СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №18 Трагическая любовь героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающей пошлостью

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью;
  2. развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;
  3. уяснить нравственные уроки М. А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №18»

11 класс


Урок №18

Трагическая любовь героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в конфликте с окружающей пошлостью

Цель:

  1. ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви; всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью;

  2. развивать творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;

  3. уяснить нравственные уроки М. А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание романа; формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; участвуют в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

Оборудование:

портрет М. А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита», иллюстрации к роману, фрагменты фильма «Мастер и Маргарита», аудио - стихотворение А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» (к\ф «Ирония судьбы»).

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

  1. Постановка цели и задач урока.

  1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»

  • О чём это стихотворение?

  • Каким вы представляете героя «Баллады…»?

  • Какими качествами обладает героиня?

  • Как данное стихотворение связано с романом Булгакова?

  1. Прогнозирование темы. Целеполагание.

Эпиграф урока:

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете

настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.

За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Сегодня на уроке речь пойдёт о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя её Маргарита. Мы попытаемся разобраться, что значит, по Булгакову, настоящая, верная, вечная любовь?

Учащиеся отмечают, что это стихотворение о любви, построено в виде разговора двух любящих людей. Но мужчина, на их взгляд, чего-то боится, чем-то обеспокоен, а женщина, наоборот, натура сильная, уверенная в том, что их встреча произойдет, ее молитва спасет любимого от гибели. Их любовь напоминает историю любви Мастера и Маргариты.

Учащиеся прогнозируют тему урока, записывают эпиграф, формулируют цели и задачи.


  1. Работа над темой урока


  1. Ассоциативная карта. Работа над составлением акростиха / слово - Маргарита/

  • Какие ассоциации возникают у вас с именем Маргарита?

  1. Аналитическая работа с текстом романа «Мастер и Маргарита»

  1. Встреча Мастера и Маргариты.

  • Расскажите о Мастере и Маргарите. Как они жили до встречи?

(Вставка: 4 серия, 33:25 – 36:20 – Встреча Мастера и Маргариты)

  • Как изменилась жизнь Маргариты, когда вошёл в неё Мастер?

  • Как складывались их взаимоотношения? Почему они были нужны друг другу?

Вывод:

В 1 части романа мы видим бескорыстную, самоотверженную женщину, которая способна принимать интересы и устремления любимого как свои, жить его жизнью и помогать во всём, чем можешь, уметь разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты стать опорой любимому. Такой и была любовь Маргариты до разлуки с Мастером.


2) Маргарита на балу у Воланда

  • Что случилось с Маргаритой, когда Мастер исчез?

  • Как Маргарита вступает в бой за возлюбленного? На что она готова ради него?

  • Какой эпизод на балу у Воланда стал подтверждением восхождения по лестнице великой любви к людям?

  • Почему Воланд вмешивается в судьбу главных героев романа? Как он с ними поступает?

Вывод:

Определение «верная» раскрывается во II части романа, когда женщина остаётся одна и не имеет никаких известий о Мастере. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу, причем для неё совершенно безразлично, на каком свете это произойдёт. «Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободой от всех норм и законов и испытание встречей с вечными силами. Маргарита вступает в бой за возлюбленного. Ради него она готова на всё. Превратившись в ведьму, став королевой на балу у Сатаны (Воланда), (Вставка: 7 серия, 29:30 – 30:45 – Бал у Сатаны) она с нетерпением ждёт возможности попросить Воланда об обещанной встрече с Мастером. И эта встреча состоялась. Воланд дарит им, измученным и истерзанным враждебным миром, великое счастье: наконец-то встретившись, они обретают заслуженный ими покой вне существующего общества. Кроме того, именно на балу у Воланда Маргарита поднимается на более высокую ступень, жертвуя своей любовью ради спокойствия Фриды – абсолютно чужого ей человека. (Вставка: 8 серия, 10:35 – 16:45 – Маргарита просит Воланда о встрече; «Рукописи не горят…»)


  1. ŠМини-дискуссия

  • «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» — восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.

  • Любовь-жертва, любовь-взаимопонимание, любовь-страсть. Какую любовь рисует автор?

  • Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?

  • Как в главах о любви М. А. Булгаков использует приём противопоставления?

Диаграмма Венна (Запись на доске и в тетрадях.)

Любовь Мастера и Маргариты. Какая она?


ОН

ОНА


Отчаивается, разочаровывается отказывается от борьбы за роман; не борется за любовь, не подаёт о себе вестейОтчаивается, разочаровывается отказывается от борьбы за роман; не борется за любовь, не подаёт, о себе вестей

Успокаивает Мастера; готова мстить обидчикам; становится ведьмой, чтобы вернуть Мастера

Любят друг друга, любят роман, переживают о его судьбе









Вывод:

Маргарита – сильная личность, способная на самопожертвование ради любимого. Мастер-безвольный, сломленный тоталитарной властью художник.


