СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс Урок №9-10 Практическая работа с орфоэпическими словарями «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка». Выполнение тестовых заданий.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения;
  2. развивать культуру речи, расширять словарный запас учащихся, развивать логику мышления, память, способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
  3. воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность.

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №9-10»

Урок №9-10

ПР. Работа с орфоэпическими словарями «Орфоэпические и акцентологические нормы русского языка».

Выполнение тестовых заданий.

Цели:

  1. способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения;

  2. развивать культуру речи, расширять словарный запас учащихся, развивать логику мышления, память, способность и готовность к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  3. воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают фонетические средства языковой выразительности; владеют орфоэпическими нормами русского литературного языка; основными правилами русского литературного произношения.

Оборудование:

раздаточный материал, словари

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

  1. Мотивация познавательной деятельности

- Какие нормы русского литературного языка необходимо соблюдать, работая с данными словами?

Свитер. Новорождённый.

Пресса. Ортопедия.

Гвоздик. Анамнез.

- Что определяют орфоэпические нормы? Акцентологические нормы?

- Какие словари вы можете назвать, отражающие данные виды норм?

Предполагаемые ответы.

Орфоэпические и акцентологические нормы (нормы произношения и ударения)

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.


  1. Практическая работа со словарем

Упражнения выполняются с «Орфоэпическим словарём русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.

  1. ИР. Отметьте слова, в которых на месте подчёркнутых букв не произносится твёрдый согласный звук:

адекватный, аденоиды, акварель, анестезия, бенефис, вундеркинд, детектив, деликатес, идентичный, интервью, интернат, интерьер, компьютер, крем, лазер, пресса, свитер, сепсис, темп, тембр, термос, тире, шимпанзе, штемпель.


  1. ИР. Отметьте слова, которые пишутся с буквой Ё:

безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, за­текший, маневры, от­цветший, одноименный, платежеспособный, афера, шофер, истекший год, недоумен­ный, гренадер, женоненавистник, крестный ход, свекла, блеклый.

  1. ПР. Выполнить по вариантам следующие упражнения (с последующей устной проверкой)

А). Пользуясь орфоэпическим словарём, расставьте ударения в словах:

агрономия, аноним, аристократия, балованный, блокировать, гербовый, госпитальный, договор, доцент, донельзя, жизнеобеспечение, запломбированный, звонишь, издавна, испокон (веку), камфорный, каталог, кладовая, коклюш, кулинария, ломота, мизерный, некролог, немота, обетованный, облегчить, ортопедия, петля, премирование, принудить, созвонимся, средства, упрочение, украинский, хирургия, ходатайствовать, эксперт.


Б). Произнесите следующие слова в соответствии с фонетическими нормами русского литературного языка:

афера, алкоголь, автозаводский, баловать, бесхребетный, высококвалифицированный, двенадцатиперстная кишка, диоптрия, дистиллированный, дремота, заговор, закупорить, запломбировать, заржаветь, изредка, истекший, исчерпать, квартал, класть-клала, красивее, летаргия, маневры, наговор, намерения, новорожденный, обезуметь, обеспечение, ободрить, опека, осведомить, премированный, свекла, творог, феномен, христианин, щавель.


  1. ПР. Прочитайте слова. Постарайтесь избежать ошибок, вы­званных встав­кой лишних звуков, пропуском либо перестановкой гласных или согласных.

Прецедент, беспрецедентный, инцидент, компрометировать, юрискон­сульт, ин­триганский, конкурентоспособный, чрезвычайный, констатиро­вать, компетентный, почерк, скрупулёзный, поскользнуться, конъюнктура, флюорография, индивидуум, противень.


  1. ГР. Прочитайте словосочетания в соответствии с современ­ными нормами орфоэпии и акцентологии.

  1. Строительство нефтепровода, откупорить бутылку, некролог в га­зете, заняла ме­сто, исчерпать возможности, не хватает мощностей, позвала к телефону, тяжелый недуг, обмануть из корысти, несколько шоферов, ло­моть хлеба, премировать победи­теля, клала на место, последний квартал, завтра созвонимся, в разных плоскостях.

  2. Договорных отношений, ему завидно, сосредоточение сил, баловать детей, от­нял время, купить жалюзи, театральный завсегдатай, красивее всех, смелая афера, жизнь прожита, искусный столяр, отдел тортов, разо­рвала договор, умерший недавно, комиссия создана, никогда не насорит, прогнала прочь, упрочить отношения.

  3. Давнишняя история, античная статуя, побеспокоиться загодя, бед­ные сироты, не­сколько областей, создали прецедент, конкурентоспособные товары, собрала вещи, христианское вероисповедание, обеспечение жильём, черпать силы, свежий щавель, новый каталог, разнообразные средства, закупорить сосуд, новорожденный ребенок, облегчить участь.

  4. Опытный эксперт, ходатайствовать о помиловании, усугубить вину, блокиро­вать вход, клала сахар, созвала друзей, всех красивее, осведомить о приезде, день прожит, коробка с туфлями, облегчить задачу, доставка цемента, когда ты позвонишь, молодая танцовщица, разнообразные блюда, выразить соболезнования, сгнила на корню.

  5. Товары для новорожденных, шапка с шарфом, в разных отраслях, в нескольких областях, конкурентоспособные товары, новая шинель, смелая афера, исчерпать воз­можности, строительство газопровода, ободрить друга, найти по каталогу, украинский писатель, закупорить бутылку, кра­сивее всех, аудитория занята, российское граждан­ство, золотая цепочка, вручат награды, урок начался.

  6. Отнял время, комиссия созвана, находиться под опекой, концерт для кларнета, блюда для тортов, прогнала прочь, кухонное полотенце, со­гнутая спина, создала пре­цедент, завтра созвонимся, свежий ревень, суп из щавеля, забастовка шоферов, опто­вый рынок, об­легчить участь, сосредо­точение сил, жизнь прожита.

  7. Не принесший прибылей, разнообразные средства, не хватает мощно­стей, ини­циатива взята, отнял время, создал теорию, избалованное дитя, христианское вероис­поведание, включат в список соискателей, отдел гастрономии, черпать силы, ломоть хлеба, вареная свекла, изящная тан­цовщица, похороны умершего, когда он позвонит, осведомить о конферен­ции, заняла место, принял гражданство, некролог в газете.

  8. Уехать ненадолго, в первом квартале, давнишняя история, сессия третьего со­зы­ва, договорные отношения, инцидент в аэропорту, разорвала договор, твердый как кремень, позвала к телефону, видел мельком, бом­бардировали объект, усугубить вину, производство каучука, доставка це­мента, премировать победителя, работа про­ведена, сливовый сок.



ИР – индивидуальная работа.

Самопроверка.

  1. Акварель, бенефис, деликатес, крем, пресса.

  2. Безнадежный, новорожденный, острие, принесший, за­текший, маневры (вариант), платежеспособный, шофер, недоумен­ный, свекла, блеклый (вариант).




Работа в паре. Взаимопроверка.

