СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Элективный курс. Урок №1. Литературный процесс конца ХVIII – ХIХ веков в зарубежной литературе. Взаимодействие реализма и романтизма как основных литературных направлений в XIX веке.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать понятие о связи исторического и литературного процессов конца ХVIII – ХIХ веков; выяснить, в чём особенности развития литературы данного периода, отметить своеобразие романтизма и реализма в зарубежной литературе ХIХ века;

  2. способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

  3. способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №1 Зарубежная литература 18-19 веков»

10 класс

Урок №1

Литературный процесс конца ХVIII – ХIХ веков в зарубежной литературе. Взаимодействие реализма и романтизма как основных литературных направлений в XIX веке. Своеобразие концепции мира и человека в романтической и реалистической литературе.

Цели:

  1. дать понятие о связи исторического и литературного процессов конца ХVIII – ХIХ веков; выяснить, в чём особенности развития литературы данного периода, отметить своеобразие романтизма и реализма в зарубежной литературе ХIХ века;

  2. способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы, развитию исследовательских умений учащихся, развитию речевых навыков.

  3. способствовать приобщению к культурному наследию и процессу духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).

Ожидаемые результаты:

обучающийся должен иметь представление об основных тенденциях в развитии зарубежной литературы ХVIII - XIX века, ведущих литературных методах и своеобразии концепции мира и человека в романтической и реалистической литературе данного этапа.

Оборудование:

РМ для работы в парах, цветные стикеры для оценивания, диаграмма ИНЬ-ЯНЬ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап. Целеполагание.

Приветствие. «Подари улыбку»  (просмотр позитивного ролика)

- Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Объявление темы урока.

Прием «Воздушный шар».

- Чему вы должны научиться на уроке, чтобы наш шар мог набрать высоту и отправиться в путешествие?


Дарят друг другу улыбки.

Записывают тему урока.

Формулируют цели с точки зрения ученика

  1. Операционно-деятельный этап


  1. Вводное слово. Особенности изучаемого периода.

Курс зарубежной литературы XIX века охватывает период от последних десятилетий XVIII века до 1870-х гг. Исторический и культурологический XIX век принято отсчитывать не от календарной даты, а от главного события новой истории – Великой французской буржуазной революции (1789–1794). XIX век – «буржуазный век», эпоха классической философии и литературы. В искусстве, и, прежде всего, в литературе в это время сложились два художественных метода – романтизм и реализм. Эти методы обозначают два важнейших типа художественного сознания нового времени.

Великая французская революция изменила лицо Европы, коренным образом повернула ментальность в Европе и Америке, выдвинула новые исторические приоритеты и новый тип эпохальной личности. Французские события стали главными для этого века, по Франции и французским обстоятельствам Европа «мерила» свою историю.

Одно поколение стало свидетелем сразу нескольких эпохальных исторических событий. Этот отрезок времени был буквально «насыщен» событиями и кардинальными изменениями: пять лет Французской революции, походы Наполеона, поражение его при Лейпциге перед союзными армиями, «100 дней» (возвращение Наполеона в Париж), окончательное поражение при Ватерлоо, период Реставрации (1815–1830), Июльская революция 1830 г., экономический кризис 1842 г., забастовочное и стачечное движение по всей Европе (особенно – в 1840-е гг.), революционные события 1848 г. по всей Европе, начало аболиционистского движения в США (с 1830-х гг.), бесконечные войны на Балканах, войны (1860–70-х гг.) и объединение Германии, новые принципы избирательного права в Англии (законы 1868–1880-х гг.).

Промышленные и политические потрясения меняли Европу, отражали новые исторические противоречия. Если в XVII–XVIII веках буржуазность представлялась идеалом, реализацией возможностей нового социального слоя – буржуа, попыткой построить принципиально новые социальные отношения, то в веке XIX отношение к новой реальности меняется. Буржуазное общество становится реальностью, которая не всегда соответствует идеалам, эта реальность критикуется и даже полностью отвергается романтиками, а затем «признаётся» и подвергается анализу реалистами.


  1. Изучение словарных статей «Романтизм», «Реализм»

  2. Составление синквейнов.











