СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 урок физики в 7 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Введение

Доб­рый день! Взгля­ни­те на эту кар­ти­ну (см. рис. 1).

Рис. 1. «Зо­ло­тая осень»

Ху­дож­ник вос­хи­тил­ся пей­за­жем, про­чув­ство­вал раз­но­об­ра­зие от­тен­ков и пе­ре­дал его на хол­сте. Он пе­ре­дал впе­чат­ле­ние и рад этому. Физик изу­ча­ет при­ро­ду вне впе­чат­ле­ний. Он за­да­ет во­прос: по­че­му на кар­ти­ну па­да­ет белый свет, а по­лу­ча­ет­ся такое раз­но­об­ра­зие цве­тов? Ока­зы­ва­ет­ся, белый свет со­дер­жит в себе все цвета, и крас­ка вы­гля­дит жел­той, по­то­му что из этой «смеси» она от­ра­жа­ет толь­ко свет жел­то­го от­тен­ка (см. рис. 2).

Рис. 2. От­ра­же­ние толь­ко жел­то­го цвета

За­ко­ны при­ро­ды не за­ви­сят от нашей мысли о них. Какое имя ни вы­крик­нем в горах, эхо услы­шим в любом слу­чае. Как бы нам ни хо­те­лось, ложка в го­ря­чем чае на­гре­ва­ет­ся. Что бы мы ни ду­ма­ли о зем­ном при­тя­же­нии, а капли с крыши па­да­ют вниз (см. рис. 3).

Рис. 3. При­ме­ры, ко­то­рые под­чи­ня­ют­ся за­ко­нам при­ро­ды

Фи­зи­ка и химия

Раз­но­об­ра­зие при­род­ных яв­ле­ний огром­но, и одна наука охва­тить их не может. Есть про­цес­сы, свя­зан­ные с пре­вра­ще­ни­ем ве­ществ друг в друга. Такие про­цес­сы изу­ча­ет химия. Хи­ми­ки изу­ча­ют, из чего со­сто­ит мир и как про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние ве­ществ. На­при­мер, бу­ма­га горит и пре­вра­ща­ет­ся в пепел. Же­ле­зо ржа­ве­ет – по­лу­ча­ет­ся дру­гое ве­ще­ство, уже не же­ле­зо. Это при­ме­ры хи­ми­че­ских про­цес­сов. Фи­зи­ка не рас­смат­ри­ва­ет пре­вра­ще­ние ве­ще­ства. На­при­мер, за­мер­за­ние воды: вода оста­ет­ся водой, толь­ко пе­ре­хо­дит в твер­дое со­сто­я­ние. Мы рас­смат­ри­ва­ем, как летит бро­шен­ный ку­да-то впе­ред ка­мень (см. рис. 4), через сколь­ко се­кунд он при­зем­лит­ся и как да­ле­ко, и нам во­об­ще все равно, ка­мень это, же­лез­ка или ку­со­чек льда.

 

Рис. 4. При­мер бро­шен­но­го камня

 

Взгляд на одну реку раз­ны­ми гла­за­ми

Пред­ставь­те себе реку. Ли­те­ра­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние на кра­со­ту от­ра­же­ния де­ре­вьев в про­зрач­ной воде, на спо­кой­ное ров­ное те­че­ние (см. рис. 5).

Рис. 5. Река гла­за­ми ли­те­ра­то­ра

Бла­го­да­ря зна­нию языка каж­дый смо­жет гра­мот­но офор­мить эту мысль. Гео­гра­фов ин­те­ре­су­ет на­зва­ние этой реки, где она берет ис­то­ки и куда впа­да­ет, какие го­ро­да на­хо­дят­ся на ее бе­ре­гах (см. рис. 6).

Рис. 6. Река гла­за­ми гео­гра­фа

Био­ло­ги знают, какие виды рыб живут в реке, какие во­до­рос­ли здесь име­ют­ся, как они вме­сте ужи­ва­ют­ся (см. рис. 7).