А) Агрон`омия, анон`им, аристокр`атия, бал`ованный, блок`ировать, герб`овый, госпит`альный, догов`ор, доц`ент, дон`ельзя, жизнеобеспеч`ение, запломбир`ованный, звон`ишь, `издавна, испок`он (веку), к`амф`орный, катал`ог, кладов`ая, кокл`юш, кулин`ария, лом`ота, миз`ерный, некрол`ог, немот`а, обетов`анный, облегч`ить, ортоп`едия, п`етл`я, премиров`ание, прин`удить, созвон`имся, ср`едства, упр`очение, укра`инский, хирург`ия, ход`атайствовать, эксп`ерт.

Б) Аф`ера, алког`оль, автозав`одский, балов`ать, бесхреб`етный, высококвалифиц`ированный, двенадцатип`ерстная кишк`а, диоптр`ия, дистиллир`ованный, дрем`ота, з`аговор, зак`упорить, запломбиров`ать, зарж`ав`еть, `изредка, ист`екший, исчерп`ать, кварт`ал, кл`асть-кл`ала, крас`ивее, летарг`ия, ман`евры, н`аговор, нам`ерения, новорожд`енный, обез`уметь, обесп`ечение, ободр`ить, оп`ека, осв`едомить, премир`ованный, св`екла, тв`ор`ог, фен`омен, христиан`ин, щав`ель.




Групповая работа. Учащиеся работают индивидуально над карточкой, затем читают словосочетания в группе, исправляют ошибки в соблюдении орфоэпических и акцентологических норм.

  1. Контроль. Тестирование

Тестовые задания «Орфоэпические и акцентологические нормы»

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: 1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет.

2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный: 1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе.

3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё): 1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший.

4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е:

1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход.

5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения:

1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты.

6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер.

7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог:

1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить.

9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

1) каталог 2) новорожденный 3) подождала 4) вероисповедание 5) асимметрия 6) обеспечение 7) созвонимся 8) ходатайствовать 9) средства 10) танцовщица 11) осужденный 12) отключен 13) давнишний 14) умер-ший 15) бюрократия.

10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно:

1) начался 2) прожита 3) отраслей 4) шарфом 5) медикамент 6) квартал 7) менеджмент 8) соболезнование 9) гастрономия 10) блокировать 11) избалованный 12) украинский 13) танцовщица 14) пасквиль 15) бомбардировать.


При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращаются к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам.

Ключи тестовым заданиям

1. 1, 3, 5, 6, 7, 8

2. 1, 4, 5, 7, 9, 10

3. 3, 6, 7, 8, 10

4. 3, 6, 7, 8, 9, 10

5. 2, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 15

6. 3, 5, 7, 10, 11

7. 2, 3, 6, 9, 10, 12

8. 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12

9. 3, 5, 6, 9, 13, 14

10. 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15.



  1. Подведение итогов

Прием «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими.

Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример.

Домашнее задание

Достаточный уровень. Тестовые задания (Тест №1, Тест №2)

Продвинутый уровень. Составить тестовые здания, используя опорный материал урока по теме «Орфоэпические и акцентологические нормы»




Просмотр содержимого документа
«ДЗ Проверочные тесты»

Проверочный тест №1 «Орфоэпические нормы»

I.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: грипп, орхидея, афера?

  1. гри[пп], орхи[д’э]я, а[фэ]ра.

  2. гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’э]ра.

  3. гри[п], орхи[д’э]я, а[фэ]ра.

  4. гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’о]ра.


II.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: авиапассажир, генезис, встречный?

  1. авиапа[с]ажир, ге[н’э]зис, встре[чн]ый.

  2. авиапа[с]ажир, ге[нэ]зис, встре[чн]ый.

  3. авиапа[сс]ажир, ге[н’э]зис, встре[чн]ый.

  4. авиапа[сс]ажир, ге[нэ]зис, встре[чн]ый.


III.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: яичница, Ильинична, скворечник?

  1. яи[шн]ица, Ильнини[шн]а, скворе[шн]ик.

  2. яи[шн]ица, Ильнини[чн]а, скворе[чн]ик.

  3. яи[чн]ица, Ильнини[шн]а, скворе[шн]ик .

  4. яи[шн]ица, Ильнини[чн]а, двое[шн]ик.


IV.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: конечно, нарочно, скворечник?

  1. коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[шн]ик.

  2. коне[шн]о, наро[чн]о, скворе[шн]ик.

  3. коне[шн]о, наро[шн]о, скворе[чн]ик.

  4. коне[чн]о, наро[чн]о, скворе[чн]ик.


V.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: анестезия, дебют, фанера, термос?

  1. а[нэ]стезия, [д’э]бют, фа[н’э]ра, [тэ]рмос.

  2. а[н’э]стезия, [дэ]бют, фа[н’э]ра, [тэ]рмос.

  3. а[н’э]стезия, [дэ]бют, фа[нэ]ра, [тэ]рмос.

  4. а[н’э]стезия, [д’э]бют, фа[н’э]ра, [т’э]рмос.


VI.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: аббревиатура, кларнет, бактерия?

  1. а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[р’э].

  2. а[б]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ].

  3. а[б]ревиатура, клар [нэ]т, ти[рэ].

  4. а[бб]ревиатура, клар [н’э]т, ти[рэ].


VII.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: бутерброд, тезис, претензия, брюнет?

  1. бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[т’э]нзия, брю[н’э]т.

  2. бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[тэ]нзия, брю[н’э]т.

  3. бу[тэ]рброд, [тэ]зис, пре[тэ]нзия, брю[нэ]т.

  4. бу[т’э]рброд, [т’э]зис, пре[т’э]нзия, брю[н’э]т.


VIII. В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: гренадер, законнорожденный, шерстка, многоженец?

  1. грена[д’э]р, законнорож[д’о]нный, [ш’о]рстка, много[ж’э]нец.

  2. грена[д’э]р, законнорож[д’э]нный, [ш’о]рстка, много[ж’э]нец.

  3. грена[д’о]р, законнорож[д’э]нный, [ш’о]рстка, много[ж’о]нец.

  4. грена[д’о]р, законнорож[д’э]нный, [ш’э]рстка, много[ж’о]нец.


IX.В каком ряду верно указано произношение всех данных слов: опека, сорокаведерный, никчемный, одноименный?

  1. о[п’э]ка, сорокаве[д’о]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный.

  2. о[п’о]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный.

  3. о[п’о]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’э]нный.

  4. о[п’э]ка, сорокаве[д’э]рный, ник[ч’о]мный, однои[м’о]нный.


X. Согласный перед Е звучит мягко во всех словах ряда:

  1. диспансер, пюре, пионер.

  2. дискотека, термин, шинель.

  3. тоннель, Одесса, термос.

  4. тема, ателье, портфель.







Проверочный тест №2. «Акцентологические нормы»

I.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. авансИрование, тортЫ, срЕдства, тОтчас.

  2. зУбчатый, руднИк, соболезновАние, сОмкнутый.

  3. красИвее, свЁкла, макаронные рожкИ, кУхонный.

  4. звОните, танцовщИца, углубИть, факсИмиле.


II. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда:

  1. феномен, ходатайствовать, инструмент.

