Дисциплина : Математика 2-й курс
Практическая работа № 13
Тема : «Расчет вероятности выигрыша в лотерее»
Цель : научиться в процессе реальной ситуации определять термины теории вероятностей: достоверные, невозможные, равновероятностные, противоположные, совместные и несовместные события; научиться решать игровые задачи.
Наука «Теория вероятности» возникла при решении задач игрового характера (игра в карты, кости, бросок монеты и т. д.). Результаты бросания монеты обладают некоторой закономерностью, хотя итог каждого броска неизвестен.
Результатом различных опытов, наблюдений и измерений является событие.
Событие называется достоверным, если оно обязательно произойдет. Событие называется случайным, если оно может произойти, а может и не произойти. Событие называется невозможным, если оно произойти не может.
События могут быть Совместные и несовместные, равновозможные и неравновозможные, противоположные, зависимые и независимые.
Алгоритм решения задач на расчет вероятности выглядит с.о.:
Обозначить событие А;
Найти число всевозможных исходов – n;
Найти число исходов, благоприятствующих наступлению события А – m;
Найти искомую вероятность Р(А) = .
Теорема умножения. Вероятность (P)произведения двух независимых случайных событий A и B равна произведению их вероятностей:
P(A · B) = P(A) · P(B).
Если A и B зависимы, то P(A · B) = P(A) · P(B/A) = P(B) · P(A/B), где P(A/B), P(B/A) – условие вероятности одного события относительно второго.
Событию A+B соответствует объединение (сумма) множеств исходов соответствующих событиям A + B.
Событию A·B соответствует пересечение множеств исходов, соответствующих событиям А и В.
Задача № 1: В лотерее из 1000 билетов имеются 200 выигрышных. Вынимают наугад один билет. Чему равна вероятность того, что этот билет выигрышный?
Задачи с монетами.
Задача № 2 В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что в первый раз выпадает орёл, а во второй — решка.
Задача № 3. В случайном эксперименте симметричную монету бросают дважды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз.
Задача № 4. В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орел выпадет ровно один раз, а решка два раза.
Задача № 5. В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орел выпадет все три раза
Задачи с игральными костями.
Задача № 6. В случайном эксперименте бросают игральную кость. Найдите вероятность того, что выпадет 5 очков. Результат округлите до сотых.
Задача № 7. В случайном эксперименте бросают игральную кость. Найдите вероятность того, что выпадет четное число очков. Результат округлите до сотых
Задача № 8. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 8 очков. Результат округлите до сотых.
Задача № 9. В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет 7 очков. Результат округлите до сотых.
Разные задачи
Задача № 10. Если гроссмейстер А. играет белыми, то он выигрывает у гроссмейстера Б. с вероятностью 0,52. Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,3. Гроссмейстеры А. и Б. играют две партии, причем во второй партии меняют цвет фигур. Найдите вероятность того, что А. выиграет оба раза.