Бурховецкая Галина Владимировна
Директор МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Таубе Яна Львовна Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Адамова Светлана Евгеньевна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Хинная Александра Игоревна
Педагог-организатор МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Система работы
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 45 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
в рамках мониторинговых исследований качества учебно-воспитательной работы
Аннотация. В статье представлена система работы МОУ «ШКОЛА № 45 г. ДОНЕЦКА» по мониторингу учебно-воспитательной работы, размещены таблицы анализа учебных достижений, контроль воспитательной и социальной работы с учащимися.
Ключевые слова: образовательный процесс, мониторинг, система работы.
Образование - это процесс, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие.
В итоге образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности.
В МОУ «Школа № 45 г. Донецка» мониторинг проводится систематически и охватывает все сферы учебно-воспитательного процесса. Целью мониторинга является анализ результативности обучения и воспитания учащихся, определение слабых и сильных позиций в учебном процессе, расширение актуальных вопросов, вынесение их на внутришкольный контроль, обобщение и систематизация педагогических наработок и опыта.
Актуальностью разработки подобной системы мониторинга учебно-воспитательного процесса в школе является внедрение новых государственных образовательных стандартов в Донецкой Народной Республике, необходимость отслеживания их реализации и результативности, формирование единой структуры контроля всех этапов учебно-воспитательного процесса. Также представленная система является частью годового плана работы школы, что позволяет выявить сильные и слабые стороны, просчеты и достижения, дальнейшие перспективы развития учебного заведения.
С целью изучения состояния школьной сети, контроля количества учащихся по ступеням, распределения их по классам определяется структура контингента учащихся школы, профиль их обучения (Таблица 1):
Таблица 1
Структура контингента учащихся заведения
Структура контингента | Учебный год | Началь-ная школа | Основ-ная школа | Стар-шая школа | Всего по заведе-нию |
Количество учеников | Текущий | | | | |
Предыдущий | 227 | 187 | 37 | 451 |
Общее количество классов | Текущий | | | | |
Предыдущий | 9 | 9 | 2 | 20 |
Общеобразовательных классов | Текущий | | | | |
Предыдущий | 9 | 9 | 2 | 20 |
С углубленным изучением предметов | Текущий | - | - | - | - |
Предыдущий | - | - | - | - |
Таблица 2
Анализ движения учеников
| Вступило | С других школ | Выбыло | Закончили школу | Переезд родителей | Переход в другие школы | Переход в вечерни школы | Переход в профтехучилища | Переход в высшие учебные заведения І-ІІ уровней акредитации | Болезни | По другим причинам | Обучается по факту |
Начало уч. года | 99 | 30 | 108 | | 97 | 11 | - | - | - | - | - | 436 |
Конец уч. года | 35 | 35 | 63 | 43 | 8 | 12 | - | - | - | - | - | 438 |
Целью мониторинга движения учащихся (Таблица 2) является определение и анализ причин выбытия учащихся, прогнозирование дальнейшей структуры школьной сети, обозначение проблемных вопросов с их дальнейшим вынесением на педагогические советы.
На особом контроле находится социальная работа педагогического коллектива по поддержке учащихся, находящихся в социально опасном положении. Социальная поддержка детей льготных категорий, которые учатся в школе, проводится согласно действующему законодательству (Таблицы 3,4,5). К началу учебного года были проведены анкетирования учащихся, их родителей, организованны индивидуальные встречи и консультации, подготовлены и составлены социальные паспорта классов, создан банк данных детей льготных категорий с соответствующими карточками, подтверждающими документами и фотографиями учащихся.
Таблица 3
Количество учеников льготных категорий
Ступень | Сироты | Под опекой | Полу-сироты | Матери-одиночки | Много-детные | Пострадали ЧАЭС | Инва-лиды |
1 кл. | | | | 3 | 2 | | |
… | | | | | | | |
І-ІІІ | 3 | 3 | 9 | 18 | 22 | 2 | 3 |
Выводы и рекомендации: Продолжить наблюдения и своевременную регистрацию детей льготных категорий, оказывать своевременную помощь и поддержку учащихся |
Таблица 4
Ученики, которые получают благотворительное питание
№ | ФИО учащегося | Класс | Льготная категория |
1 | Иванов Иван Иванович | 5-А | многодетная семья |
| … | | |
Таблица 5
Оздоровление детей социальных категорий школы
Пара-лелли классов | Дети- сиро ты | Дети-инвалиды | Дети, потерпевших вследствие аварии на ЧАЭС | Дети с малообеспеченных семей | Дети с многодетных семей | Одаренные способные дети |
1 | | | | | | |
… | | | | | | |
Всего | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
Лучшим показателем качества знаний учащихся является участие в олимпиадах разных уровней и МАН. С целью выявления поддержки одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации, углубления знаний в различных областях, совершенствования самообразовательной компетентности учащихся проводится мониторинг результатов участия в олимпиадах. Наши ребята достойно представляли школу в Республиканских предметных олимпиадах (Таблица 6) и МАН, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях.