  2. включить, каталог, предложить.

  3. обеспечение, торты, приговор.

  4. менеджмент, свекла, созыв.


III.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. запломбИрованный, упрОчение, водопрОвод, танцОвщица.

  2. руднИк, кровоточИть, берЁста, буксировАть.

  3. законнорождЁнный, еретИк, гренкИ, гЕрбовый.

  4. нормировАние, щЕпоть, афИняне, тайная вЕчеря.


IV.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. освЕдомить, меновАя, татуИровать, включИт.

  2. пригубИть, цЕховой, упрочЕние, срЕдства.

  3. слИвовый, баловАться, асбЕст, Издревле.

  4. убЫстрить, ходатАйство, цемЕнт, укрАинский.


V.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. щАвель, рассредотОчение, шАрфы, облегчИть.

  2. флюорогрАфия, авгстОвский, втридЁшева, пулОвер.

  3. каталОг, динамОметр, жалюзИ, добЫча.

  4. закупОрить, умЕрший, бензопрОвод, мАстерски.


VI.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. асиммЕтрия, тУфля, рАкушка, скрещЁнный.

  2. щЕгольски, дОгмат, завсегдатАй, лассО.

  3. афЕра, сцеплЁнный, танцовщИк, ржАвление.

  4. завИдно, избаловАть, Иконопись, исповЕдание.


VII. Ударение падает на последний слог во всех словах ряда:

  1. маркетинг, красивее, эксперт.

  2. кухонный, валовой, агент.

  3. алфавит, облегчить, нефтепровод.

  4. уставный, средства, жалюзи.


VIII.В какой строчке все слова написаны с правильно поставленным ударением?

  1. мытАрства, плесневЕть, пАсквиль, Эксперт.

  2. квАшение, коклЮш,  лубОчный, маркЁр.

  3. авансировАние бАловаться, арАхис, асбЕст.

  4. балОванный, апОстроф, безУдержный, бантЫ.


IX. Ударение падает на второй слог во всех словах ряда:

  1. квартал, дремота, афиняне.

  2. украинец, убыстрить, избаловать.

  3. иконопись, приняла, углубить.

  4. зубчатый, уведомить, совестливый.


X. Ударение падает на первый слог во всех словах ряда:

  1. баловать, фланговый, по средам (дни недели).

  2. столяр, совестливый, отраслей.

  3. по средам (окружение, обстановка), втридорога, генезис.

  4. жемчуг, жерло, ведомостей.



Просмотр содержимого документа
«ПР НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ»

НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ (ОРФОЭПИЯ И АКЦЕНТОЛОГИЯ)


Задание 1. Какие из перечисленных ниже слов пишутся с буквой Ё?

Безнадежный, опека, бытие, новорожденный, острие, принесший, за­бредший, за­текший, маневренный, маневры, от­цветший, одноименный, платежеспособный, афера, шофер, истекший год, недоумен­ный, гренадер женоненавистник, крестный ход, свекла, блеклый.


Задание 2. Какой согласный: твердый или мягкий – произносится в следующих словах? Укажите слова, в которых норма допускает два варианта произношения.

Тезис, шинель, термин, адекватный, дефис, компетентный, крем, пресс, бизнес, альтернатива, кофе, темп, клар­нет, сессия, декан, рейтинг, патент, кредо, претензия, тет-а-тет, лазер, террор, прессинг, Одесса, ме­неджер, пепси, крекер, паштет, декада, фанера.


Задание 3. Прочитайте слова. Постарайтесь избежать ошибок, вы­званных встав­кой лишних звуков, пропуском либо перестановкой гласных или согласных.

Прецедент, беспрецедентный, инцидент, компрометировать, юрискон­сульт, ин­триганский, конкурентоспособный, чрезвычайный, констатиро­вать, компетентный, почерк, скрупулёзный, поскользнуться, конъюнктура, флюорография, индивидуум, противень.


Задание 4. Прочитайте предложения, обратите внимание на непод­вижное ударе­ние в выделенных словах.

1. Это рыбные блюда, а к рыбным блюдам следует подавать белое вино. 2. Люди из разных местностей Германии говорят на разных диалек­тах. 3. Компания «Micro­soft» очень заботится о своих многомиллионных прибылях. 4. В этой кондитерской всегда большой выбор тортов. 5. У стоящих в гавани кораблей разные порты при­писки. 6. Из аэропорта де­легация поедет в резиденцию премьер-министра. 7. Кодами доступа к сис­теме воспользоваться не удалось. 8. По синим шарфам и синим флажкам вы сразу отличите болельщиков петербургского «Зенита» от остальных зрителей на стадионе. 9. В этом фотоальбоме отразилась вся жизнь коро­левы: от маленькой девоч­ки с бантами до первой леди Британии. 10. При заключении сделки ваши партнёры будут оговаривать себе уступки всеми средствами. 11. У шоферов с большим стажем работы есть преимущества при приеме на работу. 12. Каким шрифтом должно быть напечатано это объявление? 13. Директор попросил секретаря принести папку с дого­во­рами, заключенными на прошлой неделе. 14. Экономика любой страны представля­ет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей.


Задание 5. Образуйте глагольные формы по образцу. Обратите внима­ние на за­кономерности расстановки ударения.

Образец: брать – бралА.

Взять, начать, по­нять, соврать, начаться, класть, принять, убрать, на­нять, ото­звать, проспать, позвать, собраться, подняться, сгнить, прожить.


Задание 6. Образуйте формы кратких причастий по образцу. Об­ратите вни­мание на закономерности расстановки ударения.

Образец: начать – начатА.

Занять, создать, прожить, взять, собрать, провести, раздать, возбудить, погрузить, заключить.


Задание 7. Прочитайте микротексты, обращая внимание на произно­шение выде­ленных слов.


Новости экономики и политики

  1. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с це­лью обеспе­чения мира на Ближнем Востоке.

  2. В результате сложных маневров самолеты наемников смогли бомбар­дировать во­енный объект противника. Правительства ряда стран осу­дили инцидент и выразили соболезнования семьям погибших.

  3. Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упро­чить начинаю­щиеся позитивные процессы в по­литической жизни страны.

  4. В Москву из США прибыли эксперты ФБР.

  5. Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

  6. После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемле­мой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось под­писание до­говора.

  7. Международные наблюдатели считают, что любой инцидент может дестабилизи­ровать обстановку в Ближневосточном регионе.

  8. Береговые войска флота будут участвовать в полномасштабных ма­неврах на мор­ских десантных полигонах в Приморском крае.

Реклама

  1. Делайте бизнес с нами. Наши товары конкурентоспособны! Разнооб­разие услуг фирмы приятно удивит занятых людей!

  2. Выплата дивидендов производится каждый квартал.

  3. Денежные средства акционеров уже работают во всех ключевых от­раслях эко­номики.

  4. В фонде работают ведущие специалисты по маркетингу. Зная конъ­юнктуру рынка, они покупают пакеты акций крупных промышленных предприятий, нефтепро­водов и газопроводов.

  5. Чрезвычайно интересные фильмы японских режиссеров непре­менно привлекут внимание зрителей и членов жюри.


