СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 ошибок,допускаемых в ЕГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«10 ошибок,допускаемых в ЕГЭ»

1 )Орфоэпические нормы:

В задании № 4 проверяется правила постановки ударения. Пример задания:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вОвремя

граждАнство

воссоздалА

щЁлкать

свЕрлит

Ответ: СВЕРЛИТ

Комментарии к ответу:

вОвремя – ударение в этом наречии поставлено верно, нужно запомнить это слово.

граждАнство – ударение в этом существительном поставлено верно.

воссоздалА – в глаголах прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание. Запомните исключения: клАла, стлАла, послАла. В нашем случае ударение поставлено верно

щЁлкать – в этот глаголе ударение поставлено верно.

свЕрлит – запомните, в этом глаголе и всех его формах ударение падает на И: сверлИть, просверлИть. Правильная форма: сверлИт.


За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


2) Лексические нормы

(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением)

Это задание проверяет знания лексического значения слов, умения различать синонимы, паронимы. Пример задания:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Велимир Хлебников — русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

Ответ: НАДЕТЬ

Комментарии к ответу:

1. Определим лексическое значение (смысл) выделенных слов.

Велимир Хлебников — русский поэт, один из ЗАЧИНАТЕЛЕЙ (родоначальников) футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧНЫМИ (полезными) подарками!

Перед тем как ОДЕТЬ (покрыть одеждой) линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ (устойчивость) организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧЕСКИЙ (соответствующий этике) кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

При подстановке этих паронимов предложения утратили смысл?

2. Находим слово, которое употреблено неверно:

Перед тем как ОДЕТЬ (покрыть одеждой) линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов.

3. Вспомним слово-пароним к выбранному.

Надеть (зарепить что-то на чем-то).

Велимир Хлебников — русский поэт, один из ЗАЧИНЩИКОВ (виновников) футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка.

Приглашаем вас присоединиться к поздравлениям и порадовать ваших знакомых приятными и ПРАКТИЧЕСКИМИ (соотносящимися с практикой) подарками!

Закаливание холодом повышает СОПРОТИВЛЕНИЕ (противодействие) организма простудным заболеваниям.

ЭТИЧНЫЙ (соответствующий правилам поведения) кодекс врача, содержащий важнейшие понятия этой профессии, впервые был составлен в Индии.

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


3) Морфологические нормы

Данное задание проверяет знание норм образования грамматических форм слова. Пример задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов

пара БОТИНОК

взлетал более ВЫШЕ

ЧЕТВЕРО саней

упал с ПЛЕЧ

Ответ: ВЫСОКО


Комментарии:

более ПОЛУТОРА часов – количественное числительное в форме родительного падежа. Форма образована верно.

Неверный вариант: полтора, полуторов

пара БОТИНОК – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Неправильно,если мы скажем: ботинков

взлетал более ВЫШЕ – форма сравнительной степени наречия образована неверно. Исправляем только выделенное слово. Правильно: ВЫСОКО.

ЧЕТВЕРО саней – форма собирательного числительного образована верно, поскольку сани – существительное, которое употребляется только во множественном числе.

упал с ПЛЕЧ – существительное в форме родительного падежа множественного числа, форма образована верно. Ошибочный вариант: плечей.

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


4)Синтаксические нормы.

Задание проверяет способность соблюдать синтаксические нормы построения предложения и словосочетания. Пример задания:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) неправильное построение предложения с косвенной речью

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

B) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) В. И. Даль был морским офицером и врачом, участвовал в войнах и походах, но мы знаем Даля прежде всего как составителя «Толкового словаря».

2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.

3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.

4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

5) Если в мире и существует нечто интересное, то это только непрерывно растущий человек.

6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.

7) К. Г. Паустовский вспоминал о том, что «моя встреча с Бетховеном впервые произошла в Бонне».

8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном».

9) Те, кто жил рядом с А. П. Чеховым, рассказывал, что писатель был очень внимателен к окружающим его людям.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

7

9

4

8

2

Комментарии:

1) В. И. Даль был морским офицером и врачом, участвовал в войнах и походах, но мы знаем Даля прежде всего как составителя «Толкового словаря». Сложное предложение, осложнено однородными членами, содержит приложение. Грамматических ошибок нет.

2) Самгину казалось ТО, ЧТО хозяина слушают только из вежливости. Сложноподчинённое предложение, есть ошибка: в главном предложении не должно быть местоимения ТО, потому что к этому местоимению присоединяются не изъяснительные, а определительные придаточные. Ошибка Д.