Рис. 7. Река гла­за­ми био­ло­га

Химик рас­ска­жет со­став воды, под­бе­рет хи­ми­ка­ты для ее обез­за­ра­жи­ва­ния, най­дет спо­соб ее очи­ще­ния (см. рис. 8).

Рис. 8. Река гла­за­ми хи­ми­ка

Фи­зи­ки рас­смот­рят ско­рость те­че­ния реки, вы­чис­лят ко­ли­че­ство воды, ко­то­рая здесь про­те­ка­ет еже­ми­нут­но, от­ве­тят на во­прос, по­че­му мы видим от­ра­же­ние де­ре­вьев, ко­то­рых в воде нет (см. рис. 9).

Рис. 9. Река гла­за­ми фи­зи­ка

За­меть­те, какие раз­ные взгля­ды на одну и ту же реку. Нель­зя ска­зать, чем она яв­ля­ет­ся: кра­си­вым объ­ек­том при­ро­ды или по­то­ком воды с рас­тво­рен­ной в ней сме­сью ве­ществ солей. Эти раз­ные сто­ро­ны рас­смот­ре­ния – наше удоб­ство для до­сти­же­ния раз­ных целей.

 

За­да­ча фи­зи­ки – вы­явить за­ко­но­мер­но­сти в раз­лич­ных про­цес­сах и пред­ска­зать их ход в раз­ных усло­ви­ях.

Фи­зи­ка изу­ча­ет мно­же­ство раз­но­об­раз­ных яв­ле­ний, и, чтобы в них не за­пу­тать­ся, их можно услов­но раз­де­лить на несколь­ко раз­де­лов.

 Раздел «Механика»

На ме­ха­ни­ке мы будем изу­чать дви­же­ние и вза­и­мо­дей­ствие тел. Мы узна­ем, по­че­му тя­же­лый же­лез­ный ко­рабль пла­ва­ет, хотя обыч­ный кусок же­ле­за тонет. Дело в том, что ко­рабль не сплош­ной, в нем есть пу­сто­та, и из-за этого он легче, чем вода та­ко­го же объ­е­ма (см. рис. 10).

Рис. 10. «По­то­му и не тонет»

По­че­му Луна не па­да­ет на Землю? На самом деле она все время па­да­ет, толь­ко при этом еще и дви­жет­ся в сто­ро­ну (см. рис. 11).

Рис. 11. «Па­де­ние» Луны

А так как Земля круг­лая, то по­верх­ность Земли как бы ухо­дит из-под Луны, и она никак не упа­дет.

Как уда­рить по мячу, чтобы он попал в во­ро­та? Важно не толь­ко то, как силь­но уда­рить по мячу, но и куда на­пра­вить удар (см. рис. 12).

Рис. 12. На­прав­ле­ние удара мяча

В этих и мно­гих дру­гих во­про­сах мы раз­бе­рем­ся.

 Раздел «Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика»

Сле­ду­ю­щий раз­дел – мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­ти­че­ская тео­рия и тер­мо­ди­на­ми­ка. В этом раз­де­ле мы рас­смот­рим тео­рию, что ве­ще­ства со­сто­ят из мо­ле­кул, и это даст нам от­ве­ты на мно­гие во­про­сы. На­при­мер, газ давит на стен­ки со­су­да из-за того, что о них уда­ря­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство ха­о­ти­че­ски дви­жу­щих­ся мо­ле­кул газа (см. рис. 13).

Рис. 13. Дав­ле­ние газа на стен­ки со­су­да

Мы узна­ем, как ра­бо­та­ет дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния (см. рис. 14).