Задание 8. Прочитайте словосочетания в соответствии с современ­ными нормами орфоэпии и акцентологии.

  1. Строительство нефтепровода, откупорить бутылку, некролог в га­зете, заняла ме­сто, исчерпать возможности, не хватает мощностей, позвала к телефону, тяжелый недуг, обмануть из корысти, несколько шоферов, ло­моть хлеба, премировать победи­теля, клала на место, последний квартал, завтра созвонимся, в разных плоскостях.

  2. Договорных отношений, ему завидно, сосредоточение сил, баловать детей, от­нял время, купить жалюзи, театральный завсегдатай, красивее всех, смелая афера, жизнь прожита, искусный столяр, отдел тортов, разо­рвала договор, умерший недавно, комиссия создана, никогда не насорит, прогнала прочь, упрочить отношения.

  3. Давнишняя история, античная статуя, побеспокоиться загодя, бед­ные сироты, не­сколько областей, создали прецедент, конкурентоспособные товары, собрала вещи, христианское вероисповедание, обеспечение жильём, черпать силы, свежий щавель, новый каталог, разнообразные средства, закупорить сосуд, новорожденный ребенок, облегчить участь.

  4. Опытный эксперт, ходатайствовать о помиловании, усугубить вину, блокиро­вать вход, клала сахар, созвала друзей, всех красивее, осведомить о приезде, день прожит, коробка с туфлями, облегчить задачу, доставка цемента, когда ты позвонишь, молодая танцовщица, разнообразные блюда, выразить соболезнования, сгнила на корню.

  5. Товары для новорожденных, шапка с шарфом, в разных отраслях, в нескольких областях, конкурентоспособные товары, новая шинель, смелая афера, исчерпать воз­можности, строительство газопровода, ободрить друга, найти по каталогу, украинский писатель, закупорить бутылку, кра­сивее всех, аудитория занята, российское граждан­ство, золотая цепочка, вручат награды, урок начался.

  6. Отнял время, комиссия созвана, находиться под опекой, концерт для кларнета, блюда для тортов, прогнала прочь, кухонное полотенце, со­гнутая спина, создала пре­цедент, завтра созвонимся, свежий ревень, суп из щавеля, забастовка шоферов, опто­вый рынок, об­легчить участь, сосредо­точение сил, жизнь прожита.

  7. Не принесший прибылей, разнообразные средства, не хватает мощно­стей, ини­циатива взята, отнял время, создал теорию, избалованное дитя, христианское вероис­поведание, включат в список соискателей, отдел гастрономии, черпать силы, ломоть хлеба, вареная свекла, изящная тан­цовщица, похороны умершего, когда он позвонит, осведомить о конферен­ции, заняла место, принял гражданство, некролог в газете.

  8. Уехать ненадолго, в первом квартале, давнишняя история, сессия третьего со­зы­ва, договорные отношения, инцидент в аэропорту, разорвала договор, твердый как кремень, позвала к телефону, видел мельком, бом­бардировали объект, усугубить вину, производство каучука, доставка це­мента, премировать победителя, работа про­ведена, сливовый сок.


Задание 9. Прочитайте текст, обращая внимание на правильное про­изношение выделенных слов.


Примером успешного ведения бизнеса в различных отраслях эконо­мики являет­ся деятельность фирмы «Горизонт». За девять лет её сущест­вования удалось сформи­ровать коллектив профессионалов из высококва­лифицированных менеджеров, ком­петентных экспертов, торговых аген­тов. Компании принадлежат две трети долей фонда АО «Юность», вла­дельца одного из крупнейших уни­вермагов города. Занима­ясь оптовыми поставками подростковой одежды, фирма поддерживает связи с мо­дель­ными агент­ствами, что позволяет обновлять коллекции на десять процен­тов каж­дый квартал. С ассортиментом одежды можно ознакомиться по каталогу. Руково­дство фирмы налаживает связи с другими поставщи­ками, проводятся маркетинго­вые исследования с целью изучения конъ­юнктуры рынка в трёх крупнейших облас­тях региона.

В планы компании входит также сосредоточение средств в области дорожного строительства. Начата подготовка к тендерным торгам, наме­ченным на первую дека­ду ноября, к участию в которых приглашаются компании, заинтересованные в строи­тельстве современного путепровода.

Просмотр содержимого документа
«ПР Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка»

Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка.



СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпия –это совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и отдельных слов.

Произносительные нормы свойственны устной речи.

Под орфоэпическимии акцентологическиминормами понимается литературное (образцовое) произношение слов и предложений.

О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы

Таблица 5.

гласные звуки

согласные звуки

1. Сильная позиция – это позиция под ударением. Звуки слышатся отчётливо.

1. При произношении обязательно различение твёрдых и мягких звуков: начался[с’]; при капитализме [з]; сосиски [с]; !!!При произношении иноязычных слов справляться в орфографическом словаре мягкие согласные твёрдые согласные музей [з’] бизнес [н] крем [р’] тест [т]

2. В безударном положении гласные звуки редуцируются(изменяются): -на месте буквы яв начале слова произносится сочетание звуков [й’и]:японец.


- на месте буквы е произносится [и]: человек, цветы;  

2. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акциз [с], предприятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: вокзал [г]

- на месте буквы о произносится [а]: молоко - [малакó];  

3. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акциз [с], предприятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: вокзал [г]  

-после букв ж, ш, ц буква апроизносится как [ы] : жалеть, шагать;  

4. Согласная Г может произноситься как [г]: год; [к]: враг; [в]: кого;[γ]:только в словах Господь, Бог, ага, ого, бухгалтер.  

-после мягких согласных в I предударном слоге на месте букв а, е, я произносится [и] : часы, венец, пятак, взяла;  

5. Сочетания согласных чн и чт произносятся в большинстве слов как [ч’н], [ч’т]. Остатки старомосковской нормы [шн] сохранились в нескольких словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, в женских отчествах на –ична: Фоминична; Остатки нормы [шт] только в словах : ничто, что, кое-что.НО:нечто [ч’т].  

-после [ж], [ш], [ц] и после твёрдых согласныхна месте буквы и произносится [ы]: революция, шить, мединститут ;  

6.Сочетания зж, жж, сш, сж, зч, сч произносятся как долгие шипящие: изжить[жж], сшить[шш], резчик[щщ’].  

7.выпадение согласных при произношении (непроизносимые буквы): местный, праздник.  


8.Стяжение согласных дт, тч = цтридцать.


Ударение (акцент) –это силовое выделение голосом одного (иногда двух) из слогов в слове в процессе его произношения.

По данным учёных-лингвистов, в 25% языков мира ударение падает на первый слог, в 20% - на конец слова, в 18% - на предпоследний слог; в 33% языков ударение свободное.

Характеристика ударения в русском языке

Таблица 6.

нефиксированное

подвижное

(разноместное, может падать на любой слог в слове)

(перемещается в разных грамматических формах одного слова: доскá/дóски)

Роль ударения в русском языке:

1. ударение может полностью изменить смысл слова: виски – виски, косит– косит, развитый – развитый, мука- мука.