  1. Работа с диаграммой (в виде символа ИНЬ-ЯНЬ)



Делают записи в тетради.

  1. Хронологические рамки зарубежной литературы XIX века.

  2. Исторические события

  3. Ведущие художественные методы































Работа в паре «Беседа с партнером».

  1. Изучают в паре каждый свою статью, делают конспект в тетради.

  2. «Расскажи партнеру» (рассказывают изученный материал товарищу в паре)

  3. Обсуждают полученную информацию в парах, составляют синквейны «Романтизм», «Реализм»

Взаимооценивание «2 звезды, 1 желание» (ученик отмечает 2 положительных момента в работе партнера и дает 1 пожелание того, как бы он сделал или выполнил задание)

  1. Находят отличия романтизма и реализма, заполняют диаграмму

Выступление пар, оценивание цветными стикерами:

«зеленый» = «отлично»

«желтый» = «хорошо»

«красный» = «неплохо»

  1. Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия «Ладошка»

Нарисовать на листе ладонь, а на пальчиках прописывают выводы по уроку:

на большом – «что получилось»;

на указательном – «надо запомнить;

на среднем – «что было трудно, непонятно»; на безымянном – «что было легко»;

на мизинце – «что понравилось»


Домашнее задание

  1. Составление краткой энциклопедической статьи по теме урока.

  2. Вопросы и задания к изученному материалу.

  3. Образно-графическая схема к вводному уроку.




Просмотр содержимого документа
«Понятие о реализме»

Тема 1. Понятие о реализме XIX века


1. Как художественный метод реализм становился иначе. Художественной практике романтизма предшествовало развитие теории и философии творчества, они закреплялись и совершенствовались в деятельности различных школ и кружков, а к 1810–20-м гг. романтизм превращается в широкое, всеохватывающее и осознанное явление культуры.

Реалистический метод становился противоречивее, осознавался и обосновывался его последователями особо – и в противопоставлении романтическим постулатам (идеализм, отторжение реальности, «двоемирие»), и на взаимодействии с романтическим искусством, которое понималось писателями первой половины века прежде всего как современное.

В 1-й половине века писатели-реалисты не причисляли себя к одному новому направлению, но оно уже существовало и проявило себя в разных странах. Даже сам термин «реализм» окончательно укрепился лишь во второй половине века – в теории (Шанфлёри и Дюранти), в литературных дискуссиях («реалистические бои») и пропагандировался в других видах искусства (напр., в живописи).

2. Реализм XIX в. – особый этап в развитии реалистической эстетики в целом, даже вершина. Уже сформировавшиеся в течение разных эпох основные принципы реализма именно в XIX в. были осознаны и обоснованы как целостная художественная система и в соответствии с особенностями истории и культуры «буржуазной эпохи». Главные постулаты – широкий охват действительности, ориентация на правду жизни в искусстве, достоверность характеров – получают обоснование и соотносятся с требованиями времени и современным менталитетом, «расширяются» и обосновываются.

3. Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути бытия, для реалистов – анализ социальной сущности бытия, познание внутренних закономерностей исторических и социальных процессов. Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к отрицаемой ими реальности. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия».

Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.

4. В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой – он опирается на факты реальности, накапливает и систематизирует их (в литературе это быто- и нравоописание), исследование мира и человека строится на основе анализа и синтеза явлений жизни. Реализм стремится устанавливать связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология Бальзака), прослеживать действие законов бытия.

5. Основная категория реалистической эстетики – категория типизации. Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи, социальной среды, воспитания – то есть как частное «следствие» целого ряда внешних «причин» общего порядка.

Диалектика частного, индивидуального – и общего, типичного реализуется на разных уровнях именно в истории, обществе, личной жизни. Основу теории типизации заложил Бальзак. По его определению тип – это «образец рода», он синтезирует «характерные черты сходных лиц»; тип – это «образ, сосредотачивающий в себе сущность явления». Поэтому цель главного жанра эпохи – романа – исследование жизни и социальных типов, считает Бальзак. Но социум неоднозначен, человеческие характеры имеют «бесконечное множество оттенков». Если Стендаль, например, в ранних романах представляет «центростремительный» тип анализа (он сосредоточен на герое, личности, «приподнятой» над миром), то Бальзак или Флобер рисуют героя, вступающего в компромисс со средой или полностью «поглощенного» житейской прозой, становящегося частью «вещного» мира.

