СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского «Сердце, отданное детям»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия

Познакомить студентов с жизненным и творческим путем советского педагога, писателя, В. А. Сухомлинского.

- Учить  видеть красоту окружающего нас, передавать словами увиденное.

- Формировать умение рассуждать, доказывать, объяснять, оценивать поступки героев и параллельно свои. Побудить к познанию мира; расширять, углублять, систематизировать знания о моральных нормах и правилах культурного поведения.

- Воспитывать у учащихся  патриотические чувства, трудолюбие, уважение к старшим и любовь к родной земле, доброту, человечность, потребность в настоящей дружбе,  отзывчивость, милосердие в отношении к близким и чужим, осуждение проявлений жестокости, равнодушия, зависти, ненависти, недоброжелательства.

Просмотр содержимого документа
«100-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского «Сердце, отданное детям»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

ГБПОУ РД «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ М.М.МЕДЖИДОВА»









Мероприятие посвященное

100-летию со дня рождения
В.А. Сухомлинского



«Сердце, отданное детям»











Подготовила: преподаватель

психолого-педагогических

дисциплин

Меджидова В.Х.





«Сердце, отданное детям»

Цель мероприятия

Познакомить студентов с жизненным и творческим путем советского педагога, писателя, В. А. Сухомлинского.

- Учить видеть красоту окружающего нас, передавать словами увиденное.

- Формировать умение рассуждать, доказывать, объяснять, оценивать поступки героев и параллельно свои. Побудить к познанию мира; расширять, углублять, систематизировать знания о моральных нормах и правилах культурного поведения.

- Воспитывать у учащихся патриотические чувства, трудолюбие, уважение к старшим и любовь к родной земле, доброту, человечность, потребность в настоящей дружбе, отзывчивость, милосердие в отношении к близким и чужим, осуждение проявлений жестокости, равнодушия, зависти, ненависти, недоброжелательства.


Оборудование:  компьютер, проектор, музыкальное оформление, книжная выставка «Сердце, отданное детям», фото Сухомлинского, реквизиты к сказкам.

















Ход занятия

Орг. момент

Приветствие

Давайте поздороваемся.

Добрый день!

Давайте улыбнемся,

Давайте в глаза друг другу глянем

И еще добрее станем.

 1 ведущий. Добрый день! Сегодня вас ждет путешествие по стране Радости и Добра, которую создал для нас известный ученый, педагог, писатель и вообще, человек с большой буквы В. А. Сухомлинский. С этого путешествия мы узнаем много интересного, вспомним некоторые сказки и рассказы великого педагога, поиграем в игры. Наше путешествие будет увлекательным, добрым, честным. Свое путешествие мы совершим на воздушном шаре.

 2 ведущий. Вот и попали мы с вами в страну Радости и Добра. Путешествие по этой стране я хочу начать с остановки «История одной жизни». Посмотрите на эти задумчивые глаза, сколько в них доброты, тепла, ума. Это не просто портрет великого Человека, а портрет великого советского Учителя, у которого учились и учатся все: и взрослые, и дети. Наш рассказ о нем: Василии Александровиче Сухомлинском – учителе добра и красоты.

Рассказ детей.

1 ведущий. Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в крестьянской семье в селе Васильевке Кировоградской области. Василий рос резвым и любознательным. С детства любил рисовать. Но тетради, краски и кисти можно было приобрести только за лекарственные растения. И желание рисовать было такое сильное, что парень целыми днями пропадал в лесу. За стакан семян акации получал две тетради. Однажды Василий с товарищами пешком прошли 45 километров, чтобы купить краски.

Семья Сухомлинских жила очень скромно. Отец писателя много работал, был столяром и плотником, мастерил колеса и музыкальные инструменты, пахал в поле. Мать, Александра Авдеевна, работала в колхозе, была хорошей домохозяйкой. Когда наступали долгие зимние вечера, у нее собирались все дети, а их было в семье четверо – Иван, Василий, Сергей, Мелания, и мать рассказывала им сказки.

2 ведущий. Семья Сухомлинских была очень дружной, родители никогда не наказывали детей, не обижали друг друга бранными словами, воспитывали детей в духе народных традиций. Именно народная педагогика и стала решающей в выборе будущей профессии. Все дети выбрали профессию учителя. Но лишь одному из них суждено было стать Учителем с большой буквы.

В 1935 году Василий Александрович начал свою педагогическую деятельность.

В. А. Сухомлинский - ветеран Великой Отечественной войны. С 1941 по 1942 воевал, был дважды тяжело ранен.

С 1948 и до последнего вздоха своей жизни (1970 г.) Василий Сухомлинский – бессменный директор Павлышской школы.

Учиться в школе Сухомлинского было легко и интересно. Он и его ученики придумали для нее специальное название: «Школа радости». Это означало, что обучение в такой школе должно приносить ученикам радость.

Сухомлинский является автором около 1200 произведений – рассказов и сказок для детей.