2. уточнить форму слова: посыпать – посыпать, разрезать – разрезать.

3. изменить стилистическую окраску слова: прожил – прожил, задал – задал, деньгами – деньгами, гуся – гуся, угля – угля.

А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы

1. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в

профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное

(второстепенное падает на первую часть сложного слова): брóнхоскопúя.

2. Обычно ударение падает на знаменательные (самостоятельные) части речи: без цéли; но иногда – на предлоги и частицы: вóсто крат; нé было.

3. В некоторых словах существуют варианты ударения. Иногда они равноправны, чаще один предпочтительнее: творóг-основной вариант/твóрог-дополнительный.

4. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал/бралá; реже на основе: мы΄л/мы΄ла.

5. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: взя΄т/взя΄то/взя΄ты/взятá.

!!! Но от причастий на –бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе: сóбрана, изóдрана, отóзвана.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Задание 1. Составьте конспект данного материала.

Задание 2. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах.

Нам за суетность мала месть – Мир, где так непривычно и тихо, И не верится вовсе, что есть Тот Арбат или, скажем, Плющиха. Но чтоб вовсе забыть их не смог И чтоб сам забывался не больно, Отдалённый, но внятный шумок К нам доносится бесперебойно. К. Ваншенкин

Мы вышли Из блокадных дней Суровей, строже, суше. Сердца ж Не стали холодней, Черствей не стали души. Ю. Воронов  

Задание 3. Определите, какое слово является лишним (по произношению):

1. Конечно, нарочно, игрушечный;

2. Что, чтобы, нечто;

3. Млечный, восточный, пустячный;

4. Безоблачный, беспечно, яичница;

5. Табачный, сказочный, скворечник.

Задание 4. Докажите, что в данных парах слов ударение зависит от их значения. Образуйте с ними словосочетания.

1.вИдение — видЕние 2.острОта — остротА 3.нАголо — наголО 4.трУсить — трусИть 5.клУбы — клубЫ

6. погрУженный — погружЁнный 7. мокрОта — мокротА 8. Угольный — угОльный 9. склОнен — склонЁн 10.Ирис – ирИс

Задание 5. Образуйте формы прошедшего времени глаголов по схеме: НачАть – нАчал – нАчали – началА - начАв – начАвший; запишите, поставьте ударение.

Брать, собрать, забрать, вить, взять, дать, ждать, подождать, жить, пожить, гнать, согнать, перегнать, снять, лгать, звать, по­звать.

Задание 6.Образуйте формы прошедшего времени глаголов по приве­дённой схеме: ПринЯть – прИнял – прИняли – принялА –принЯв - принЯвший; запишите, поставьте ударение.

Отдать, продать, создать, пролить, обнять, поднять.

Задание 7.Поставьте ударение в следующих глаголах. В случае затруд­нений обратитесь к словарям.

Бряцать, облегчить, озлобить, опошлить, осведомиться, прину­дить, плесневеть, пригубить, премировать, плешиветь, положить, теплиться, упростить.

Задание 8.Данные глаголы имеют тенденцию к перемещению уда­рения в настоящем или простом будущем времени по следую­щей модели: белИть — бЕлит. Запишите их в третьем лице единственного числа. Поставьте ударение.

Вертеть, молиться, взмолиться, возложить, заслужить, лечить, залечить, отгрузить, нагрузить, варить, заварить.

Задание9.В следующих глаголах при образовании форм настоящего или простого будущего времени ударение не смещается. Запи­шите их в третьем лице единственного числа. Поставьте уда­рение.

Возбудить, вопить, глушить, звонить, зазвонить, позвонить, перезвонить, включить, отключить, заключить, подключить, зара­зить, облегчить, повторить, углубить, упростить, принудить, чер­пать, опошлить.

Задание 10. Прочитайте заимствованные слова, в которых согласный перед Е произносится твёрдо. Если в слове несколько таких со­гласных, но только один из них произносится твёрдо, он выде­лен. При необходимости уточните значение слов по словарю.

Адекватный, альтернатива, анестезия, антитеза, ателье, атеизм, бифштекс, бутерброд, весТерн, вундеркинд, гангстер, гантели, геНезис, гипоТетический, гроТеск, деградация, дельта, делика­тес, денационализация, детектив, дека, деквалификация, диадема, диспансер, дешифровка, идентичный, индекс, индексация, инерт­ный, интеграция, интенсивный, интервал, инТервент, интервью, интерьер, интернат, интернациональный, интерпретация, карате, кафе, кодекс, компьютер, конТейнер, корДебалет, кортеж, коттедж, лазер, менеджер, модель, моДельер, панель, партер, пЛеер, про­дюсер, протекция, пюре, рейтинг, реквием, свитер, сервис, синтез, синтетика, стенд, стресс, тембр, темп, тенденция, теннис, термос, тест, фарватер, фонетика, шатен, шедевр, шимпанзе, шоссе, энер­гия, эссе, эстетика.

Задание 11. Прочитайте словосочетания. В случае затруднения в постановке ударения в формах глаголов и существительных обратитесь к орфоэпическому словарю.

Продажа тортов, начала звонить соседям, начаты переговоры, заключат договор, опошленный вариант, высоко оценена, клубы дыма, погруженный в раздумья, пострижен наголо, российские граждане, прибыла для подписания договора, прибывшие пасса­жиры, манящий аромат, облегчим душу, сегодня бледна, пригла­сить лекторов, несколько профессоров, присуждение учёных сте­пеней, все тосты, поняв ошибку, завезена из соседних местностей, из этих областей, загнутый конец, стала ещё красивее, прибыла из аэропорта, пригубила стакан, озлобленный мальчик, повторим тему.

Задание 12. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты.

Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, вахтер, головешка, гололед, гололедица, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дрема, желчный, завороженный, запечатленный, истекший, комбайнер, крестный отец, крестный ход, маневр, недоуменный, никчемный, новорожденный, одноименный, опека, осетр, острие, переведенный, планер, поблекнуть, приобретенный, разношерстный, свекла, холеный, хребет, шерстка, шлем, шофер.

Задание 13. Расставить ударения в соответствии с акцентологическими нормами.

Анамнез, анорексия, анурия, бронхоскопия, брадикардия, гемофилия, гипертензия, диспепсия, дисфагия, кифоз, лейкоцитурия, микроцефалия, олигурия, пальпация, пиелонефрит, тахикардия, термометрия, эритроцитоз, эхография.

Задание 14. Выполните контрольный тест.

