СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 урок по роману "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 урок по роману "Обломов"»

Иван Александрович Гончаров Роман «Обломов»

Иван Александрович Гончаров

Роман «Обломов»

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова  (1812 – 1891)  Я писал только то,  что мыслил, чувствовал,  что любил, что близко  видел и знал, - словом,  писал и свою жизнь и то,  что к ней пристало.  И.А.Гончаров

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова (1812 – 1891)

  • Я писал только то,
  • что мыслил, чувствовал,
  • что любил, что близко
  • видел и знал, - словом,
  • писал и свою жизнь и то,
  • что к ней пристало.
  • И.А.Гончаров
1812 г. – родился в Симбирске в купеческой семье. 1821 г. – смерть отца. 1822-1830гг. – учёба в Московском коммерческом училище. 1831-1834гг. - студент Московского университета словесного отделения. 1835г.-начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов. 1844-1847гг. – работа над романом «Обыкновенная история». 1852-1854гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е.В.Путятина. Результат путешествия –двухтомная книга Гончарова «Фрегат «Паллада»
  • 1812 г. – родился в Симбирске в купеческой семье.
  • 1821 г. – смерть отца.
  • 1822-1830гг. – учёба в Московском коммерческом училище.
  • 1831-1834гг. - студент Московского университета словесного отделения.
  • 1835г.-начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.
  • 1844-1847гг. – работа над романом «Обыкновенная история».
  • 1852-1854гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е.В.Путятина. Результат путешествия –двухтомная книга Гончарова «Фрегат «Паллада»
1856 -1860 гг. – работа в должности цензора. 1859г.- появление в печати романа «Обломов». 1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет.
  • 1856 -1860 гг. – работа в должности цензора.
  • 1859г.- появление в печати романа «Обломов».
  • 1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет.
 1870-1891гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге появление в печати очерков и статей: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Мильон терзаний» (о комедии Грибоедова «Горе  от ума»). 27 сентября 1891 года – умер  в Петербурге, похоронен на клад- бище Александро-Невской лавры на  краю обрыва.

1870-1891гг. – замкнутая

жизнь Гончарова в Петербурге

появление в печати очерков и

статей: «В университете», «На

родине», «Лучше поздно, чем

никогда», «Мильон терзаний»

(о комедии Грибоедова «Горе

от ума»).

27 сентября 1891 года – умер

в Петербурге, похоронен на клад-

бище Александро-Невской лавры на

краю обрыва.

Общая характеристика романа «Обломов» История создания В 1849г. в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова». В 1857г. роман был закончен (за границей). С 1847г. Гончаров стал работать над романом. 1859 г – полностью напечатан в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада, который родил главного героя романа – Обломова)

Общая характеристика романа «Обломов»

История создания

  • В 1849г. в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова».
  • В 1857г. роман был закончен (за границей).
  • С 1847г. Гончаров стал работать над романом.
  • 1859 г – полностью напечатан в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада, который родил главного героя романа – Обломова)
Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего своё место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Идейную направленность романа определил сам автор : «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего своё место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь.

Идейную направленность романа определил сам автор : «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Композиция романа соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия происходят вокруг гл. героя – Ильи Ильича Обломова. Действия в романе мало (особенно в 1 части), внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург (кроме 9 гл)

Композиция романа соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия происходят вокруг гл. героя – Ильи Ильича Обломова.

Действия в романе мало (особенно в 1 части), внимание автора сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия – Петербург (кроме 9 гл)

Экспозиция -первая часть романа и 1-2 главы второй части.(Условия формирования личности Обломова) Завязка -3-5 гл. второй части (знакомство Обломова С Ольгой). 6-11 гл –развитие действия. Кульминация - 12 гл. (объяснение с Ольгой). Развязка – 11-12 гл. третьей части (несостоятельность Обломова) Постпозиция – четвёртая часть, дальнейшее угасание героя, окончательное крушение героя Эпилог- 11гл. четвёртой части (объяснение смысла «обломовщины»).
  • Экспозиция -первая часть романа и 1-2 главы второй части.(Условия формирования личности Обломова)
  • Завязка -3-5 гл. второй части (знакомство Обломова С Ольгой).
  • 6-11 гл –развитие действия.
  • Кульминация - 12 гл. (объяснение с Ольгой).
  • Развязка – 11-12 гл. третьей части (несостоятельность Обломова)
  • Постпозиция – четвёртая часть, дальнейшее угасание героя, окончательное крушение героя
  • Эпилог- 11гл. четвёртой части (объяснение смысла «обломовщины»).
Сюжет романа Первая точка зрения – две сюжетные линии: Обломов – Ольга  Штольц – Ольга. Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина – одна сюжетная линия . Одна цель: показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу».