В 2015-2016 учебном году в I этапе олимпиад принял участие 191 обучающийся. Самое активное участие было в проведении школьных олимпиад по следующим дисциплинам: математика - 33 чел., русский язык и литература -22 чел., физика, информатика и ИКТ, химия - по 16 ч ел., география – 15 чел.
Таблица 6
Результаты II (муниципального) этапа Республиканских олимпиад школьников по предметам в 2015-2016 уч.году
Предмет | Занятое место | Класс | Участник | Учитель |
Русский язык и литература | I | 8 | Выграновская Валерия | Бурховецкая Г.В. |
III | 9 | Яценко Наталья | Добровольская Е.А. |
III | 10 | Ящук Анастасия | Добровольская Е.А. |
II | 11 | Долгушева Александра | Добровольская Е.А. |
Украинский язык и литература | III | 9 | Яценко Наталья | Коваль Л.А. |
III | 10 | Лихошерстова Ирина | Коваль Л.А. |
III | 11 | Хоришко Николай | Коваль Л.А. |
География | III результат | 9 | Сысоева Екатерина | Коростелёва В.И. |
| III результат | 10 | Аленовская Анастасия | Коростелёва В.И. |
Английский | III | 10 | Лихошерстова Ирина | Алексеева Т.С. |
| III | 11 | Кузнецова Анастасия | Алексеева Т.С. |
Математика | II результат | 6 | Белоусова Дарья | Овсянникова Л.В. |
| II результат | 8 | Кронина Елена | Голодухина С.А. |
Физика | II | 7 | Сингла Ниди | Пименова Е.Ю. |
Информатика и ИКТ | II | 11 | Яценко Даниил | Адамова С.Е. |
Призовые места получили 11 человек (26 %), из них I место -1 человек, II - 2 человека, III -8 человек.
Помимо этого на контроле находятся качество учебных достижений учащихся, с целью констатирования уровня освоенности и сформированности умений и компетентностей учащихся составлены параллели классов по рейтингу используемых возможностей (Таблицы 7, 8, 9) и проведен анализ академической успешности учащихся за академический год:
Таблица 7
Качество учебных достижений учащихся
Параллель | «5» | «4» | «3» | «2» |
І | 39 | 78 | 53 | - |
ІІ | 16 | 72 | 99 | - |
ІІІ | 6 | 16 | 15 | - |
I-III | 59 | 166 | 169 | - |
Таблица 8
Параллели классов по рейтингу использования возможностей
Место | Параллель | Качество (в процентах) | Высший результат в классе | Низший результат в классе |
1 | 2 | 86% | 5 | 3 |
2 | 3 | 75% | 5 | 3 |
3 | 4 | 65% | 5 | 3 |
4 | 10 | 67% | 5 | 3 |
5 | 5,6 | 55% | 5 | 3 |
6 | 7 | 47% | 5 | 3 |
7 | 11 | 45% | 5 | 3 |
8 | 8 | 37% | 5 | 3 |
9 | 9 | 33% | 5 | 3 |
Таблица 9
Анализ академической успешности учащихся за учебный год
Предмет | ФИО учителя | Кол-во учеников, которых обучает учитель | Учатся на |
5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 | 1 |
Русский язык | Иванов Иван Иванович | 43 | 3 | 7 | 15 | 34,9 | 25 | 58,1 | - | - |
Русская лит-ра | 43 | 7 | 16,3 | 19 | 44,2 | 17 | 39,5 | - | - |
| … | | | | | | | | | |
Результатом проведенного мониторинга является не только констатация уровня освоенности учебного материала, степени сформированности умений и компетентностей, но и определяются соответствия полученных результатов требованиям стандартов с целью последующей коррекционной работы среди учащихся и педагогов.