6. Характеры реализма существуют в развитии (понятие эволюции характера), что выходит на первый план в самой продуктивной романной форме – «романе воспитания» («истории молодого человека»).

7 Реализм связывается с саморазвитием не только характера, но и действия, сюжета, вплоть до принципа авторского «невмешательства» (Флобер, Теккерей).

Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно позднее метод реализма оформлялся в Германии.

Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «легкие» жанры; синтетические формы – музыкальные драмы Вагнера).

Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются два этапа: литературный процесс в 1830–40-е более тесно связан с романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый план, определяемое новыми историческими обстоятельствами, более трезвым уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления западно-европейских литератур: по глубине теоретического осмысления

С этими периодами связаны и этапы развития европейского романа.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о романтизме»

Тема 1. Понятие о романтизме как о художественном методе

Романтизм становится первой реакцией на исторические изменения и примером принципиально нового, «современного» искусства.


Основы романтического мировоззрения и эстетики:

1. Это явление нового времени, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли прежде всего главную идею эпохи – идею СВОБОДЫ личности.

2. Принципы свободы и новизны реализуются в их творчестве. Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать современное, новаторское искусство. Они полемизировали с классицистами,

прежде всего, – с рационализмом его эстетики. В центре их картины мира- индивидуальный человек, личность уникальная, которая не подчиняется системе, а противостоит ей. Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство. Они ввели понятие «универсальной поэзии», отражающей всю полноту мира и человека.

3. Сознание и собственно эстетика романтизма строится на противоположностях, на антитезах. Главная антитеза – это противопоставление ИДЕАЛА (основное понятие романтизма) и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, Духа и реальности.

Для романтиков было важно не точно воспроизводить жизнь, а создать свой, индивидуальный, особый образ мира. Таким образом, романтическое искусство предельно субъективно. Основа мировоззрения романтиков – эмоциональное, и потому противоречивое восприятие мира.

4. Дух по романтикам раскрывается в природе, чувствах (прежде всего любви) и в искусстве (это сфера фантазии, воображения). Именно через эти пути познаётся и раскрывается человек.

5. Высшая сфера – это ИСКУССТВО. Творчество – это способ для личности познать и выразить себя. Искусство ценно само по себе, оно руководствуется только духовными потребностями и фантазией, обращается к исключительному. Поэтому романтики отрицательно относились к своду правил в искусстве, считали, что правила противопоказаны творческой личности, они сковывают свободу художника.

6. В центре романтического искусства стоит творческая личность, художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и находится в конфликте со всем миром. Художник – существо особое, высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный герой романтиков – это человек с особо сильными чувствами, это герой-бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят ему тем же.

7. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое искусство, предельно субъективное.

8. Основной вид романтического творчества – ПОЭЗИЯ. Даже прозаические произведения (романы, новеллы) насквозь лиричны, близки по духу (часто и по форме) поэтическим творениям.

9. В романтических произведениях особо организованы пространство и время – они безграничны, распахнуты, необозримы. Их география очень широка, действие может происходить на небе и на земле, в водах бурных морей и в подземных пещерах, в неизвестных странах и в обычных городах, в конкретный момент истории и в вечности.

10. Романтики активно использовали и интерпретировали мифологические и сказочно-фольклорные сюжеты, библейские мотивы, исторический и научный материал. Интересы романтиков были необозримо широки, они были талантливыми в самых разных областях людьми, многие имели универсальный талант.

11. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.

12. Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в зависимости от развития и изменения запросов общества.

Романтики первыми создали системные труды по истории национальных языков и литератур, по истории искусств.

13. В эпоху романтизма огромное значение для литературы и других видов искусств (особенно – для музыки) приобретает фольклор. Народное творчество является одним из основных источников романтической литературы. Романтики и собирали, и изучали, и творчески переосмысливали фольклорный материал.

14. В эпоху романтизма устанавливаются и расширяются межнациональные и межлитературные связи.

