайших деталей – от научного оборудования до экипировки. 

21 мая 1937 года полярников забросили на большую льдину в 20 км от Северного полюса (площадка для будущей станции представлялa собой большой треугольник: 4 км – одна сторона, по 2 км – две другие). Кроме папанинцев самолеты доставили на базу пятого члена экспедиции – пса по кличке Веселый – и 10 тонн груза.

Скучать на льдине не приходилось: Кренкель поддерживал связь с Большой землей, а команда регулярно вела научные наблюдения.

Г идрологические исследования нелегко давались папанинцам. Чтобы измерить глубину океана и взять пробы донного грунта, им приходилось опускать в океан приборы на ручной лебедке (выбирая четырехкилометровый трос из морской пучины, полярникам нужно было крутить ворот лебедки в течение 4-5 часов).

В конце января 1938 года льдину вынесло в Гренландское море, где она начала таять. 19 февраля на выручку папанинцам прибыли ледоколы «Таймыр» и «Мурман».

Папанинцы окончательно установили, что в районе Северного полюса нет земли, но и в водах океана, и на льду есть жизнь. Их группа сделала множество научных наблюдений. В частности, они открыли морские течения в этом регионе, измерили океанские глубины и установили значение магнитного склонения – чрезвычайно существенный для навигации фактор, который используют летчики и мореходы.



В опросы:

1. Какие специальности были у каждого из участников экспедиции?

2. Перечислите научные исследования проводимые участниками экспедиции.

3. Какую цель преследовала экспедиция И.Д. Папанина.

4. Какие знания о Земле стали известны миру в результате их работы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!