Тема урока: « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы»
Цели урока: помочь учащимся в усвоении орфограммы № , научить различать союзы и омонимичные им сочетания, дать учащимся понятие об анафоре
Задачи урока:
образовательные; в процессе выполнения заданий на слайдах, заданий из КИМов ЕГЭ, упражнения учебника добиться понимания учащимися нового материала
развивающие; создать мотивационную основу для формирования умения правильно писать союзы, различать союзы и омонимичные сочетания местоимений, наречий с частицами же, бы; организовать работу по закреплению данного умения
воспитательные; привести учащихся к осознанию того, что для человека очень важна его семья, его родные и близкие; привить интерес к предмету.
Тип урока: урок объяснения нового материала, урок- путешествие
Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы с алгоритмами. Магнитная доска, сигнальные карточки, раздаточный материал.
Кабинет украшен рисунками, изображающими паровозики. Звучит песня Шаинского «Голубой вагон».
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит в течение 45 минут совершить путешествие в страну Союзов. Запишите сегодняшнее число. Для того, чтобы иметь возможность покататься на поезде, нужно иметь билеты. Вместо билетов у нас перфокарты.
Работа с перфокартами.
Учитель: Ребята, перед вами перфокарта. Слева- предложения, а справа- схемы. Вы должны найти соответствие между ними и указать стрелочками.
1. Слово «мама» самое прекрасное на земле, так нежно оно звучит на всех языках мира. | | [ ], ( что…) |
2. Мама - первый человек, которого мы любим в жизни. | | [ ], ( которого…) |
3. Мы верим и знаем, что руки матери чудотворны. | | [ ], зато [ ] |
4. Взгляд мамы самый нежный и добрый, зато он самый строгий и требовательный. | | [ ],( которое…) |
5. Мама дарит нам то душевное тепло, которое не может подарить никто другой. | | О, О и О. |
6. Что мы делали бы без любви, заботы и нежности наших матерей. | | [ ], [ ]. |
3. Фронтальный опрос.
Учитель: Итак, ребята, все вы можете отправляться в путешествие. Счастливого пути! Первая наша станция Проверочная. Давайте вспомним, что мы знаем о союзах.
Покажите на пальчиках, сколько всего частей речи.
На какие 2 группы они делятся?
Сколько всего самостоятельных частей речи? Перечислите их.
Сколько всего служебных частей речи? Перечислите их.
Что такое союз?
На какие 2 группы делятся союзы?
Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами должны вспомнить, какие виды союзов существуют, мы узнаем, как они пишутся, научимся отличать союзы от других сочетаний слов. Следующая станция- Научная.
Слайды № 6,7
Тема нашего урока: «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы». Запишите тему урока, а пока пишите, подумайте, как пишутся союзы.
Слайд № 8
Работа с таблицей
ЗАПОМНИТЕ: СОЮЗЫ НИКОГДА НЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС!
Учитель: Ребята, этот отрезок пути самый длинный, а остановка самая длительная. У нас есть Промежуточная Парковая станция. Вы можете отдохнуть, прогуляться по парку. Но будьте осторожны, другие пассажиры заблудились и насилу нашли друг друга.
Учащиеся в костюмах, изображающих части речи, показывают сценку.
Учитель: Вы только что увидели, ребята, что союзы имеют омонимичные сочетания: также и так же, чтобы и что бы, тоже и то же. Мы научимся их различать.
Работа со слайдами.
Что(бы) маме подарить на Восьмое марта?
Мы купили цветы, что(бы) подарить их маме.
Учитель: Чтобы правильно раскрыть скобки, давайте обратим внимание на магнитную доску.
Работа с магнитной доской.
Ребята, можем ли мы переместить БЫ или опустить в первом предложении?
А во втором?
Давайте обратим внимание на алгоритм. Алгоритм- это порядок рассуждения.
Это правило-помощник №1.
Можем ли мы опустить, переместить БЫ? Если ДА, то пишем раздельно, а если НЕТ, то слитно.
Запишем эти предложения.
Ребята, путешествие нам предстоит долгое, мы приехали на станцию Промежуточную Парковую. Здесь вы можете отдохнуть, прогуляться по дорожкам паркам, но будьте осторожны: однажды части речи и фрагменты слов потеряли друг друга и долго искали.
Учащиеся в костюмах с надписями: «то, указательное местоимение», «же, частица», «так, местоименное наречие», «же, частица», «так», «же», «то», «же» «ищут» и «находят» друг друга.
Работа со слайдом.
Я испекла то(же) пирожное, что пекла наша бабушка.
Мы с бабулей очень похожи:
Я – Маша, бабушка то(же).
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.
Учитель: Ребята, открою вам один секрет. Есть еще одно правило-помощник. Посмотрите на алгоритм №2.
Можно ли слово заменить местоимением, прилагательным или наречием? Если ДА, то это местоимение или наречие, пишем раздельно.