По результатам ежегодных мониторингов академической успеваемости выведена общая таблица с результатами успеваемости за пять лет с целью определения тенденций учебного процесса (Таблицы 9, 10):
Таблица 10
Успеваемости обучающихся школы
Учебный год | Всего обучалось в школе учеников | Учатся на |
5 | % | 4 | % | 3 | % | 2 |
2011-2012 | 516 | 31 | 6,8 | 202 | 44,2 | 224 | 49 | - |
2012-2013 | 451 | 45 | 10 | 207 | 46 | 199 | 44 | - |
2013-2014 | 480 | 52 | 10,8 | 211 | 44 | 217 | 45 | - |
2014-2015 | 336 | 52 | 11,6 | 153 | 45,5 | 131 | 42,9 | - |
2015-2016 | 451 | 59 | 15 | 166 | 42 | 169 | 43 | |
Таблица 11
Результаты государственной аттестации
№ | Предмет | Кол-во участников ГИА | «5» | % от кол-ва участников | Кол-во участников подтвердивших годовую «5» | «4» | % от кол-ва участников | Кол-во участников подтвердивших годовую «4» | «3» | % от кол-ва участников | Кол-во участников подтвердивших годовую «3» | «2» | % от кол-ва участников |
9 – А класс |
1 | Русский язык | 21 | 4 | 19 | 3 | 10 | 47,6 | 10 | 7 | 33,4 | 7 | 0 | 0 |
2 | Математика | 21 | 4 | 19 | 3 | 6 | 28,6 | 6 | 11 | 52,4 | 9 | 0 | 0 |
3 | Биология | 21 | 5 | 23,8 | 4 | 7 | 33,3 | 7 | 9 | 42,9 | 7 | 0 | 0 |
11 – А класс |
4 | Русский язык | 22 | 8 | 36 | 8 | 11 | 50 | 7 | 3 | 14 | 2 | 0 | 0 |
5 | Математика | 9 | 2 | 22 | 2 | 4 | 45 | 2 | 3 | 33 | 1 | 0 | 0 |
6 | Химия | 4 | 4 | 100 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Всемирная история | 7 | 4 | 57 | 4 | 3 | 43 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
8 | Биология | 7 | 1 | 14 | 1 | 6 | 86 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | Литература (русская) | 6 | 6 | 100 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
10 | Иностранный язык (английский) | 11 | 2 | 18 | 2 | 9 | 82 | 6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Мониторинг результатов участия в районных, городских, Республиканских конкурсах позволяет прогнозировать результаты (Таблицы 11, 12), определить слабые места, корректировать воспитательную работу в дальнейшем. Главной целью данного направления мониторинга является совершенствование и стимулирование воспитательной работы школы.
Таблица 12
Результаты участия в районных, городских, Республиканских конкурсах в 2015-2016 уч.г.
№ п/п | Название конкурса | 1 место | 2 место | 3 место |
1 | Республиканская выставка-конкурс по научно-техническому творчеству учащейся молодежи | | + + | + |
| … | | | |
| ВСЕГО | 10 | 13 | 18 |
Таким образом, такая мониторинговая система контроля и планирования, отработана в школе и основана на взаимодействии всех звеньев, подразделений и участников учебно-воспитательного процесса, обеспечивает координацию их деятельности, единство требований, контроля и взаимоконтроля в процессе работы, способствует достижению эффективности и совершенствованию учебно-воспитательного процесса и обеспечивает планомерное развитие школы. Перспективой дальнейшего развития мониторинговой системы работы является расширение спектра взаимосвязей с общественными организациями, молодежными движениями, внедрение инновационных проектов и отслеживание их результативности в рамках учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015-2017 г.
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
Елистратова, И. В. Система управления качеством образовательного процесса : монография / И. В. Елистратова; Нижнетагильская гос. соц.-пед. академия. – Нижний Тагил, 2008. – 168 с.
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результативности // Стандарты и мониторинг. – 2000. – № 5.
Кальней В.А., Шишов С.Е.Технология мониторинга качества в системе «учитель- ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Б.и., 1999
Крылова Н.Н., Рафф С.Е., Чунин В.Н. Мониторинг уровня обученности учащихся: (Как его организовать): Метод. пособие для учителей, рук. обр. учреждений, рук. и спец- тов муниципальных органов управления образованием. – Самара: РЦМО, 2002.