Просмотр содержимого документа
«Реализм»

Реализм

К определению понятия

Относительно содержания понятия «реализм» исследователи до сих пор ведут споры. В рамках традиционной точки зрения реализм рассматривается как литературное направление, пришедшее на смену романтизму и становящееся в напряженном диалоге с ним.

В соответствии с популярной сейчас концепцией развития литературы в XIX веке понятием «реализм» принято обозначать не самостоятельное литературное направление, а литературное течение, возникшее внутри романтизма. В рамках данной теории всю литературную эпоху XIX века исследователи определяют как эпоху романтическую, при этом выделяя внутри нее ряд сосуществующих и эстетически связанных друг с другом течений. В европейских литературах это собственно романтизм (конец XVIII века – 30–40-е годы XIX века), реализм (30–40-е – 60–70-е годы

XIX века), а также течения, сложившиеся в конце XIX века: натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм и другие. Согласно этому взгляду, реализм является доминирующим течением в литературе второй половины XIX века.

Данная точка зрения возникла в современной науке на почве обнаружения сущностных сходств в поэтике и тематике разных течений литературы XIX века. Однако эстетические концепции, выработанные в рамках этих течений, обладают и серьезными отличиями. На специфике изображения человека в литературе реализма мы и остановим первоначально внимание нашего читателя.

Идеология, определившая становление реализма

Литература реализма отражает характерное для эпохи второй половины XIX века представление о человеке. В его основе лежит идея социальности человеческой личности. Эта идея складывается в полемике с тем пониманием человека, которое питало романтическую литературу. Идеологию романтиков, напомним, отличал культ самодостаточного и активного героя, противопоставляющего себя реальной действительности и самостоятельно формирующего обстоятельства своей жизни. Реалисты, наоборот, рассматривают человека как существо социальное, то есть вписанное в контекст общественной жизни и во всех своих проявлениях обусловленное социальными обстоятельствами.

Данная концепция сложилась под влиянием позитивизма, который принято рассматривать в качестве философской основы реализма. Это философское учение возникло в западноевропейской мысли начала XIX века. Его специфическим предметом стала современная социальная жизнь. Позитивисты стремились обнаружить те закономерности, которым в своем развитии подчиняется общество и под действием которых складывается поведение человека в нем.

Центральную идею позитивизма составляет тезис о том, что в социальном мире действуют закономерности, подобные тем, которые определяют жизнь природы, и, следовательно, все происходящее с человеком в обществе можно объяснить «естественными» (как позднее скажет французский философ Ипполит Тэн), объективными причинами. К таким причинам позитивисты относили особенности национального характера, географическую и климатическую среду, историческую ситуацию и, главное, социальный статус человека и социальный контекст его жизни.

В намерении выявить и описать эти закономерности позитивисты обращаются к результатам самых современных научных исследований в области истории, этнографии, естествознания. Так, историческая наука 30–40-х годов XIX века «снабдила» позитивизм идеей классовой структуры общества. Эта идея позволила позитивистам выстраивать объяснение поведения человека на основе его сословной принадлежности. А стремительно развивающееся в первой половине XIX века естествознание было воспринято позитивизмом как ключ к объяснению самых разных особенностей европейской жизни того времени. Такие характерные для срединных десятилетий XIX века процессы, как распространение рыночных отношений, формирование среднего класса, буржуазные революции, рост производства и городов, позитивисты склонны были описывать по аналогии с теми природными закономерностями, которые Ч. Дарвин вывел в своей эволюционной теории. Хотя его труд «Происхождение видов путем естественного отбора» вышел в 1859 году, похожие идеи ранее были высказаны рядом других биологов, на достижения которых позитивисты и опирались в своих размышлениях об обществе, начиная уже с первых десятилетий XIX века.

С точки зрения философа Огюста Конта, который является основоположником позитивизма во Франции, наука (в отличие от религии и идеалистической философии романтизма) обеспечивает человека «позитивным», то есть достоверным, практическим, полезным знанием о мире. Поэтому философия, ориентированная на научный анализ социальной жизни, и получила название «позитивизм».