Сюжет романа

  • Первая точка зрения – две сюжетные линии: Обломов – Ольга

Штольц – Ольга.

  • Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина – одна сюжетная линия .

Одна цель: показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу».

Образ Обломова в романе  (1 глава) … капитальная вещь, какой  равных давно не было.  Л.Н.Толстой Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить «Обломова». И.С.Тургенев

Образ Обломова в романе (1 глава)

… капитальная вещь, какой

равных давно не было.

Л.Н.Толстой Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут

помнить «Обломова».

И.С.Тургенев

Кто такой Илья Ильич Обломов?  1. Портрет  2. Квартира  3. Интерьер  4. Жизнь в Петербурге  5. Образование

Кто такой Илья Ильич Обломов?

  • 1. Портрет
  • 2. Квартира
  • 3. Интерьер
  • 4. Жизнь в Петербурге
  • 5. Образование
 Обломов и Захар  1.Кто такой Захар? Его  характер, отношение к  Обломову.  2. Каковы обязанности  Захара?  3.В чём похожи Обломов  и Захар? Можно ли их  представить друг без друга?

Обломов и Захар

  • 1.Кто такой Захар? Его
  • характер, отношение к
  • Обломову.
  • 2. Каковы обязанности
  • Захара?
  • 3.В чём похожи Обломов
  • и Захар? Можно ли их
  • представить друг без друга?
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова?»

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова?»

Сон Обломова 1 часть сна – пейзажные  зарисовки (утро,полдень, вечер) 2 часть сна . Чудесная Страна. 3 часть сна. Обломову 13-14 лет.

Сон Обломова

  • 1 часть сна – пейзажные

зарисовки (утро,полдень,

вечер)

  • 2 часть сна . Чудесная

Страна.

  • 3 часть сна. Обломову

13-14 лет.

Корни «обломовщины»  1.Какими предстают перед  нами Обломовка и её жители? 2. В чём корни «обломовщины»?  3. Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всём романе?   Вывод : « обломовщина» - символ  отсталости и застоя, бездействия  и лени.

Корни «обломовщины»

1.Какими предстают перед

нами Обломовка и её жители?

2. В чём корни «обломовщины»?

3. Какую роль играет глава

«Сон Обломова» во всём романе?

Вывод : « обломовщина» - символ

отсталости и застоя, бездействия

и лени.

Художественные особенности романа «Обломов» Композиция Психологизм Художественные детали Музыка Жанр

Художественные особенности романа «Обломов»

  • Композиция
  • Психологизм
  • Художественные детали
  • Музыка
  • Жанр
Композиция Построение романа задумано по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Их соединяет образ Ольги, они переживают испытание любовью к одной женщине. Написаны «части» по-разному. Где действует Обломов – преобладает юмор в соединении с лирическим элементом, где Штольц – строгий повествовательный тон. «Обломовский роман» имеет собственную композицию: сон – пробуждение – сон.

Композиция

Построение романа задумано по принципу изображения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Их соединяет образ Ольги, они переживают испытание любовью к одной женщине.

Написаны «части» по-разному. Где действует Обломов – преобладает юмор в соединении с лирическим элементом, где Штольц – строгий повествовательный тон.

«Обломовский роман» имеет собственную композицию: сон – пробуждение – сон.

Психологизм Роман относится к психологическому направлению в литературе. Не случайно автор изменил первоначальное название ( с «Обломовщины» на «Обломов»), подчёркивая тем самым, что в центре внимания находится человек, а не социальные проблемы. Многие особенности психологизма Гончарова идут от Гоголя: в характере Обломова выделяется одна черта(лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние соц. Среды на героя; состояние внутреннего мира Обломова раскрывается с помощью детали

Психологизм

  • Роман относится к психологическому направлению в литературе. Не случайно автор изменил первоначальное название ( с «Обломовщины» на «Обломов»), подчёркивая тем самым, что в центре внимания находится человек, а не социальные проблемы.
  • Многие особенности психологизма Гончарова идут от Гоголя: в характере Обломова выделяется одна черта(лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние соц. Среды на героя; состояние внутреннего мира Обломова раскрывается с помощью детали
Что такое художественная деталь? Художественная деталь – это особо значимая, выразительная «подробность» произведения. Функции детали различны: Выделить характерную черту внешности героя. Подчеркнуть особенности его психологического состояния. Описать нравы общества. Художественная деталь может передавать авторское отношение к герою или явлению

Что такое художественная деталь?

