СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Информатика Вариант 13

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 10322 

В кодировке UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Артём написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 

«Врач, актёр, акушер, генетик, издатель, кардиолог  — профессии».

 

Ученик вычеркнул из списка название одной из профессий. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 44 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название профессии.

        2. Тип 2 № 5800 

Валя шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её код.

 

 

А В Д О Р У
01 011 100 111 010 001

 

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ.

Даны три кодовые цепочки:

 

01001010

01111110001

10011101001

 

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку и запишите в ответе расшифрованное слово.

        3. Тип 3 № 18212 

Напишите наименьшее натуральное двузначное число, для которого истинно высказывание:

 

НЕ (первая цифра нечётная) И (число делится на 3).

 

        4. Тип 4 № 902 

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  A B C D E
A   2   6  
B 2   2 8  
C   2     2
D 6 8     2
E     2 2  

 

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

        5. Тип 5 № 18289 

У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

1. раздели на 2

2.  вычти 1

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из чиcла 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 12112 – это алгоритм:

раздели на 2

вычти 1

раздели на 2

раздели на 2

вычти 1,

который преобразует число 42 в число 4.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

        6. Тип 6 № 18275 

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

 

 

Бейсик Python
 

DIM k, s AS INTEGER INPUT s INPUT k IF s >= 2 * k THEN     PRINT "ДА" ELSE      PRINT "НЕТ" END IF

 

s = int(input()) k = int(input()) if s >= 2 * k:     print("ДА") else:     print("НЕТ")

 

Паскаль Алгоритмический язык
 

var s, k: integer; begin     readln(s);     readln(k);     if s >= 2 * k         then writeln ('ДА')         else writeln ('НЕТ') end.

 

алг нач цел s, k ввод s ввод k если s >= 2 * k     то вывод "ДА"     иначе вывод "НЕТ" все кон

С++
 

#include <iostream> using namespace std; int main() {     int s, k;     cin >> s;     cin >> k;     if (s >= 2 * k)         cout << "ДА";     else          cout << "НЕТ";     return 0; }

 

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

 

(1, 2); (8, 4); (6, −12); (−5, −5); (3, 11); (—10, 12); (—10, −2); (4, 1); (2, 5).

 

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

        7. Тип 7 № 855 

Доступ к файлу org.docx, находящемуся на сервере rez.ua, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

А)  ua

Б)  .docx

В)  ://

Г)  /

Д)  rez.

Е)  http

Ж)  org

        8. Тип 8 № 18247 

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И»  — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети. Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

 

 

Запрос Найдено страниц (в тысячах)
День | Чудесный 95
День 55
Чудесный 48

 

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу День & Чудесный?

        9. Тип 9 № 18263 

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К и Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?

        10. Тип 10 № 10329 

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

 

4116, 778, 10000102.

 

        11. Тип 11 № 18295 

В одном из стихотворений В. В. Маяковского, текст которого приведён в подкаталоге Маяковский каталога Поэзия, автор рассказывает о том, что прошёл «тысячу Аркольских мостов». С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните, в каком месяце это произошло.

 

11 задание.rar

 

 

        12. Тип 12 № 18762 

Сколько файлов c расширением rtf объёмом более 2 Мбайт каждый содержится в подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.

 

DEMO-12.rar

 

        13. Тип 13 № 11248 

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Песец», создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Песец». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе песцов. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

 

Песец.rar

 

 

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов  — по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

 

          14. Тип 14 № 18283 

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.

 

 

  A B C D
1 Ученик Район Математика Физика
2 Шамшин Владислав Майский 65 79
3 Гришин Борис Заречный 52 30
4 Огородников Николай Подгорный 60 27
5 Богданов Виктор Центральный 98 86

 

В столбце A указаны фамилия  и имя учащегося; в столбце B — район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D — баллы, полученные по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

 

task19.xlsx

 

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей . На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Майского района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Майского района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества участников из Майского, Кировского и Центрального районов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

          15. Тип 15 № 4609 

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

 

вверх    вниз    влево    вправо

 

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

 

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

 

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока  условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание

Робот находится в произвольной клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора  — одна клетка, длина коридора может быть произвольнойТочное положение Робота также неизвестно. Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора.

Конечное положение Робота может быть произвольным. Например, для приведённого выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.):

 

Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора и произвольного начального расположения Робота. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

 

 

 

15.2. Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 5 или 9. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 5 или 9.

 

Пример работы программы:

 

 

 

Входные данные

Выходные данные

15 91 90 0

2

 

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Информатика Вариант 13»

Тип 1 № 10322 

В кодировке UTF-32 каждый символ кодируется 32 битами. Артём написал текст (в нём нет лишних пробелов):

«Врач, актёр, акушер, генетик, издатель, кардиолог  — профессии».

Ученик вычеркнул из списка название одной из профессий. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы  — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 44 байта меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название профессии.

2. Тип 2 № 5800 

Валя шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её код.

 

А

В

Д

О

Р

У

01

011

100

111

010

001

 

Некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00101001 может означать не только УРА, но и УАУ.

Даны три кодовые цепочки:

 

01001010

01111110001

10011101001

 

Найдите среди них ту, которая имеет только одну расшифровку и запишите в ответе расшифрованное слово.