Рис. 14. Прин­цип ра­бо­ты дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния

Как можно за­ста­вить едва теп­лую воду за­ки­петь? Ока­зы­ва­ет­ся, при по­ни­жен­ном дав­ле­нии вода за­ки­па­ет при тем­пе­ра­ту­рах ниже ста гра­ду­сов, по­это­му в горах у аль­пи­ни­стов воз­ни­ка­ют про­бле­мы с при­го­тов­ле­ни­ем еды (см. рис. 15).

Рис. 15. Ки­пе­ние воды при по­ни­жен­ном дав­ле­нии

 Раздел «Электричество и магнетизм»

В раз­де­ле «Элек­три­че­ство и маг­не­тизм» мы изу­чим, как ра­бо­та­ет элек­тро­дви­га­тель (см. рис. 16).

Рис. 16. Элек­тро­дви­га­тель

Для нас не будет за­гад­кой, от­ку­да бе­рет­ся элек­тро­энер­гия, как она по­па­да­ет в наши дома и как пре­вра­ща­ет­ся в свет лам­по­чек и мо­ни­то­ров, в тепло элек­тро­обо­гре­ва­те­лей, в дви­же­ние ба­ра­ба­на сти­раль­ной ма­ши­ны (см. рис. 17).

Рис. 17. Элек­тро­энер­гия

 Раздел «Оптика»

В раз­де­ле, по­свя­щен­ном оп­ти­ке, мы изу­чим, по­че­му мы видим лун­ную до­рож­ку на по­верх­но­сти реки – это из-за того, что лун­ный свет от­ра­жа­ет­ся от по­верх­но­сти воды (см. рис. 18). И когда на воде рябь, везде на до­рож­ке най­дет­ся уча­сток, ко­то­рый от­ра­зит свет нам в глаза.

Рис. 18. От­ра­же­ние света от по­верх­но­сти воды

Как очки кор­рек­ти­ру­ют зре­ние, по­че­му ложка в ста­кане с водой ка­жет­ся из­лом­лен­ной? Дело в том, что при пе­ре­хо­де из одной среды в дру­гую, на­при­мер из воз­ду­ха в воду или в стек­ло очков, луч света ме­ня­ет на­прав­ле­ние – пре­лом­ля­ет­ся (см. рис. 19).

Рис. 19. Пре­лом­ле­ние света

По­че­му мыль­ный пу­зырь пе­ре­ли­ва­ет­ся раз­ны­ми цве­та­ми (см. рис. 20) и по­че­му мы не видим тени от пы­ли­нок, ле­та­ю­щих в воз­ду­хе – на эти во­про­сы мы тоже най­дем от­ве­ты.

Рис. 20. Мыль­ный пу­зырь

 Раздел «Атомная и ядерная физика»

Изу­чая атом­ную и ядер­ную фи­зи­ку, мы узна­ем, как ра­бо­та­ет атом­ная элек­тро­стан­ция (см. рис. 21), что такое ра­ди­а­ция (см. рис. 22) и чем она опас­на.

Рис. 21. АЭС

Рис. 22. Обо­зна­че­ние ра­ди­а­ции

То, что мы на­зы­ва­ем одним сло­вом – ра­ди­а­ция, – на самом деле бы­ва­ет раз­ных видов. У них от­ли­ча­ет­ся и воз­дей­ствие на ор­га­низм, и спо­со­бы за­щи­ты (см. рис. 23).

Рис. 23. Виды ра­ди­а­ции

 Физика и другие науки

Важно раз­де­лить фи­зи­ку и тех­но­ло­гию. Фи­зи­ка изу­ча­ет общие прин­ци­пы, как во­об­ще все ра­бо­та­ет. Тех­но­ло­гия учит, как сде­лать кон­крет­ное устрой­ство, ко­неч­но, ис­поль­зуя зна­ния фи­зи­ки. На­при­мер, фи­зи­ка изу­ча­ет, как пе­ре­да­ет­ся теп­ло­та от од­но­го тела к дру­го­му, при каких усло­ви­ях ее можно за­брать у хо­лод­но­го тела и пе­ре­дать теп­ло­му. А как имен­но сде­лать хо­ло­диль­ник, какой винт ис­поль­зо­вать для креп­ле­ния двер­цы и ка­ко­го раз­ме­ра сде­лать ра­ди­а­тор – это за­да­ча тех­но­ло­гии.

