СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

12345678914еу54н5н

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«12345678914еу54н5н»

Тема урока: « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы»

Цели урока: помочь учащимся в усвоении орфограммы № , научить различать союзы и омонимичные им сочетания, дать учащимся понятие об анафоре

Задачи урока:

  1. образовательные; в процессе выполнения заданий на слайдах, заданий из КИМов ЕГЭ, упражнения учебника добиться понимания учащимися нового материала

  2. развивающие; создать мотивационную основу для формирования умения правильно писать союзы, различать союзы и омонимичные сочетания местоимений, наречий с частицами же, бы; организовать работу по закреплению данного умения

  3. воспитательные; привести учащихся к осознанию того, что для человека очень важна его семья, его родные и близкие; привить интерес к предмету.

Тип урока: урок объяснения нового материала, урок- путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы с алгоритмами. Магнитная доска, сигнальные карточки, раздаточный материал.

Кабинет украшен рисунками, изображающими паровозики. Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит в течение 45 минут совершить путешествие в страну Союзов. Запишите сегодняшнее число. Для того, чтобы иметь возможность покататься на поезде, нужно иметь билеты. Вместо билетов у нас перфокарты.

  1. Работа с перфокартами.

Учитель: Ребята, перед вами перфокарта. Слева- предложения, а справа- схемы. Вы должны найти соответствие между ними и указать стрелочками.



1. Слово «мама» самое прекрасное на земле, так нежно оно звучит на всех языках мира.


[ ], ( что…)


2. Мама - первый человек, которого мы любим в жизни.


[ ], ( которого…)


3. Мы верим и знаем, что руки матери чудотворны.


[ ], зато [ ]

4. Взгляд мамы самый нежный и добрый, зато он самый строгий и требовательный.


[ ],( которое…)


5. Мама дарит нам то душевное тепло, которое не может подарить никто другой.


О, О и О.


6. Что мы делали бы без любви, заботы и нежности наших матерей.


[ ], [ ].



3. Фронтальный опрос.

Учитель: Итак, ребята, все вы можете отправляться в путешествие. Счастливого пути! Первая наша станция Проверочная. Давайте вспомним, что мы знаем о союзах.

  1. Покажите на пальчиках, сколько всего частей речи.

  2. На какие 2 группы они делятся?

  3. Сколько всего самостоятельных частей речи? Перечислите их.

  4. Сколько всего служебных частей речи? Перечислите их.

  5. Что такое союз?

  6. На какие 2 группы делятся союзы?


  1. Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами должны вспомнить, какие виды союзов существуют, мы узнаем, как они пишутся, научимся отличать союзы от других сочетаний слов. Следующая станция- Научная.


Слайды № 6,7

Тема нашего урока: «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы». Запишите тему урока, а пока пишите, подумайте, как пишутся союзы.

Слайд № 8

Работа с таблицей



ЗАПОМНИТЕ: СОЮЗЫ НИКОГДА НЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС!


Учитель: Ребята, этот отрезок пути самый длинный, а остановка самая длительная. У нас есть Промежуточная Парковая станция. Вы можете отдохнуть, прогуляться по парку. Но будьте осторожны, другие пассажиры заблудились и насилу нашли друг друга.


Учащиеся в костюмах, изображающих части речи, показывают сценку.


Учитель: Вы только что увидели, ребята, что союзы имеют омонимичные сочетания: также и так же, чтобы и что бы, тоже и то же. Мы научимся их различать.


Работа со слайдами.


  • Что(бы) маме подарить на Восьмое марта?

  • Мы купили цветы, что(бы) подарить их маме.


Учитель: Чтобы правильно раскрыть скобки, давайте обратим внимание на магнитную доску.

Работа с магнитной доской.

Ребята, можем ли мы переместить БЫ или опустить в первом предложении?

А во втором?

Давайте обратим внимание на алгоритм. Алгоритм- это порядок рассуждения.




Это правило-помощник №1.


Можем ли мы опустить, переместить БЫ? Если ДА, то пишем раздельно, а если НЕТ, то слитно.


Запишем эти предложения.


Ребята, путешествие нам предстоит долгое, мы приехали на станцию Промежуточную Парковую. Здесь вы можете отдохнуть, прогуляться по дорожкам паркам, но будьте осторожны: однажды части речи и фрагменты слов потеряли друг друга и долго искали.


Учащиеся в костюмах с надписями: «то, указательное местоимение», «же, частица», «так, местоименное наречие», «же, частица», «так», «же», «то», «же» «ищут» и «находят» друг друга.


Работа со слайдом.


Я испекла то(же) пирожное, что пекла наша бабушка.

Мы с бабулей очень похожи:
Я – Маша, бабушка то(же).
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.


Учитель: Ребята, открою вам один секрет. Есть еще одно правило-помощник. Посмотрите на алгоритм №2.