Как произносится орфографическое «е» после мягкого согласного под ударением? 1 - [э]; 2 - [о];


желчь


бытие


отекший


белесый


блеклый


никчемный


атлет


истекший


маневр


афера


одноплеменник


головешка

Как произносится орфографическое «чн»? 1- [чн]; 2 - [шн]; 3 - [чн]и[шн];







будничный


девичник


пустячный


молочный


конечно


Ильинична


игрушечный


скучно


Саввична


маскировочный


нарочно


очечник

Как произносится орфографическое «е» после согласных? 1 - е; 2 - [э]; 3 – еи[э];







академия


депрессия


де-юре


брюнет


дефект


интеграл


деградация


дефис


интенсивно


декада


де-факто


менеджер

Как произносятся данные слова в зависимости от значения? 1 – с ударением на 1-м слоге; 2– на 2-м слоге; 3 – на 3-м слоге;







мас-тер-ский (принадлежащий мастеру)


раз-ви-та-я (тема)


за-ня-то-е (место)


мас-тер-ский (искусный)


раз-ви-той (ребёнок)


за-ня-той (человек)


бро-ня (защитная обшивка)


муд-ре-но (разобраться)


лав-ро-вый (лист)


бро-ня (закрепление чего-либо за кем-либо)


муд-ре-но (говорит)


лав-ро-вый (венок)

Как произносятся данные слова? 1– с ударением на 1-м слоге; 2– на 2-м слоге; 3 – на 3-м слоге; 4– на 4-м слоге; 5– на 1-м и 2-м слогах; 6 – на 2-м и 3-м слогах;







бар-жа


га-зо-про-вод


от-да-ла


ин-ду-стри-я


не-кро-лог


от-да-ли


ржа-веть


кра-си-вей-ша-я


на-чав-ший


ро-дил-ся


пол-на


на-ча-та

Как произносятся пассивные причастия прошедшего времени? 1 – с ударением на 2-м слоге; 2 – на 3-м слоге; 3 – на 4-м слоге; 4 – на 5-м слоге







взбе-шенн-ный


пе-ре-ве-де-на


по-до-гну-та


взбе-ше-на


пе-ре-ве-де-ны


от-ко-ло-та


пе-ре-ве-ден-ный


по-до-гну-тый


от-ко-ло-то

Как произносятся данные слова? 1 – с ударением на 1-м слоге; 2 – на 2-м слоге; 3 – на 3-м слоге; 4 – на 4-м слоге







а-на-лог


нор-ми-ро-вать


из-ба-ло-ван-ный


бар-мен


тан-цов-щи-ца


ка-та-лог


втри-до-ро-га


а-по-строф


тан-цов-щик


за-все-гда-тай


ва-ло-вой


ща-вель


и-ко-но-пись


ге-не-зис


о-бес-пе-че-ни-е


об-на-ру-же-ни-е


но-во-рож-ден-ный


со-сре-до-то-че-ни-е

Задание 15. Прочитайте, учитывая особенности произношения безударного гласного [о] на месте буквы о в иноязычных словах.

Боа, болеро, бокал, бомонд, вокзал, досье, какао, кредо, оазис, отель, поэт, поэзия, реноме, рококо, рояль, сонет, трио, фойе, Шопен.

Задание 16. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

1. Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.

2. Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, расчистить, мужчина, перебежчик.

3. Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, изжога, сжег, разжирел.

4. Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.

Задание 17. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов:

Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, дермантин, подскользнуться, подчерк, надсмехаться, тубаретка, полувер.

Задание18. Прочитайте следующие глаголы, образованные от прилагательных. Обратите внимание на место ударения в них:

Глубокий - углубить; лёгкий - облегчить; бодрый - ободрить, подбодрить;острый - обострить;крепкий - укрепить.

Задание 19. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.

а) Образуйте форму родительного падежа следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетанияОбразец: массаж - массажа; аэросани - аэросаней.

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выборы, кольца, деньги, порты.

б) Образуйте краткую форму следующих прилагательных. Поставьте ударение. Образец: веселый - весел, весела, веселы.

Глухой, дорогой, дружный, далекий, долгий, зеленый, жалкий, желтый, молодой, полный, правый, старый, редкий.

в) Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода множественного числа следующих страдательных причастий. Поставьте ударение. Образец: взятый - взят, взята, взято, взяты.

Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать, ввезти, заключить, заслужить, наградить.

г) Образуйте формы прошедшего времени следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе. Образец: брать - брал, брала, брали.

Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, начаться, создать, отослать, положить, понять, принять, снять, класть, отнять.

Задание 20. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.

- Добрый день, Ольга Ильинична. Вы в библиотеку?

- Да, хочу поработать с каталогом. А вы, Тамара Никитична?

- Я тоже занята: у меня много дел в компьютерном классе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кетуязыковую колбасу, творогсосиски и грейпфруты.

- Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццерии и купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтели и салат, а на завтрак - яичницу.

- Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и торты купить. Какой большой выбор тортов!

- Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.

- Возьмите другой, он вкуснее и красивее.

- Пожалуй, вы правы.

Задание 21. Выполните тест.

1. Звук [о] произносится в слове…

1. афера

2. маневры

3. опека

4. недоуменный

5. никчемный

6. жердочка

2. Согласный перед е произносится твердо в слове…

1. альтернатива

2. декларация

3. индекс

4. шинель

5. академия

6. кодекс

3. Сочетание согласных чн произносится [шн] в слове…

1. съемочный

2. скучно

3. поточный

4. закадычный

5. скворечник

4. Слово … произносится с ударением на первом слоге.

1. квартал

2. жалюзи

3. туфля

4. ждала

5. завидный

6. зажило

5. Ударение падает на второй слог в слове…

1. цемент

2. свекла

3. диспансер

4. загнутый

5. принудить

6. каталог

6. На третий слог ударение падает в слове…

1. пломбировать

2. позвоним

3. некролог

4. христианин

5. ходатайство

6. обеспечение

7. Среди слов премировать, столяр, вероисповедание, корысть, углубить,

танцовщица нет слова с ударением на…

1. 1-ом слоге

2. 2-ом слоге

3. 3-ем слоге

4. 4-ом слоге

5. 5-ом слоге

6. 6-ом слоге

 



Просмотр содержимого документа
«ПР Тестовые задания»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

При выполнении тестовых заданий в случае затруднения обращайтесь к современным орфоэпическим и акцентологическим словарям и справочникам.


1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

1) пюре 2) патент 3) тезис 4) крем 5) компьютер, 6) термос 7) темп 8) тембр 9) паштет 10) кларнет.

2. Отметьте слова, в которых перед Е произносится мягкий согласный:

1) шинель 2) чартер 3) тире 4) фанера 5) термин 6) синтез 7) Одесса 8) капелла 9) брюнет 10) кофе.

3. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится О (на письме – Ё):

1) опека 2) недоуменный 3) коленопреклоненный 4) крестный ход 5) афера 6) безнадежный 7) поблекший 8) новорожденный 9) бытие 10) затекший.

4. Отметьте слова, в которых после мягких согласных произносится Е:

1) принесший 2) платежеспособный 3) истекший год 4) одноименный 5) острие 6) отцветший 7) женоненавистник 8) забредший 9) современный 10) крестный ход.

5. Отметьте слова, в которых допущены орфографические ошибки, связанные с нарушением норм произношения:

1) юрисконсульт 2) подскользнуться 3) конъюктура 4) противень 5) индивидуум 6) беспрецендентный 7) конкурентноспособный 8) эскорт 9) дерматиновый 10) черезвычайный 11) тубаретка 12) констатировать 13) интригант 14) почерк 15) дивиденты.

6. Отметьте слова, в которых ударение падает на первый слог:

1) баловать 2) эксперт 3) черпать 4) оптовый 5) свекла 6) ломоть 7) искра 8) звонишь 9) завидно 10) кухонный 11) клала 12) шофер.