3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине. Сложноподчинённое предложение, осложнено деепричастным оборотом, однородными членами и сравнительным оборотом. Ошибок нет.

4) Вся точно ПРИКРЫТАЯ ПРИРОДА ВУАЛЬЮ пряталась за прозрачную матовую дымку. Предложение содержит причастный оборот, определяемое слово находится внутри оборота. Ошибка В.

5) Если в мире и существует нечто интересное, то это только непрерывно растущий человек. Сложноподчинённое предложение, ошибок нет.

6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми и причастным оборотом. Ошибок нет.

7) К. Г. Паустовский вспоминал О ТОМ, ЧТО «МОЯ встреча с Бетховеном впервые произошла в Бонне». Сложное предложение, содержит прямую речь, которая оформлена как косвенная. Ошибка А.

8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в КИНОТЕАТРЕ «ХУДОЖЕСТВЕННОМ». Простое предложение, содержит приложение и определяемое слово. В этом случае приложение не должно склоняться. Ошибка Г.

9) ТЕ, кто жил рядом с А. П. Чеховым, РАССКАЗЫВАЛ, что писатель был очень внимателен к окружающим его людям. Сложное предложение, допущена ошибка в связи подлежащего и сказуемого. Ошибка Б.

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


5) Правописание корней.

Задание проверяет умение различать орфограммы-гласные в корне слова.С данной темой учащиеся знакомятся в 5-6 классе.

Пример задания:  Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соб..рательство

пл..вец

с..мптомы

конс..рвировать

д..коративный

Ответ: КОНСЕРВИРОВАТЬ

Комментарии:

1. Поставим ударение в каждом слове.

соб..рАтельство

пл..вЕц

с..мптОмы

конс..рвИровать

д..коратИвный

2. Выделим  корень. Определим вид безударной гласной в корне:  проверяемая, непроверяемая, чередующаяся.

соб..рАтельство – бер-бирА, чередование

пл..вЕц – плов-плав, чередование

с..мптОмы – непроверяемая (словарное слово)

конс..рвИровать – консЕрв(ы), проверяемая

д..коратИвный – декор, непроверяемая (словарное слово).

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

6) Правописание суффиксов различных частей речи

Проверяются орфографические умения, связанные с правописанием суффиксов разных частей речи, а также гласных –О-Е-Ё- после шипящих.

Пример задания:  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разве..ться

отверд..вать

цел..вой

обналич..л

хитр..цы

Ответ: ОБНАЛИЧИЛ

Комментарии:

разве..ться – от глагола «развеять», пишем Я.

отверд..вать – в глаголах, обозначающих изменение состояния чего-либо, пишем суффикс -ева-, пишем Е.

цел..вой – прилагательное, образованное от существительного при помощи безударного суффикса -ев-, пишем Е.

обналич..л – от глагола «обналичить», пишем И.

хитр..цы – существительное, образованное при помощи суффикса -ец-, пишем Е.

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


7)Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Проверяются орфографические умения, связанные с правописанием суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени и личных окончаний глаголов. Учащиеся 7 класса знакомятся с этой темой.

Пример задания: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

меч..щийся

закле..нный

(флаги) ре..т

кол..щий

пен..щийся

Ответ: ПЕНЯЩИЙСЯ

Комментарии:

В задании проверяется спряжение и правописание личных окончаний глаголов, а также образование причастий и правописание суффиксов причастий.

1.Если буква пропущена в суффиксе, определяем, зависит ли его правописание от спряжения глагола.

меч..щийся – суффикс, зависит от спряжения. – I спряжение, -Ущ-

закле..нный – суффикс, не зависит от спряжения

(флаги) ре..т – I спряжение, окончание –Ю-

кол..щий – суффикс, зависит от спряжения. – I спряжение, -Ющ-

пен..щийся – суффикс, зависит от спряжения. – II спряжение, -Ящ-

2. Определяем правописание слова закле..нный. Если начальная форма исходного глагола заканчивается на –ЕТЬ- или –ИТЬ-, то перед –НН- всегда пишется Е.

закле..нный – заклеить – ЕНН-

3. Мысленно вставляем пропущенные буквы и выбираем слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

мечУщийся

заклеЕнный

(флаги) реЮт

колЮщий

пенЯщийся

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


8)Слитное ,раздельное ,дефисное написание слов.

Программа 7 класса. В этом задании встречаются слитные ,раздельные и дефисные написания наречий, предлогов, союзов, частиц.