Де­ле­ние фи­зи­ки на раз­де­лы услов­но, как и де­ле­ние про­цес­сов на фи­зи­че­ские и хи­ми­че­ские. На­при­мер, го­ре­ние газа в плите – это хи­ми­че­ский про­цесс, газ ре­а­ги­ру­ет с кис­ло­ро­дом, при этом по­лу­ча­ет­ся  и вода (см. рис. 24).

Рис. 24. При­мер хи­ми­че­ско­го про­цес­са

Еще при этом вы­де­ля­ет­ся энер­гия, с по­мо­щью ко­то­рой на плите можно вски­пя­тить воду для чая, а это уже изу­ча­ют фи­зи­ки (см. рис. 25).

Рис. 25. Вы­де­ле­ние энер­гии для на­гре­ва чай­ни­ка

Можно ре­шить за­да­чу, сколь­ко грам­мов газа из­рас­хо­ду­ет­ся на трех­лит­ро­вый чай­ник воды. Толь­ко вда­вать­ся в по­дроб­но­сти, какие об­ра­зо­вы­ва­ют­ся ве­ще­ства, фи­зи­ки уже не будут. Один и тот же про­цесс изу­ча­ет­ся с раз­ных сто­рон, по­это­му гра­ни­цы между на­у­ка­ми раз­мы­ты.

Это можно срав­нить с опре­де­ле­ни­ем горы. Уви­дев ост­рые пики, мы уве­рен­но ска­жем: это гора (см. рис. 26).

Рис. 26. Изоб­ра­же­ние горы

А вот где имен­но она на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся рав­ни­на – ска­зать слож­но, в при­ро­де гра­ни­ца нигде не очер­че­на. Как на­зо­вем, так и будет, зем­ная по­верх­ность от этого не из­ме­нит­ся.

 Физическое тело

Когда мы рас­смат­ри­ва­ем неко­то­рый фи­зи­че­ский про­цесс, мы от­бра­сы­ва­ем все, что не важно. На­при­мер, яб­ло­ко, ко­то­рое па­да­ет с ветки. Это слад­кое яб­ло­ко, жел­тое с крас­ным боком и ли­сточ­ком на че­рен­ке, но для нас, рас­смат­ри­ва­ю­щих его па­де­ние, это про­сто круг­лый твер­дый объ­ект опре­де­лен­ной массы. Такая мо­дель на­зы­ва­ет­ся фи­зи­че­ское тело (см. рис. 27).

Рис. 27. Фи­зи­че­ское тело

В фи­зи­ке изу­ча­ют­ся фи­зи­че­ские тела и фи­зи­че­ские яв­ле­ния, а они с нуж­ной нам точ­но­стью со­от­вет­ству­ют ре­аль­ным объ­ек­там и про­цес­сам.

Мно­гие за­ко­но­мер­но­сти, вы­яв­лен­ные фи­зи­ка­ми, вы давно зна­е­те: вода при ис­па­ре­нии осты­ва­ет, по­это­му так хо­лод­но, если ты толь­ко что вылез из воды и не вы­тер­ся (см. рис. 28).

Рис. 28. Вода при ис­па­ре­нии осты­ва­ет

Дверь тя­же­ло от­крыть, если тол­кать неда­ле­ко от пе­тель. Во­ло­сы от пласт­мас­со­вой рас­чес­ки элек­три­зу­ют­ся и раз­ле­та­ют­ся (см. рис. 29).

Рис. 29. Элек­три­за­ция волос

Изу­чая фи­зи­ку, вы взгля­не­те на эти и мно­гие дру­гие яв­ле­ния дру­ги­ми гла­за­ми, по­ни­мая при­чи­ны и точ­нее зная за­ко­но­мер­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го.

