СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс Урок №1.Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся с периодизацией, общей характеристикой и своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; формируют представление об основных тенденциях в литературе XX вв.; определяют значение русской литературы в развитии мирового литературного процесса; составляют опорную схему - конспект темы урока, участвуют в беседе, используя собственные знания; анализируют, классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры XX в.

Просмотр содержимого документа
«11 класс Урок №1.Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов.»

11 класс

Урок 1.


Тема. Русская литература ХХ века после 1917 года и начала ХХI века: Писатель и время. Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Историко-литературное обоснование основных периодов.

Цели:


  1. ознакомить учащихся с литературой, изучаемой в 11-м классе; показать основные тенденции развития русской литературы ХХ века, ее значение в мировом литературном процессе;

  2. выявить уровень литературного развития учащихся; формировать гуманистические ценности в духовном развитии учащихся;

  3. воспитывать духовно развитую личность, готовую к самопознанию и самосовершенствованию.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают периодизацию, общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе XX вв.; определяют значение русской литературы в развитии мирового литературного процесса; учащиеся составляют опорную схему - конспект темы урока, участвуют в беседе, используя собственные знания; анализируют, классифицируют ключевые события и проблемы русской культуры XX в.

Оборудование:

позитивный ролик, учебник, раздаточный материал (таблица), рисунки для рефлексии, стикеры

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Позитивный настрой.

Целеполагание.

- Определите ключевые слова в теме урока. Исходя из предложенной темы и выбранных ключевых слов, сформулируйте цель урока.

Просмотр позитивного ролика

Определяют ключевые слова темы. Формулируют цель урока.

  1. Работа по теме урока. Составление опорной схемы-конспекта.


  1. Понятия «советская литература» и «русская литература».

- С октябрьской революции 1917 года до распада Советского Союза (1990-1991 гг.) литература определялась как «советская». Учебник же носит название «Русская литература». В чем вы видите разницу между данными понятиями?







  1. Взгляды на художественное творчество.

- Несмотря на то, что Россия стала тоталитарным государством на долгие годы, существовали различные взгляды на художественное творчество. Каковы были данные взгляды? Кто стал ярким выразителем данных художественных концепций?





  1. Антикультурная революция.

– Какие факты истории вы можете привести, свидетельствующие об антикультурной революции в России ХХ века?




  1. Периодизация русской литературы (в основе сквозная проблема: «художник и власть»)

Предлагает заполнить таблицу на основе материала учебника.

Осуществляет проверку записей, вносит коррективы.




Задание 1.

  1. Обсуждение проблемного вопроса.

  2. Чтение учебника, стр. 3

  3. Составление опорной схемы-конспекта

Советская

литература

Русская

  1. Исторически связанное с периодом единовластия коммунистов;

  2. Должно соответствовать коммунистической идеологии.



Россия – тоталитарное государство!

Противостояние и сосуществование




Сложный драматический характер

Вольнолюбивая, реалистическая, стоявшая на стороне «униженных и оскорбленных», не идущая на сделку с совестью


Задание 2.

  1. Чтение учебника, стр. 4-5

  2. Составление опорной схемы-конспекта

Ленин


Валерий Брюсов

1905 г. – статья «Партийная организация и партийная литература»: строгое подчинение литературы политике; художник должен творить «по указке партии»; отвергается всякое инакомыслие.


Взгляды «полярны»




Антикультурная

революция

Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и уважением к чужому мнению, убеждению.


Задание 3.

Делают записи в тетради:

  • Разрушение храмов;

  • Строительство лагерей ГУЛАГа (Соловки);

  • Запрет буржуазной и либерально-демократической печати;

  • Расстреляны или высланы из России философы, писатели, ученые - эмиграция, диссидентство и др. формы оппозиции

Задание 4.

  1. Чтение учебника, стр. 6.

  2. Заполнение таблицы.

Период

Краткая характеристика

Революция и литература (1905-1929 гг.)


Художник и власть (1930-е – середина 1950 гг.)


Приспособление советских ценностей к общечеловеческим (1956-конец 1980-х)


Отечественный постмодернизм



  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Учащиеся выбирают рисунок, приклеивают на него стикер.

  • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

  • Мясорубка – информацию переработаю.

  • Корзина – всё выброшу.

Делают пояснения к своему выбору (несколько учащихся заслушать)

Домашнее задание.

  1. Конспект урока

  2. «Литературная визитка» о жизни и творчестве В. В. Маяковского

  3. Чтение поэма «Облако в штанах»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!