Можно ли слово заменить местоимением, прилагательным или наречием? Если ДА, то это местоимение или наречие, пишем раздельно.

Если НЕТ, то отвечаем на вопрос: «Можем ли заменить синонимичным союзом?», если ДА, то пишем слитно.


Можем ли мы заменить то в первом предложении?

Учащиеся: Да, можем, например, песочное пирожное, ванильное пирожное.

Значит, пишем раздельно.


А во втором?

Учащиеся: Можем заменить союзом «и», значит, пишем слитно.


Появляется слайд.



Я испекла то же пирожное, что пекла наша бабушка.

Мы с бабулей очень похожи:
Я – Маша, бабушка тоже ( = и).
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.


Учащиеся записывают примеры.

Ребята, какие еще синонимичные союзы вы знаете?

  • Тоже = также, и

  • Чтобы = для того чтобы





Слайд.

Любили тебя без особых причин
За(то), что ты внук,
За(то), что ты сын,
За(то), что малыш,
За(то), что растешь,
За(то), что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.


Беседа с учащимися:

  1. Скажите, ребята, какова тема этого стихотворения?

  2. Чему оно нас учит?

Обратите внимание на начало каждой строчки. Это не случайно. Повтор в начале строк в стихотворении или в начале соседних предложений называется анафорой.

Давайте подумаем, как же раскрыть скобочки?


Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на следующий алгоритм.

Правило-помощник №3.

Являются ли ТО, ТАК, ЧТО, ТОМУ, ТОГО, ЧЕГО членами предложения?

Если ДА, то пишем раздельно.

Если НЕТ, то пишем слитно.


Давайте попробуем задать вопрос к слову «то»? Каким членом предложения является «то» ?


Учащиеся: «то»- это дополнение, значит пишем раздельно.


Слайд.


Так(же), как в дыхании, мы в любом возрасте нуждаемся в родительской любви.

Если в семье царят взаимопонимание, доверие, тепло, а так(же) уют, то это – настоящее счастье.


Попробуйте раскрыть скобки. Обратите внимание на то, как обозначается эта орфограмма.


Так _ же, как в дыхании, мы в любом возрасте нуждаемся в родительской любви. (же можно опустить)


Если в семье царят взаимопонимание,

союз

доверие, тепло, а также (=и) уют, то это – настоящее счастье. (же нельзя опустить)

5. Закрепление


Молодцы, а теперь немного отдохнем, следующая станция- «Спортивная».

Мы проведем физкультминутку, встаньте, распрямите плечи, вытяните руки и посмотрите на экран, если вы считаете, что слово пишется слитно, то вытянутые руки сожмите, а если раздельно, то руки опустите вниз.


Слайды:


  • Что(бы) приготовить к празднику, что(бы) порадовать гостей?

  • От(чего) я не девчонка, я бы маме так помог!

  • Мы любим маму
    Как хорошего друга
    За(то), что у нас
    С нею все сообща,
    Мы любим ее и за(то), что порою
    Становятся строже
    В морщинках глаза.

Учитель: Хорошо, ребята, наша следующая станция- «Книжная». Давайте выполним упражнение.


Работа с учебником.

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока очень важна, потому что в задании А18 на ЕГЭ встречаются задания на эту орфограмму. Станция «Экзаменационная». Справимся ли мы с заданиями КИМов? Попробуем?


Слайды

Если человек живет, ЧТО(БЫ) приносить людям добро, облегчать их страдания, то есть дарить им радость и счастье, то о нем будут помнить, а его человечность станет для всех примером.


Летчик-испытатель- трудная, опасная, ЗА(ТО) очень нужная профессия, и именно по этому пути мечтают пройти многие мальчишки.


Если ты хочешь, ЧТО(БЫ) вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо.

Пренебречь родителями, оставить их без заботы – ТО(ЖЕ) самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то ни было нами сделанное.


Учитель: Ребята, вы молодцы, замечательно справились с заданием. Следующее задание-кроссворд.



1.Как называются союзы а, но, да(= но), однако, зато. 2. Вставьте подходящий по смыслу союз. Песня за домом смолкла,…над прудом соловей заводил свою. 3. Как пишется выделенное слово и чем является так.
Солнце спряталось так(же) внезапно, как и появилось, погасла рябина и потемнело озеро. 4. Союз- это… часть речи. 5. Союз, равный по значению союзу «и». 6. Союз со значением цели.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок


Учитель: Молодцы. Скажите, ребята, какова была тема нашего урока? Расскажите о правилах, которыми вы пользуетесь, чтобы правильно писать союзы и омонимичные им сочетания?

В оценочные листы выставьте себе оценки, 5 баллов- пятерка, 4 балла- четверка, тройки и двойки сегодня не ставим.

7. Рефлексия.

Ребята, если вам понравился урок, наклейте на доску смайлик с улыбочкой. А если не понравился, то смайлик с обратной улыбкой.

Урок окончен, до свидания, спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!