На этом наш урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние!

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

  1. Ба­рьях­тар В.Г., Дов­гий С.А., Бо­жи­но­ва Ф.Я. Фи­зи­ка – учеб­ник для 7 кл. об­ще­об­ра­зо­ват. учеб. за­ве­де­ний. – Харь­ков: «Ранок», 2015. – 256 с.
  2. Пе­рыш­кин А.В. Фи­зи­ка 7 кл. учеб­ник для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний. – 10-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

 

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

  1. Ин­тер­нет пор­тал «Про­сто о слож­ном.ру» (Ис­точ­ник)
  2. Ин­тер­нет пор­тал «Фи­зи­ка во­круг нас» (Ис­точ­ник)
  3. Ин­тер­нет пор­тал «Questions-physics.​ru» (Ис­точ­ник)
  4. Ин­тер­нет пор­тал «Lessons Magic» (Ис­точ­ник)

 

До­маш­нее за­да­ние

  1. По­че­му ко­рабль не тонет в воде?
  2. Верно ли утвер­жде­ние: «Тем­пе­ра­ту­ра ки­пе­ния воды при любых усло­ви­ях равна »?
  3. По­че­му мы видим лун­ную до­рож­ку на по­верх­но­сти воды?
  4. Как будет вы­гля­деть ложка, опу­щен­ная в ста­кан с водой, если смот­реть на ста­кан сбоку? Обос­нуй­те ответ.

 

 

Просмотр содержимого документа
«1 урок физики в 7 классе»

 

 Введение

Доб­рый день! Взгля­ни­те на эту кар­ти­ну (см. рис. 1).

Рис. 1. «Зо­ло­тая осень»

Ху­дож­ник вос­хи­тил­ся пей­за­жем, про­чув­ство­вал раз­но­об­ра­зие от­тен­ков и пе­ре­дал его на хол­сте. Он пе­ре­дал впе­чат­ле­ние и рад этому. Физик изу­ча­ет при­ро­ду вне впе­чат­ле­ний. Он за­да­ет во­прос: по­че­му на кар­ти­ну па­да­ет белый свет, а по­лу­ча­ет­ся такое раз­но­об­ра­зие цве­тов? Ока­зы­ва­ет­ся, белый свет со­дер­жит в себе все цвета, и крас­ка вы­гля­дит жел­той, по­то­му что из этой «смеси» она от­ра­жа­ет толь­ко свет жел­то­го от­тен­ка (см. рис. 2).

Рис. 2. От­ра­же­ние толь­ко жел­то­го цвета

За­ко­ны при­ро­ды не за­ви­сят от нашей мысли о них. Какое имя ни вы­крик­нем в горах, эхо услы­шим в любом слу­чае. Как бы нам ни хо­те­лось, ложка в го­ря­чем чае на­гре­ва­ет­ся. Что бы мы ни ду­ма­ли о зем­ном при­тя­же­нии, а капли с крыши па­да­ют вниз (см. рис. 3).

Рис. 3. При­ме­ры, ко­то­рые под­чи­ня­ют­ся за­ко­нам при­ро­ды

Фи­зи­ка и химия

Раз­но­об­ра­зие при­род­ных яв­ле­ний огром­но, и одна наука охва­тить их не может. Есть про­цес­сы, свя­зан­ные с пре­вра­ще­ни­ем ве­ществ друг в друга. Такие про­цес­сы изу­ча­ет химия. Хи­ми­ки изу­ча­ют, из чего со­сто­ит мир и как про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние ве­ществ. На­при­мер, бу­ма­га горит и пре­вра­ща­ет­ся в пепел. Же­ле­зо ржа­ве­ет – по­лу­ча­ет­ся дру­гое ве­ще­ство, уже не же­ле­зо. Это при­ме­ры хи­ми­че­ских про­цес­сов. Фи­зи­ка не рас­смат­ри­ва­ет пре­вра­ще­ние ве­ще­ства. На­при­мер, за­мер­за­ние воды: вода оста­ет­ся водой, толь­ко пе­ре­хо­дит в твер­дое со­сто­я­ние. Мы рас­смат­ри­ва­ем, как летит бро­шен­ный ку­да-то впе­ред ка­мень (см. рис. 4), через сколь­ко се­кунд он при­зем­лит­ся и как да­ле­ко, и нам во­об­ще все равно, ка­мень это, же­лез­ка или ку­со­чек льда.