  • Так каков же смысл финала романа?

И Мастера, и Маргариту общество лишило своей поддержки. Поэтому оба они вынуждены уйти под опеку к Воланду, могущественному князю тьмы в мире хаоса, бесправия, морального и физического гнёта.

Любовь, как и творчество, то есть два наиболее высоких проявления духовности человека, оказывается выброшенной за пределы интересов данного общества и вынуждена идти за помощью к Сатане. Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». И герои уходят из общества, где нет места творчеству и любви. Мастеру и Маргарите смерть даётся как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. (Вставка: 9 серия, 48:20 – 50)

  • Почему Булгаков отказал Мастеру в свете, а дал покой?

Свет получают борцы, сильные личности, а мастер слаб. Он не в состоянии бороться за свою любовь, за свой роман, поэтому заслуживает покой. За него просит Иешуа, считая, что Мастер недостоин света. Маргарита же своей любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда герою здесь не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или, точнее, на границе двух миров — света и тьмы — Маргарита становится поводырём и хранителем возлюбленного: «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память Мастера, беспокойная, исколотая иглами память, стала потухать». (Вставка: 10 серия, 31:30 – 32:22)


Подбирают ассоциации, составляют акростих.


Обсуждают предложенные вопросы учителя, делают выводы о том, как представляет Булгаков настоящую, верную, вечную любовь в своем произведении, аргументируя текстом романа.

































Участвуют в обсуждении дискуссионных вопросов, выдвигая и аргументируя свою точку зрения.





Заполняют диаграмму Венна, на основание которой пытаются объяснить смысл финала произведения

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока


1. «Микрофон»

– Что же стоит за авторскими определениями «настоящая, верная, вечная» любовь?

В результате работы с текстом заполняется схема:

Настоящая: бескорыстие, самоотверженность, способность помогать всем, чем можешь, разделять не только радость, но и неудачи, быть опорой

 

Верная: верна чувству, не теряет надежды на встречу (для нее безразлично, на каком свете)

 

Вечная: пройдя через испытание на балу Сатаны, отстояла право на любовь


Со способностью любить ближнего больше, чем себя, начинается восхождение человека по лестнице любви

  • Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь — это…»

2. Обобщающее слово учителя

— Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих им стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

Возвращаясь к эпиграфу урока, заполняют схему, делают вывод, что есть любовь по Булгакову

Домашнее задание


1. Знать содержание романа «Мастер и Маргарита».

2. Подготовка к сочинению по произведениям Булгакова





Просмотр содержимого презентации
«11 класс Булгаков Тема любви»

М. А. Булгаков Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»

М. А. Булгаков

Любовь и творчество на страницах романа «Мастер и Маргарита»

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Любовь Мастер Маргарита

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество

Любовь

Мастер

Маргарита

Что принесла любовь главным героям? Какую ответственность несет творец за свое произведение? Кого можно назвать настоящим писателем? На какие жертвы готов любящий человек?
  • Что принесла любовь главным героям?
  • Какую ответственность несет творец за свое произведение?
  • Кого можно назвать настоящим писателем?
  • На какие жертвы готов любящий человек?
Роль Маргариты в жизни Мастера

Роль Маргариты в жизни Мастера

Роль Маргариты в жизни Мастера За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной любви?... За мной, читатель, … и я покажу тебе такую любовь!  По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Роль Маргариты в жизни Мастера

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что

нет на свете настоящей, верной

любви?... За мной, читатель, … и я покажу

тебе такую любовь!

По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви, в любви заключена мировая тайна. Любовь – это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна. Таково чувство Мастера и Маргариты.

Роман – смысл жизни Мастера  Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается .  Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.  Образ Мастера позволяет  М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.

Роман – смысл жизни Мастера

Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа и статьи под названиями «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец», он сдается .

Мастер делает свой выбор . Он решает сжечь свой роман, бывший смыслом его жизни.

Образ Мастера позволяет

М. А. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант . Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, чтобы это произведение не приносило больше страданий никому.

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество Творчество Антитворчество Мастер МАССОЛИТ Иван Бездомный

Проблемный вопрос: как связаны в романе любовь и творчество

Творчество

Антитворчество

Мастер

МАССОЛИТ

Иван Бездомный

Пилат

Пилат

Пилат и Иешуа

Пилат и Иешуа

ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ

ТЕМА ТВОРЧЕСТВА В РОМАНЕ

МАССОЛИТ и Мастер - Помилуйте, это, в конце концов, смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!  Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП.  Чем озабочены члены МАССОЛИТА ?  Какое отношение имеют они к искусству?