7. Отметьте слова, в которых ударение падает на второй слог:

1) алфавит 2) гражданство 3) цемент 4) некролог 5) еретик 6) столяр 7) облегчить 8) сливовый 9) красивее 10) закупорить 11) торты 12) сгнила.

8. Отметьте слова, в которых ударение падает на последний слог:

1) христианин 2) углубить 3) жалюзи 4) завсегдатай 5) феномен 6) премировать 7) осведомить 8) путепровод 9) исчерпать 10) проспала 11) занята 12) ободрить.

9. Отметьте слова, в которых ударение поставлено правильно:

1) каталог 2) новорожденный 3) подождала 4) вероисповедание 5) асимметрия 6) обеспечение 7) созвонимся 8) ходатайствовать 9) средства 10) танцовщица 11) осужденный 12) отключен 13) давнишний 14) умер-ший 15) бюрократия.

10. Отметьте слова, в которых ударение поставлено неправильно:

1) начался 2) прожита 3) отраслей 4) шарфом 5) медикамент 6) квартал 7) менеджмент 8) соболезнование 9) гастрономия 10) блокировать 11) избалованный 12) украинский 13) танцовщица 14) пасквиль 15) бомбардировать.



Ключи к заданиям

Орфоэпические и акцентологические нормы

Тестовые задания

1. 1, 3, 5, 6, 7, 8

2. 1, 4, 5, 7, 9, 10

3. 3, 6, 7, 8, 10

4. 3, 6, 7, 8, 9, 10

5. 2, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 15

6. 3, 5, 7, 10, 11

7. 2, 3, 6, 9, 10, 12

8. 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12

9. 3, 5, 6, 9, 13, 14

10. 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15.


Просмотр содержимого документа
«РМ Опорный конспект»

1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ И АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

(НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ)

Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения.

Трудные случаи в системе норм произношения и ударения

1. Произношение твердого или мягкого согласного перед Е в иноязычных словах.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

мягкие согласные

произносятся перед Е

твердые согласные

произносятся перед Е

брюнет

декада

декорация

кларнет

крем

кофе

музей

Одесса

патент

пресса

тенор

термин

фанера

шинель


альтернатива

антенна

атеизм

ателье

детектив

интеграция

интервью

компьютер

потенциал

тест

тире

тоннель

шоссе

эстетика

В современном языке допускается произношение как твердых, так и мягких согласных перед Е в таких словах, как декан, терапевт, террор, критерий, прогресс и др. Однако следует иметь в виду, что основная тенденция в произношении заимствованных слов этого типа состоит в переходе от твердого согласного к мягкому. В связи с меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов нужно выяснять в современных орфоэпических словарях.

2. Произношение звука е или о (обозначаемого буквой ё) после мягких согласных.

Запомните нормативное произношение следующих слов:

Произносится е

Произносится о (на письме – ё)

Афера

бытие

женоненавистник

забредший

истекший (год, период)

крестный ход

опека

отцветший

приведший

современный


Блёкнуть

затёкший

истёкший (кровью)

коммивояжёр

крёстный отец

манёвры

недоумённый

новорождённый

одноимённый

остриё

платёжеспособный

поблёкший

принёсший

3. Произношение слов, в которых ошибки вызваны вставкой лишних звуков либо пропуском или заменой гласных или согласных.

Запомните нормативное произношение этих слов.

Нормативное произношение

Частотная ошибка в произношении

беспрецедентный

дерматин

дивиденды

желатин

индивидуум

интриган

инцидент

компрометировать

конкурентоспособный

констатировать

конъюнктура

поскользнуться

почерк

прецедент

противень

табуретка

чрезвычайный

эскорт

юрисконсульт

*беспрецендентный

*дермантин

*дивиденты

*желантин

*индивидум

*интригант

*инциндент

*компроментировать

*конкурентноспособный

*константировать

*конъюктура

*подскользнуться

*подчерк

*прецендент

*протвень

*тубаретка

*черезвычайный

*экскорт

*юристконсульт

неправильное произношение.

4. Неподвижное ударение (не меняет место в разных формах одного и того же слова) в следующих словах:

бант (банты, с бантами и т. д.), блюдо, договор, мощность, отрасль, торт, сват, средство, шарф, шофёр.

5. В следующих глаголах в форме пр. вр. ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание (наличие любой приставки, кроме приставки вы-, не влияет на место ударения):

брать (брала, подобрала, собрала, забрала и т.д., но выбрала), вить, взять, врать, гнать, гнить, дать, звать, драть, ждать, лгать, лить, драть, спать, плыть, ткать, клясть, жить, понять.

6. В следующих кратких страдательных причастиях в форме ед. ч. ж. р. ударение падает на окончание: взята, занята, прожита, принята, начата, создана.


Просмотр содержимого презентации
«ТМ»

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ

И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения , тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание  всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения , тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения.

Акцентологическая норма устанавливает место ударения в словах и их формах. Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

Акцентологическая норма устанавливает место ударения в словах и их формах.

Орфоэпическая нормаединственно возможный

или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ делятся на акцентологические  и орфоэпические  Акцентологические нормы устанавливают место ударения в словах и их формах.

НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

делятся на

акцентологические и орфоэпические

Акцентологические нормы устанавливают

место ударения в словах и их формах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО  Ударение в русском языке свободное , что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определённым слогом.  Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог ,  в польском, грузинском — предпоследний ,  в армянском, французском - последний . В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Ударение в русском языке свободное , что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определённым слогом.

Например, в эстонском, латышском, чешском, финском языках ударным всегда бывает первый слог ,

в польском, грузинскомпредпоследний ,

в армянском, французском - последний .

В русском языке ударение может падать на любой

слог, поэтому его называют разноместным.

УДАРЕНИЕ в РУССКОМ ЯЗЫКЕ

УДАРЕНИЕ в РУССКОМ ЯЗЫКЕ

  • разноместное (не закреплено за определенным слогом, а может падать на любой слог в слове), например: Издавна, издрЕвле, мастерскИ;
  • подвижное (при изменении слова ударение может менять место), например: рукАв – рукавА, лЁгкий – легкИ, пОнял – понялА.
  • неподвижное (при изменении слова не меняет место): де ' лать, де ' лаю, де ' лала, сде ' лал, отде ' лка, переде ' лка и т. п.
Некоторые слова имеют допустимые  варианты ударения: о ' тдал – отда ' л, берёста - береста '. Предпочтительным является первый вариант, но и допустимый ошибочным не считается.
  • Некоторые слова имеют допустимые варианты ударения: о ' тдал – отда ' л, берёста - береста '.
  • Предпочтительным является первый вариант, но и допустимый ошибочным не считается.
Изменение места ударения – процесс живой и подвижный  орфоэпический словарь Р.И.Аванесова (1988) орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой (2007) апартаме ' нты и апарта ' менты ( доп .) апартаме ' нты бредово ' й и бредо ' вый бредово ' й и бредо ' вый ( доп .) заржа ' веть и заржаве ' ть заржаве ' ть и заржа ' веть мизе ' рный и ми ' зерный ( доп.)  ми ' зерный и мизе ' рный

Изменение места ударения – процесс живой и подвижный

орфоэпический словарь Р.И.Аванесова (1988)

орфоэпический словарь Т.Ф.Ивановой (2007)

апартаме ' нты и

апарта ' менты ( доп .)