 

Рис. 4. При­мер бро­шен­но­го камня

 

Взгляд на одну реку раз­ны­ми гла­за­ми

Пред­ставь­те себе реку. Ли­те­ра­тор об­ра­ща­ет вни­ма­ние на кра­со­ту от­ра­же­ния де­ре­вьев в про­зрач­ной воде, на спо­кой­ное ров­ное те­че­ние (см. рис. 5).

Рис. 5. Река гла­за­ми ли­те­ра­то­ра

Бла­го­да­ря зна­нию языка каж­дый смо­жет гра­мот­но офор­мить эту мысль. Гео­гра­фов ин­те­ре­су­ет на­зва­ние этой реки, где она берет ис­то­ки и куда впа­да­ет, какие го­ро­да на­хо­дят­ся на ее бе­ре­гах (см. рис. 6).

Рис. 6. Река гла­за­ми гео­гра­фа

Био­ло­ги знают, какие виды рыб живут в реке, какие во­до­рос­ли здесь име­ют­ся, как они вме­сте ужи­ва­ют­ся (см. рис. 7).

Рис. 7. Река гла­за­ми био­ло­га

Химик рас­ска­жет со­став воды, под­бе­рет хи­ми­ка­ты для ее обез­за­ра­жи­ва­ния, най­дет спо­соб ее очи­ще­ния (см. рис. 8).

Рис. 8. Река гла­за­ми хи­ми­ка

Фи­зи­ки рас­смот­рят ско­рость те­че­ния реки, вы­чис­лят ко­ли­че­ство воды, ко­то­рая здесь про­те­ка­ет еже­ми­нут­но, от­ве­тят на во­прос, по­че­му мы видим от­ра­же­ние де­ре­вьев, ко­то­рых в воде нет (см. рис. 9).

Рис. 9. Река гла­за­ми фи­зи­ка

За­меть­те, какие раз­ные взгля­ды на одну и ту же реку. Нель­зя ска­зать, чем она яв­ля­ет­ся: кра­си­вым объ­ек­том при­ро­ды или по­то­ком воды с рас­тво­рен­ной в ней сме­сью ве­ществ солей. Эти раз­ные сто­ро­ны рас­смот­ре­ния – наше удоб­ство для до­сти­же­ния раз­ных целей.

 

За­да­ча фи­зи­ки – вы­явить за­ко­но­мер­но­сти в раз­лич­ных про­цес­сах и пред­ска­зать их ход в раз­ных усло­ви­ях.

Фи­зи­ка изу­ча­ет мно­же­ство раз­но­об­раз­ных яв­ле­ний, и, чтобы в них не за­пу­тать­ся, их можно услов­но раз­де­лить на несколь­ко раз­де­лов.

 Раздел «Механика»

На ме­ха­ни­ке мы будем изу­чать дви­же­ние и вза­и­мо­дей­ствие тел. Мы узна­ем, по­че­му тя­же­лый же­лез­ный ко­рабль пла­ва­ет, хотя обыч­ный кусок же­ле­за тонет. Дело в том, что ко­рабль не сплош­ной, в нем есть пу­сто­та, и из-за этого он легче, чем вода та­ко­го же объ­е­ма (см. рис. 10).