МАССОЛИТ и Мастер

- Помилуйте, это, в конце концов,

смешно, - не сдавался Коровьев, - вовсе

не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет!

Символом писателей – лакировщиков действительности – в романе является МАССОЛИТ. Это название выдуманной Булгаковым Московской ассоциации литераторов, напоминающее другую аббревиатуру – РАПП.

Чем озабочены члены МАССОЛИТА ?

Какое отношение имеют они к искусству?

МАССОЛИТ и Мастер  Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера.  Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.

МАССОЛИТ и Мастер

Но М. А. Булгаков, показывая мир «писателей» 20 – 30-х годов, не говорит о том, что в эти годы не было истинных писателей, преданных искусству слова, отдававших всю свою жизнь творчеству. К этим людям Булгаков относит Мастера.

Среда членов МАССОЛИТА отталкивает Мастера, она не просто отвратительна ему. Именно эта организация коренным образом изменила его судьбу.

МАССОЛИТ и Мастер   Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.

МАССОЛИТ и Мастер

Роман мастера, не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может увидеть света . В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность. Возможность для творческой жизни он обретает лишь в потустороннем мире.

Мастер и Иван Бездомный

Мастер и Иван Бездомный

Герои - двойники

Герои - двойники

  • Мастер – Иешуа
  • Алоизий – Иуда
  • Иван – Левий Матвей
  • Наташа - Гелла
Предметы - двойники

Предметы - двойники

Триады

Триады

  • Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
  • Афраний – Фагот-Коровьев – врач Фёдор Васильевич
  • Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
  • Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
  • Низа – Гелла – Наташа
  • Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
  • Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
  • Пёс Банга - кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Тема любви в романе

Тема любви в романе

Маргарита

Маргарита

Первая встреча

Первая встреча

Маргарита «Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.

Маргарита

«Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно − с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену.

Мастер и Маргарита « Словом… Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер».

Мастер и Маргарита

« Словом… Она была счастлива?

Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю. Мне неизвестно.

Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер».

Роль Маргариты в жизни Мастера  Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.  Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.

Роль Маргариты в жизни Мастера

Явившаяся как внезапное озарение, внезапно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая связь двух людей.

Героиня романа «Мастер и Маргарита» предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию спасают Мастера.

Роман – смысл жизни Мастера  Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество. В. Гюго Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.

Роман – смысл жизни Мастера

Автор создает книгу, общество принимает или отвергает ее. Творец книги – автор, творец ее судьбы – общество.

В. Гюго

Весной Мастер встретил Маргариту. В августе роман о Понтии Пилате, ставший смыслом жизни Мастера, был закончен. Это было произведение, созданное в обстановке полной творческой свободы, и поэтому оно резко отличалось от других произведений того времени.

Роман – смысл жизни Мастера  Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света.  Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона .

Роман – смысл жизни Мастера

Мастер мог продолжить свою борьбу , или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни . Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры , и поэтому автор считает, что его герой не заслужил света.

Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как человеку. Булгаков ставит диагноз обществу, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона .

Самопожертвование Маргариты Страдальцы любви, я завидую вам. Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!     Саади  Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Самопожертвование Маргариты

Страдальцы любви, я завидую вам.

Знакомы вам язвы, знаком и бальзам!

Саади

Возврата в современный московский мир для Мастера нет: лишив возможности творить, возможности видеться с любимой, враги лишили его и смысла жизни на этом свете. И именно любовь Маргариты, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Самопожертвование Маргариты  Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она.  После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.

Самопожертвование Маргариты

Героиня оказалась перед трудным выбором . Осознавая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к мастеру. « Я погибаю из-за любви », - говорит она.

После бала Воланд испытывает Маргариту, предлагая сделать еще один выбор . И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, героиня просит не за себя , а за Фриду.

Самопожертвование Маргариты

Самопожертвование Маргариты

Самопожертвование Маргариты  Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Самопожертвование Маргариты

Итак, образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие . Именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

Маргарита действует по велению голоса сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души , и за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Самопожертвование Маргариты  Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу .

Самопожертвование Маргариты

Возможно, это и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Для понимания самоотверженности Маргариты важно и то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит ». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера, ведь для нее самое главное – быть с ним, отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу .

Мастер и Маргарита    В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру.  Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.

Мастер и Маргарита

В дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий. Возможность творения – вот подлинная награда Мастеру.

Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит

Заключение  В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.

Заключение

В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.

Кот Бегемот

Кот Бегемот


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!