Пример задания:  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ, а потом снова полез (В)ВЕРХ.

(ПО)МИМО отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В)ОДИНОЧКУ, ЧТО(БЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ)СМОТРЯ на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В процессе работы над макетным образцом спутника мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ.

Ответ: ПОМИМО ,ТАКЖЕ

Комментарии:

Чтобы унять боль, Петька на секунду зажал ладони (ПОД)МЫШКАМИ (наречие, ПОД МЫШКАМИ), а потом снова полез (В)ВЕРХ (наречие ВВЕРХ).

(ПО)МИМО (предлог ПОМИМО) отличного качества и тщательной проверки аппаратуры, в процессе работы над макетным образцом спутника мы ТАК(ЖЕ) (союз ТАКЖЕ) требовали от разработчиков высокой культуры производства и оформления.

Решено было (В)ОДИНОЧКУ (наречие В ОДИНОЧКУ), ЧТО(БЫ) (союз ЧТОБЫ) не обнаружить себя, осторожно пробираться к своим.

(НЕ)СМОТРЯ (предлог НЕСМОТРЯ НА) на то что к нам привозили пока лишь технологические приборы, мы всё равно попросили представить положенную техническую документацию, (ТО)ЕСТЬ (союз ТО ЕСТЬ) паспорта, инструкции на проведение автономных и комплексных испытаний.

В процессе работы над макетным образцом спутника мы смогли (НЕ)ТОЛЬКО (союз НЕ ТОЛЬКО) выяснить возможности космического корабля, но и оценить надёжность работы его систем и всего корабля (В)ЦЕЛОМ (наречие В ЦЕЛОМ).

За верное выполнение этого задания экзаменуемый получает по 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


9)Правописание-НН-и –Н- в разных частях речи.

В задании проверяется умение писать слова разных частей речи с –Н- и -НН-.

Одна из главных и важных тем 6-7 класса. Пример задания:

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции. Над ним возносится стекля(2)ый купол. Его краше(3)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.

Ответ: 123

Комментарии:

пусты(1)ый – прилагательное, образованное от существительного пустыня при помощи суффикса Н. Пишем НН. Пустынный.

стекля(2)ый – прилагательное, образованное от существительного стекло при помощи суффикса ЯН. Пишем НН (слово-исключение: стеклянный, оловянный, деревянный). Стеклянный.

краше(3)ые – полное причастие с зависимым словом (в синий цвет). Пишем НН. Крашенные.

За выполнение этого задания может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.


10)Знаки препинания в простом осложненном предложении (изучения данной темы даётся в 5 классе)

Задание проверяет знания однородных членов предложения и умение разделять их запятыми ,а также ставить или не ставить знаки препинания сложносочиненных предложениях с союзом И.

Пример задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

Ответ: 24

Комментарии: Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное:

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

4) Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир и всё нам тогда казалось ярким. Сложное, запятая ставится на границе частей предложения перед союзом И. ОДНА ЗАПЯТАЯ.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

Сложное, есть общий для обеих частей второстепенный член («вечером»). Запятая не ставится.

Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

1) На красноватый фон обожжённой глины художник наносил рисунок и орнамент и заливал их лаком. Наносил и заливал, запятая не нужна.

2) Под актёрской игрой понимается искусство представления персонажа на сцене или перед камерой посредством мимики жестов и голоса. На сцене или перед камерой, запятая не нужна. Мимики, жестов и голоса, одна запятая.

3) Искусство Возрождения стремилось не только наполнить храмы и дворцы но и найти себе место на городских площадях перекрёстках улиц и фасадах домов. Не только наполнить, но и найти, нужна запятая. На площадях, перекрёстках и фасадах, запятая нужна.

За выполнение этого задания может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Основные задачи ЕГЭ по русскому языку :закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения пройденного материала грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации в 5-7 классе; закрепить и расширить лексический запас учащихся; повторить и углубить представления старшеклассников о стилистике русского литературного языка за курс 10-11 класса; Большая часть таких сведений уже знакома ученикам.Сложность работы по русскому языку в старших классах обуславливается разным уровнем подготовки учащихся.Я предлагаю ряд методических пособий по подготовке ЕГЭ в старших классах, которые входят в школьную программу.Характер упражнений в данных учебниках от очень простого до сравнительно сложного .

1)Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко.Просвещение.






2)Русский язык.300 практических заданий для подготовки к ЕГЭ 10-11кл

Е.С.Симакова





3) "Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема. Позиция. Комментарий"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!