  • Художественная деталь – это особо значимая, выразительная «подробность» произведения.
  • Функции детали различны:
  • Выделить характерную черту внешности героя.
  • Подчеркнуть особенности его психологического состояния.
  • Описать нравы общества.
  • Художественная деталь может передавать авторское отношение к герою или явлению
Художественные детали в романе «Обломов» Халат.   Пытаясь спрятаться от жизни , Обломов кутается в халат. После знакомства с Ольгой он решает, что нужно идти вперёд. Для него это значит «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души ума». В конце романа Обломов не замечает, как Захар опять накидывает на него старый халат, починенный Агафьей Матвеевной

Художественные детали в романе «Обломов»

  • Халат.

Пытаясь спрятаться от жизни , Обломов кутается в халат. После знакомства с Ольгой он решает, что нужно идти вперёд. Для него это значит «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души ума». В конце романа Обломов не замечает, как Захар опять накидывает на него старый халат, починенный Агафьей Матвеевной

Туфли. Штольц пытается пробудить в друге стремление к новой жизни. Его слова вносят смятение в сознание Обломова: «Быть или не быть, теперь или никогда», - думает он, опускает ноги с кресла, но не попадает ногами в туфли и садится опять. Сирень. В начале знакомства с Ольгой цветущая сирень говорит Обломову о возможности изменений к лучшему. Но проходит весна, отцветает сирень, и Обломов думает, что любовь уходит в прошлое, «отцветает». В конце романа сирень появляется снова – уже на могиле Обломова.  Вывод. Таким образом, детали отражают душевное состояние героя, его борьбу с самим собой и историю его падения.
  • Туфли. Штольц пытается пробудить в друге стремление к новой жизни. Его слова вносят смятение в сознание Обломова: «Быть или не быть, теперь или никогда», - думает он, опускает ноги с кресла, но не попадает ногами в туфли и садится опять.
  • Сирень. В начале знакомства с Ольгой цветущая сирень говорит Обломову о возможности изменений к лучшему. Но проходит весна, отцветает сирень, и Обломов думает, что любовь уходит в прошлое, «отцветает». В конце романа сирень появляется снова – уже на могиле Обломова.

Вывод. Таким образом, детали отражают душевное состояние героя, его борьбу с самим собой и историю его падения.

Музыка    Большую роль в романе играет «музыка».  Любовь Обломова к Ольге развивается по законам музыкального произведения. В истории их отношений есть «унисоны», «диссонансы», «контрапункты». Погрузившись в сон, Обломов не может забыть арию из оперы «Норма» В.Беллини, которую умеет чудесно исполнять Ольга и сюжет которой «предугадывает»трагический конец её любви.

Музыка

  • Большую роль в романе играет «музыка».

Любовь Обломова к Ольге развивается по законам музыкального произведения. В истории их отношений есть «унисоны», «диссонансы», «контрапункты». Погрузившись в сон, Обломов не может забыть арию из оперы «Норма» В.Беллини, которую умеет чудесно исполнять Ольга и сюжет которой «предугадывает»трагический конец её любви.

Жанр По своим жанровым особенностям роман близок к художественной биографии: его содержание направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Жанр

  • По своим жанровым особенностям роман близок к художественной биографии: его содержание направлено на осмысление жизни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.
Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859г.)    Критик заметил, что сама по себе история Обломова не так уж интересна, однако « в ней сказалось новое слово нашего общественного развития… Слово это- обломовщина…» По мнению Добролюбова, главная черта обломовского характера, - «совершеннейшая инертность, происходящая от апатии ко всему на свете», - присуща каждому русскому человеку. «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова… Обломовка есть наша прямая родина».

Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859г.)

Критик заметил, что сама по себе история Обломова не так

уж интересна, однако « в ней

сказалось новое слово нашего

общественного развития…

Слово это- обломовщина…»

По мнению Добролюбова, главная

черта обломовского характера, -

«совершеннейшая инертность, происходящая от апатии ко всему на свете», - присуща каждому русскому человеку. «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова… Обломовка есть наша прямая родина».

Собираясь написать роман«Обломовщина»,  Гончаров думал о явлении, характерном для русского общества 50-60 гг. 19 века: «…всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».  В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нём произведение русской жизни, знамение времени. Н.Добролюбов

Собираясь написать роман«Обломовщина», Гончаров думал о явлении, характерном для русского общества 50-60 гг. 19 века: «…всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти».

  • В типе Обломова и во всей этой обломовщине

мы видим нечто более,

нежели просто удачное

создание сильного таланта;

мы находим в нём

произведение русской жизни,

знамение времени.

Н.Добролюбов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!