Если НЕТ, то отвечаем на вопрос: «Можем ли заменить синонимичным союзом?», если ДА, то пишем слитно.
Можем ли мы заменить то в первом предложении?
Учащиеся: Да, можем, например, песочное пирожное, ванильное пирожное.
Значит, пишем раздельно.
А во втором?
Учащиеся: Можем заменить союзом «и», значит, пишем слитно.
Появляется слайд.
Я испекла то же пирожное, что пекла наша бабушка.
Мы с бабулей очень похожи:
Я – Маша, бабушка тоже ( = и).
Она у меня не старушка,
А лучшая в мире подружка.
Учащиеся записывают примеры.
Ребята, какие еще синонимичные союзы вы знаете?
Тоже = также, и
Чтобы = для того чтобы
Слайд.
Любили тебя без особых причин
За(то), что ты внук,
За(то), что ты сын,
За(то), что малыш,
За(то), что растешь,
За(то), что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Беседа с учащимися:
Скажите, ребята, какова тема этого стихотворения?
Чему оно нас учит?
Обратите внимание на начало каждой строчки. Это не случайно. Повтор в начале строк в стихотворении или в начале соседних предложений называется анафорой.
Давайте подумаем, как же раскрыть скобочки?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на следующий алгоритм.
Правило-помощник №3.
Являются ли ТО, ТАК, ЧТО, ТОМУ, ТОГО, ЧЕГО членами предложения?
Если ДА, то пишем раздельно.
Если НЕТ, то пишем слитно.
Давайте попробуем задать вопрос к слову «то»? Каким членом предложения является «то» ?
Учащиеся: «то»- это дополнение, значит пишем раздельно.
Слайд.
Так(же), как в дыхании, мы в любом возрасте нуждаемся в родительской любви.
Если в семье царят взаимопонимание, доверие, тепло, а так(же) уют, то это – настоящее счастье.
Попробуйте раскрыть скобки. Обратите внимание на то, как обозначается эта орфограмма.
Так _ же, как в дыхании, мы в любом возрасте нуждаемся в родительской любви. (же можно опустить)
Если в семье царят взаимопонимание,
союз
доверие, тепло, а также (=и) уют, то это – настоящее счастье. (же нельзя опустить)
5. Закрепление
Молодцы, а теперь немного отдохнем, следующая станция- «Спортивная».
Мы проведем физкультминутку, встаньте, распрямите плечи, вытяните руки и посмотрите на экран, если вы считаете, что слово пишется слитно, то вытянутые руки сожмите, а если раздельно, то руки опустите вниз.
Слайды:
Что(бы) приготовить к празднику, что(бы) порадовать гостей?
От(чего) я не девчонка, я бы маме так помог!
Мы любим маму
Как хорошего друга
За(то), что у нас
С нею все сообща,
Мы любим ее и за(то), что порою
Становятся строже
В морщинках глаза.
Учитель: Хорошо, ребята, наша следующая станция- «Книжная». Давайте выполним упражнение.
Работа с учебником.
Ребята, тема нашего сегодняшнего урока очень важна, потому что в задании А18 на ЕГЭ встречаются задания на эту орфограмму. Станция «Экзаменационная». Справимся ли мы с заданиями КИМов? Попробуем?
Слайды
Если человек живет, ЧТО(БЫ) приносить людям добро, облегчать их страдания, то есть дарить им радость и счастье, то о нем будут помнить, а его человечность станет для всех примером.
Летчик-испытатель- трудная, опасная, ЗА(ТО) очень нужная профессия, и именно по этому пути мечтают пройти многие мальчишки.
Если ты хочешь, ЧТО(БЫ) вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо.
Пренебречь родителями, оставить их без заботы – ТО(ЖЕ) самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то ни было нами сделанное.
Учитель: Ребята, вы молодцы, замечательно справились с заданием. Следующее задание-кроссворд.
1.Как называются союзы а, но, да(= но), однако, зато. 2. Вставьте подходящий по смыслу союз. Песня за домом смолкла,…над прудом соловей заводил свою. 3. Как пишется выделенное слово и чем является так.
Солнце спряталось так(же) внезапно, как и появилось, погасла рябина и потемнело озеро. 4. Союз- это… часть речи. 5. Союз, равный по значению союзу «и». 6. Союз со значением цели.
6. Подведение итогов урока, выставление оценок
Учитель: Молодцы. Скажите, ребята, какова была тема нашего урока? Расскажите о правилах, которыми вы пользуетесь, чтобы правильно писать союзы и омонимичные им сочетания?
В оценочные листы выставьте себе оценки, 5 баллов- пятерка, 4 балла- четверка, тройки и двойки сегодня не ставим.
7. Рефлексия.
Ребята, если вам понравился урок, наклейте на доску смайлик с улыбочкой. А если не понравился, то смайлик с обратной улыбкой.
Урок окончен, до свидания, спасибо за урок.