Ход урока:
Организационный момент
Ребята, послушайте сказку «Вредные пальчики».
Жил-был один мальчик: была у него умная голова и очень грустные глаза, разговаривающие пальчики. Пальчики всегда говорили: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ничего у них не получалось.
Вот нужно надеть перчатки на улицу или вымыть руки после прогулки, а пальчики все свое твердят: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ходил мальчик всегда чумазый, голодный и замерзший. Подумала умная голова и говорит: «А давайте постараемся: не будем говорить„не"».
Постарались пальчики — и получилось у них: «Умею, хочу, знаю, люблю, могу». И глаза у мальчика стали веселые. Ведь если умная голова думает, пальчики все умеют, то глазки всегда улыбаются.
-Чему учит нас эта сказка?
На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Открываем тетрадочки записываем число, классная работа.
1.Чистописание
- Какое число у вас записано? (4)
- А как вы думаете почему именно это число? (сегодня 4 число)
- Ребята, дайте характеристику этого числа. (однозначное, четное, состоит из 4 ед.)
- Назовите соседей числа . (3,5)
- пропишите до конца строчки.
-Молодцы! А сейчас записываем только ответы.
- Назови разность чисел 12 и 3 (9)
- чему равна сумма чисел 6 и 8 (14)
- найдите сумму чисел 5 и 2 и прибавьте к числу 10 (17)
- уменьшаемое 30, вычитаемое 10, найдите разность (20)
-1 слагаемое 23, второе 3, найди сумму. (26)
- одна открытка стоит 5 рублей, сколько стоят 3 такие открытки? (15)
- на сколько нужно увеличить 30, чтобы получилось 70? (40)
- какое число нужно увеличить на 2, чтобы получилось 26? (24)
- уменьши число 50 на 5 единиц, сколько получится? (45)
- Расставьте эти числа в порядке возрастания.
9,14,15, 17,20,24,26,40,45.
- Расставьте эти числа в порядке возрастания.
На доске появляются буквы и числа .
Прочитайте, какое слово получилось. (геометрия)
В словаре Ожегова дается следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
-Посмотрите на доску, как называется эта фигура? (треугольник)
- Назовите следующую Фигуру. (прямоугольник)
-А как называется Третья фигура? (четырехугольник)
-Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (треугольник) Почему?
-Что общего у оставшихся фигур? (4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники)
-Почему я стерла первую фигуру? (У нее не все прямые углы) ( У него три угла, три стороны и 3 вершины)
-Что можно сказать про вторую фигуру? (Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые)
-Сколько прямых углов у 4-х угольников? (4) (У них 4 стороны, 4 угла и 4 вершины)
-А как можно назвать одним словом эти фигуры? (прямоугольники)
Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.
-Почему я добавила квадрат?
Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".
Работа по теме урока:
-Ребята, откройте учебники на стр. 111, №1.
(На рисунке изображены два четырехугольника. У каждого из них все углы прямые. Но у зеленого четырехугольника еще и все стороны имеют одну и ту же длину. Этим он отличается от красного четырехугольника)
-Что интересного вы заметили? (Квадрат является прямоугольником)
-Какой вывод можно сделать?
(Четырехугольник, у которого все углы прямые, называют прямоугольником.
Прямоугольник, у которого все стороны имеют одинаковую длину называют квадратом)
-Давайте прочитаем определение.
-Посмотрите, на №2, на какие предметы похожи на прямоугольник?
(конверт, ковер и линейка)
№3.
-Посмотрите, внимательно на рисунки, скажите мне пожалуйста, как вы думайте, какие из фигур прямоугольники, а какие квадраты?
-Прямоугольники: №3,5,6
-Квадраты: №5,6.
Физкультминутка
-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)
Продолжение работы по теме урока
Стр. 112 №6 (Дети делают самостоятельно)
Стр. 113 №9. (Решаем задачу вместе)
Подведение итогов урока:
-Что такое прямоугольник? Квадрат?
Рефлексия
- Расскажите мне о том, что вам дал сегодняшний урок математики?
Продолжите предложения:
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
Было трудно...
Домашнее задание:
Стр. 112 №7.