Эстетика реализма

Эстетику реализма образует взгляд на литературу как научную (в позитивистском смысле этого слова) форму знания о мире и человеке. Поэтому основу эстетики реализма составляет установка на достоверное, правдивое, объективное изображение реальной действительности. Декларация такого изображения отличает взгляды многих писателей-реалистов. Так, О. де Бальзак цель литературы связывает с тем, чтобы «изображать явления такими, какие они есть». При этом он именует себя «секретарем, пишущим под диктовку Современности». Это самоопределение выразительно демонстрирует выше обозначенную позицию: Бальзак как бы отказывается от собственного авторства, присваивая его самóй действительности. Другое яркое выражение данной эстетической позиции находим в знаменитом пассаже из романа Ф. Стендаля «Красное и черное», где автор уподобляет свое произведение зеркалу, которое «наводится на большую дорогу»: «Роман – зеркало, с которым идешь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы».

Ролан Барт, французский философ культуры и литературы, воплощение данной установки в творчестве писателей-реалистов назвал «эффектом реальности». Конкретизируем, в совокупности каких эстетических принципов в литературе реализма достигается данный эффект.

1. Принцип детерминации1. Данный принцип подразумевает изображение человека как существа, чья судьба целиком обусловлена социальными факторами: происхождением, средой, обстоятельствами. В рамках этой идеи реализм полемизирует с романтическим принципом изображения человека: в литературе романтизма герой фигурировал как независимый и самостоятельный субъект. В реализме, наоборот, поступок героя трактуется не как следствие его свободного личностного выбора, а как следствие того принуждения, которое в отношении него совершает общество, «приспосабливая его к своим нуждам», по выражению Бальзака.

2. Принцип типизации. Данный принцип подразумевает изображение человека как существа социально типического. В отличие от литературы романтизма, в центре интереса которой находился исключительный герой, носитель уникальной индивидуальности, реалистическая литература обращается к типам. Ее героем становится человек, представляющий определенный социальный или психологический тип. История такого персонажа, по замыслу писателей-реалистов, должна демонстрировать закономерную (для данного типа) логику развития характера и судьбы человека в современном мире. Недаром центральную тематику реалистической литературы образуют сквозные, универсальные темы: тема утраты иллюзий, тема нравственного поражения, шире – тема становления и социализации молодого человека (или молодой женщины).

3. Принцип аналитизма. Данный принцип подчеркивает исследовательское отношение писателя-реалиста к предмету изображения – к современной ему действительности. Бальзак определил этот принцип как стремление «ухватить скрытый смысл» (Determinare (лат.) – определять, ограничивать) реальной жизни, «изучить [ее] начала и причины». Напомним, что романтики, если и обращались к реальности, то часто трактовали ее как мистически враждебную человеку и неподвластную его пониманию (например, в творчестве Т. А. Гофмана). Подобная позиция в эстетике реализма сменяется сознательным намерением выявить тот «объективный закон» (выражение Гюстава Флобера), которому подчиняется и жизнь всего общества, и частная жизнь отдельного человека. Поэтому особым объектом аналитического изображения в литературе реализма становится психология героя, особенности которой трактуются либо как следствие подчинения человека «объективному закону», либо как следствие сопротивления его принуждающей власти.

4. Принцип универсализма. В основе данного принципа лежит установка на максимально полное изображение общественной жизни. Данный принцип выразительно представлен, например, в эстетике Бальзака, который признавался, что им руководит «навязчивая идея изобразить все общество в целом». Другую модификацию этого принципа находим в эстетике Г. Флобера: для него универсальное изображение жизни означает изображение ее в совокупности всех сторон – в том числе самых низких и вульгарных, то есть тех, которые ранее было не принято описывать в художественном произведении.

В рамках данной эстетики сложились следующие общие черты реалистической литературы:

– углубленный психологизм (выявление глубинного содержания внутренней жизни человека);

– критический пафос, серьезное и трагическое изображение положения человека в буржуазном мире;

– максимально детализированное – в совокупности самых, казалось бы, незначительных черт – изображение реальности.

В то же время универсальные эстетические принципы реализма нашли самые оригинальные формы художественной реализации в творчестве разных писателей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!