 1 ведущий. Я думаю, что обучение в каждой школе должно приносить детям радость – радость познания чего-то нового и интересного. А много интересного вы видели в своей жизни? Например, вы видели, как задолго до рассвета солнца утренняя заря?

Не видели...

2 ведущий.  А видели, как соловей пьет утреннюю росу?

Не видели...

 1 ведущий. А как шмель чистит крылышки на цветке, в котором он спал ночью?

 Не видели…

2 ведущий.  А видели, как веселая букашка – солнышко – в теплый зимний день выглядит спросонья из-под коры: не пришла весна?

Не видели…

Счастливые вы, потому вам есть что увидеть. Счастливые, потому что вас ждет много прекрасного. Вы счастливые, дети, потому что все это увидите в произведениях В. Сухомлинского.

1 ведущий.  Давай поговорим о доброте,

о ценностях непреходящих, вечных,

о жизни, что так коротка и быстротечна,

о том, что мы давно уже не те.

2 ведущий.  Мы разучились верить и мечтать,

мы перестали понимать друг друга,

нас закружила ненависти вьюга —

мы разучились сострадать.

1 ведущий.  Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,

забыв о том, что существует счастье,

о том, что мир огромен и прекрасен,

в нем места хватит всем.

Давай поговорим о доброте!

Все рассказы и сказки Сухомлинского простые и понятные. Но читать их надо медленно, чтобы хорошо понять, что именно хотел сказать автор в каждом рассказе. (Беседа с учащимися после чтения рассказов)

Девочка и ромашка

Прекрасным солнечным утром маленькая девчушка вышла поиграть на зеленой полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет.
Прислушалась девочка и поняла: плач доносится из-под камня, который лежит на краю поляны. Камень небольшой, как голова кролика, но очень твердый. Спрашивает девочка:
– Кто там плачет под камнем?
– Это я, Ромашка, – послышался слабый голос. – Освободи меня, девочка, давит меня камень…
Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелек Ромашки.
– Спасибо тебе, девочка, – сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. – Ты освободила меня из-под Каменного Гнета.
– Как же ты попала под камень? – спросила девочка. – Обманул меня Каменный Гнет, – ответила Ромашка. – Была я маленьким ромашкиным семенем. Осенью искала теплый уголок. Дал мне приют Каменный Гнет, обещал оберегать от холода и жары. А когда мне захотелось увидеть Солнышко, он чуть не задавил меня. Я хочу быть твоей, девочка.
Девочка приходила к Ромашке, и они вместе встречали Солнце.
– Как хорошо быть твоей, девочка! – часто говорила Ромашка.
– А если бы ты выросла в лесу или у края дороги? Ты была бы ничья? – спросила девочка.
– Я бы умерла от горя, – тихо сказала Ромашка . Ничьих цветов не бывает. Они всегда чьи-то. Вон та Огненная Маковка – она дружит с Солнышком.
Солнышко шепчет ей: «Ты моя, Огненная Маковка». Я слышу этот шепот, когда всходит Солнышко и Маковка раскрывает лепестки. А вот тот Василек друг Весеннего Ветра. Он первым каждое утро прилетает к Васильку, будит его и шепчет: «Проснись!». Цветок не мог бы жить, если бы он был ничей.


Яблоко в осеннем лесу

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко. Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было её, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость. Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.


Легенда о материнской любви

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и все сильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

Просмотр книжной выставки «Сердце, отданное детям»

1 ведущий.    Ребята. скажите мне, пожалуйста, что веселится и грустит вместе с нами?

Оно есть у каждого человека. (Сердце). Положим руку на сердце. Послушаем, как оно стучит. Нам нужно выгнать всю злость из нашего сердца. Сейчас я вам дам листочек бумаги. Какого он цвета? (Черного) .Всю злость, которая есть в нашем сердце, давайте поместим на эту черную бумагу, мы его будем сильно мяты, сделаем такой ​​маленький, маленький шарик. У меня есть сумка-Добринка, закинем в нее всю свою злость. Вся злость осталась в сумке-Добринке. Мы с вами сразу повеселели и подобрели. Правда?

2 ведущий.   Ребята, а как люди могут проявлять свою любовь, уважение друг другу? (Ответы детей). Одной из форм проявления чувств являются слова. Давайте сейчас каждый из вас по очереди скажет своему соседу добрые слова, которые ассоциируются с вашим соседом.

Да, по словам Сухомлинского «человек начинается с добра». И все произведения Василия Александровича проникнуты добром. Они обучают искусству быть человеком – добрым, честным, искренним, справедливым.

Я надеюсь, что все мы будем творить добро и радость.

А закончить нашу встречу я хочу словами Великого учителя:

«С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда делаешь хорошо для людей, и неприятно, когда делаешь что-то плохое, недостойное».

Запомните эти слова на всю жизнь. Учитесь быть Настоящими Людьми.

V. Рефлексия.

Поочередно каждый из учащихся говорит о том. что понравилось.

Просмотр клипа «Наша школьная страна» - 


6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!