3. Тип 3 № 18212 

Напишите наименьшее натуральное двузначное число, для которого истинно высказывание:

НЕ (первая цифра нечётная) И (число делится на 3).

4. Тип 4 № 902 

Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.

 


A

B

C

D

E

A


2


6


B

2


2

8


C


2



2

D

6

8



2

E



2

2


 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

5. Тип 5 № 18289 

У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:

1. раздели на 2

2.  вычти 1

Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из чиcла 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.

(Например, 12112 – это алгоритм:

раздели на 2

вычти 1

раздели на 2

раздели на 2

вычти 1,

который преобразует число 42 в число 4.)

Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.

6. Тип 6 № 18275 

Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.

 

Бейсик

Python

DIM k, s AS INTEGER

INPUT s

INPUT k

IF s = 2 * k THEN

    PRINT "ДА"

ELSE

     PRINT "НЕТ"

END IF

s = int(input())

k = int(input())

if s = 2 * k:

    print("ДА")

else:

    print("НЕТ")

Паскаль

Алгоритмический язык

var s, k: integer;

begin

    readln(s);

    readln(k);

    if s = 2 * k

        then writeln ('ДА')

        else writeln ('НЕТ')

end.

алг

нач

цел s, k

ввод s

ввод k

если s = 2 * k

    то вывод "ДА"

    иначе вывод "НЕТ"

все

кон

С++

#include

using namespace std;

int main() {

    int s, k;

    cin s;

    cin k;

    if (s = 2 * k)

        cout "ДА";

    else

         cout "НЕТ";

    return 0;

}

 

Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:

(1, 2); (8, 4); (6, −12); (−5, −5); (3, 11); (—10, 12); (—10, −2); (4, 1); (2, 5).

Сколько было запусков, при которых программа напечатала «ДА»?

7. Тип 7 № 855 

Доступ к файлу org.docx, находящемуся на сервере rez.ua, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.

 

А)  ua

Б)  .docx

В)  ://

Г)  /

Д)  rez.

Е)  http

Ж)  org

8. Тип 8 № 18247 

В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И»  — символ «&».

В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети. Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.

Запрос

Найдено страниц (в тысячах)

День | Чудесный

95

День

55

Чудесный

48

Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу День & Чудесный?

9. Тип 9 № 18263 

На рисунке  — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К и Л. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город Л?

10. Тип 10 № 10329 

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.

4116, 778, 10000102.

11. Тип 11 № 18295 

В одном из стихотворений В. В. Маяковского, текст которого приведён в подкаталоге Маяковский каталога Поэзия, автор рассказывает о том, что прошёл «тысячу Аркольских мостов». С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните, в каком месяце это произошло.

11 задание.rar

12. Тип 12 № 18762 

Сколько файлов c расширением rtf объёмом более 2 Мбайт каждый содержится в подкаталогах каталога DEMO-12? В ответе укажите только число.

DEMO-12.rar

13. Тип 13 № 11248 

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Песец», создайте презентацию из трёх слайдов на тему «Песец». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, об ареале обитания, образе жизни и рационе песцов. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp, или *.ppt, или *.pptx.

Песец.rar

 

13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нём следующий текст, точно воспроизведя всё оформление текста, имеющееся в образце.

Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки первого абзаца основного текста  — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.

Основной текст выровнен по ширине; в ячейках первого столбца таблицы применено выравнивание по левому краю, в ячейках второго и третьего столбцов  — по центру. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным, курсивным шрифтом и подчёркиванием. Ширина таблицы меньше ширины основного текста. Таблица выровнена на странице

по центру горизонтали.

При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.

Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.

Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt, или *.doc, или *.docx.

14. Тип 14 № 18283 

В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по математике и физике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.


A

B

C

D

1

Ученик

Район

Математика

Физика

2

Шамшин Владислав

Майский

65

79

3

Гришин Борис

Заречный

52

30

4

Огородников Николай

Подгорный

60

27

5

Богданов Виктор

Центральный

98

86

В столбце A указаны фамилия  и имя учащегося; в столбце B — район города, в котором расположена школа учащегося; в столбцах C, D — баллы, полученные по математике и физике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.

task19.xlsx

Выполните задание

Откройте файл с данной электронной таблицей . На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса:

1.  Чему равна наибольшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся Майского района? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.

2.  Сколько процентов от общего числа участников составили ученики Майского района? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G2 таблицы.

3.  Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества участников из Майского, Кировского и Центрального районов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.

15. Тип 15 № 4609 

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды  — это команды-приказы:

вверх    вниз    влево    вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды  — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд  — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

 

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки иилине, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:

нц пока  условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

 

Выполните задание

Робот находится в произвольной клетке узкого вертикального коридора. Ширина коридора  — одна клетка, длина коридора может быть произвольнойТочное положение Робота также неизвестно. Возможный вариант начального расположения Робота приведён на рисунке (Робот обозначен буквой «Р»):

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора.

Конечное положение Робота может быть произвольным. Например, для приведённого выше рисунка робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.):

 

Алгоритм должен решать задачу для произвольного конечного размера коридора и произвольного начального расположения Робота. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

 

 

 

15.2. Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 5 или 9. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 5 или 9.

 

Пример работы программы:

 

Входные данные

Выходные данные

15
91
90
0

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!