апартаме ' нты

бредово ' й и бредо ' вый

бредово ' й и бредо ' вый ( доп .)

заржа ' веть и заржаве ' ть

заржаве ' ть и

заржа ' веть

мизе ' рный и ми ' зерный ( доп.)

ми ' зерный и мизе ' рный

В современном русском языке часто наблюдается тенденция к переносу ударения на начало слова: с ударного слога ударение перемещается на предшествующий ему слог (в науке о языке такое ударение называется регрессивным , от лат. regress us - обратное движение, возвращение).

В современном русском языке часто наблюдается тенденция к переносу ударения на начало слова: с ударного слога ударение перемещается на предшествующий ему слог (в науке о языке такое ударение называется регрессивным , от лат. regress us - обратное движение, возвращение).

Интересные варианты ударения можно наблюдать в устной речи людей разных профессий. Это так называемые профессиональные  варианты ударения, например: компа ' с, ветра ' (речь моряков), а ' лкоголь, и ' нсульт (в речи медиков), осу ' жденный, возбу ' ждено (в речи юристов)

Интересные варианты ударения можно наблюдать в устной речи людей разных профессий.

Это так называемые профессиональные варианты ударения, например: компа ' с, ветра ' (речь моряков), а ' лкоголь, и ' нсульт (в речи медиков), осу ' жденный, возбу ' ждено (в речи юристов)

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ УДАРЕНИЯ   Ударения в слове иногда зависит от значения:  языко ' вая колбаса - языкова ' я политика, человек затято ' й – место за ' нятое, консерва ' торский метод – уровень исполнения консервато ' рский.

СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ УДАРЕНИЯ

Ударения в слове иногда зависит от значения:

языко ' вая колбаса - языкова ' я политика, человек затято ' й – место за ' нятое, консерва ' торский метод – уровень исполнения консервато ' рский.

Основное правило : в случае затруднения при определении места ударения в слове следует обращаться к орфоэпическому словарю (Т.Ф.Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка (2007); В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка (2010)

Основное правило : в случае затруднения при определении места ударения в слове следует обращаться к орфоэпическому словарю (Т.Ф.Иванова. Новый орфоэпический словарь русского языка (2007); В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка (2010)

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Равноправные варианты. В орфоэпическом словаре они соединяются союзом И : во ' лнам и волна ' м. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы. 2. Варианты нормы, из которых один признаётся основным: а) помета «д опустимо » ( доп.):  о '  тдал и доп. отда '  л; Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но всё-таки находится в пределах правильного. Чаще всего используется в разговорной речи; б) помета « допустимо устаревшее » (доп. устар.): индустри '  я и доп. устар. инду '  стрия; собрался и доп. устар. собрался; ханжество и доп. устар. ханжество. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным.

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

  • Равноправные варианты. В орфоэпическом словаре они соединяются

союзом И : во ' лнам и волна ' м. С точки зрения правильности эти варианты

одинаковы.

2. Варианты нормы, из которых один признаётся основным:

а) помета «д опустимо » ( доп.): о ' тдал и доп. отда ' л;

Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее

желательный, но всё-таки находится в пределах правильного. Чаще всего

используется в разговорной речи;

б) помета « допустимо устаревшее » (доп. устар.): индустри ' я и доп. устар.

инду ' стрия; собрался и доп. устар. собрался; ханжество и доп. устар.

ханжество. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно

утрачивается, а в прошлом он был основным.

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ запретительные пометы : 1) «не рекомендуется» (не рек.) алфавит! не рек. - алфавит; балова ' ть! не рек. — ба ' ловать; догово ' рный! не рек. - договорно ' й. 2) «неправильно» (неправ.)  ку ' хонный! неправ, кухо ' нный; договорённость, неправ. догово ' ренность. 3) «грубо неправильно» (груб, неправ .)

ЗАГЛЯНЕМ В ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

запретительные пометы :

1) «не рекомендуется» (не рек.)

  • алфавит! не рек. - алфавит;
  • балова ' ть! не рек. — ба ' ловать;
  • догово ' рный! не рек. - договорно ' й.

2) «неправильно» (неправ.)

  • ку ' хонный! неправ, кухо ' нный;
  • договорённость, неправ. догово ' ренность.

3) «грубо неправильно» (груб, неправ .)

  • докуме ' нт! груб.неправ, доку ' мент;
  • инжене ' ры! груб.неправ, инженера ' ;
  • хода ' тайство! груб.неправ. ходата ' йство.
ПРАКТИКУМ Задание 1.  Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Расставьте ударения в следующих словах. Составьте с ними предложения.  Видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак); хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха); характерный (упрямый, своеобразный, выразительный) – характерный (типичный особенный). Задание 2:  Определите значение следующих парных слов. Составьте с ними предложения. Атлас - атлас, броня — броня, кругом — кругом, занятый- занятой, безобразный - безобразный.

ПРАКТИКУМ

Задание 1. Обратите внимание на зависимость места ударения от значения слова. Расставьте ударения в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Видение (способность видеть)- видение (мираж, призрак);

хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха);

характерный (упрямый, своеобразный, выразительный) –

характерный (типичный особенный).

Задание 2: Определите значение следующих парных слов.

Составьте с ними предложения.

Атлас - атлас, броня — броня, кругом — кругом,

занятый- занятой, безобразный - безобразный.

ПРАКТИКУМ Задание 1 . Поставьте ударение.   Туфля, доцент, свёкла, эксперт, процент, танцовщица, бармен, мышление, менеджер, оптовый, цыган, жалюзи, каталог, огниво, роженица, корысть, приговор, благовест, сегмент, феномен, еретик, знамение, заговор, агент, досуг, невролог, молох, некролог, портфель, пуловер, астролог, астроном, инструмент, магазин, приговор, ограничение.

ПРАКТИКУМ

Задание 1 . Поставьте ударение.

Туфля, доцент, свёкла, эксперт, процент, танцовщица,

бармен, мышление, менеджер, оптовый, цыган, жалюзи,

каталог, огниво, роженица, корысть, приговор, благовест,

сегмент, феномен, еретик, знамение, заговор, агент, досуг,

невролог, молох, некролог, портфель, пуловер, астролог,

астроном, инструмент, магазин, приговор, ограничение.

ПРАКТИКУМ Задание: Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму мн. ч. следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе: Образец: брать — брал, брала, брало, брали.  Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.

ПРАКТИКУМ

Задание: Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и форму мн. ч. следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе:

Образец: брать — брал, брала, брало, брали.

Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать,

нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять,

принять, снять, тянуть, убрать.

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт http://suyazova.my1.ru/ www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна Суязова – личная страница

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ

Мой сайт http://suyazova.my1.ru/

www.proshkolu.ru Ирина Анатольевна

Суязова – личная страница

источник шаблона:  Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!