Рис. 10. «По­то­му и не тонет»

По­че­му Луна не па­да­ет на Землю? На самом деле она все время па­да­ет, толь­ко при этом еще и дви­жет­ся в сто­ро­ну (см. рис. 11).

Рис. 11. «Па­де­ние» Луны

А так как Земля круг­лая, то по­верх­ность Земли как бы ухо­дит из-под Луны, и она никак не упа­дет.

Как уда­рить по мячу, чтобы он попал в во­ро­та? Важно не толь­ко то, как силь­но уда­рить по мячу, но и куда на­пра­вить удар (см. рис. 12).

Рис. 12. На­прав­ле­ние удара мяча

В этих и мно­гих дру­гих во­про­сах мы раз­бе­рем­ся.

 Раздел «Молекулярно-кинетическая теория и термодинамика»

Сле­ду­ю­щий раз­дел – мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­ти­че­ская тео­рия и тер­мо­ди­на­ми­ка. В этом раз­де­ле мы рас­смот­рим тео­рию, что ве­ще­ства со­сто­ят из мо­ле­кул, и это даст нам от­ве­ты на мно­гие во­про­сы. На­при­мер, газ давит на стен­ки со­су­да из-за того, что о них уда­ря­ет­ся огром­ное ко­ли­че­ство ха­о­ти­че­ски дви­жу­щих­ся мо­ле­кул газа (см. рис. 13).

Рис. 13. Дав­ле­ние газа на стен­ки со­су­да

Мы узна­ем, как ра­бо­та­ет дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния (см. рис. 14).

Рис. 14. Прин­цип ра­бо­ты дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния

Как можно за­ста­вить едва теп­лую воду за­ки­петь? Ока­зы­ва­ет­ся, при по­ни­жен­ном дав­ле­нии вода за­ки­па­ет при тем­пе­ра­ту­рах ниже ста гра­ду­сов, по­это­му в горах у аль­пи­ни­стов воз­ни­ка­ют про­бле­мы с при­го­тов­ле­ни­ем еды (см. рис. 15).

Рис. 15. Ки­пе­ние воды при по­ни­жен­ном дав­ле­нии

 Раздел «Электричество и магнетизм»

В раз­де­ле «Элек­три­че­ство и маг­не­тизм» мы изу­чим, как ра­бо­та­ет элек­тро­дви­га­тель (см. рис. 16).

Рис. 16. Элек­тро­дви­га­тель

Для нас не будет за­гад­кой, от­ку­да бе­рет­ся элек­тро­энер­гия, как она по­па­да­ет в наши дома и как пре­вра­ща­ет­ся в свет лам­по­чек и мо­ни­то­ров, в тепло элек­тро­обо­гре­ва­те­лей, в дви­же­ние ба­ра­ба­на сти­раль­ной ма­ши­ны (см. рис. 17).

Рис. 17. Элек­тро­энер­гия

 Раздел «Оптика»

В раз­де­ле, по­свя­щен­ном оп­ти­ке, мы изу­чим, по­че­му мы видим лун­ную до­рож­ку на по­верх­но­сти реки – это из-за того, что лун­ный свет от­ра­жа­ет­ся от по­верх­но­сти воды (см. рис. 18). И когда на воде рябь, везде на до­рож­ке най­дет­ся уча­сток, ко­то­рый от­ра­зит свет нам в глаза.

Рис. 18. От­ра­же­ние света от по­верх­но­сти воды

Как очки кор­рек­ти­ру­ют зре­ние, по­че­му ложка в ста­кане с водой ка­жет­ся из­лом­лен­ной? Дело в том, что при пе­ре­хо­де из одной среды в дру­гую, на­при­мер из воз­ду­ха в воду или в стек­ло очков, луч света ме­ня­ет на­прав­ле­ние – пре­лом­ля­ет­ся (см. рис. 19).

Рис. 19. Пре­лом­ле­ние света

По­че­му мыль­ный пу­зырь пе­ре­ли­ва­ет­ся раз­ны­ми цве­та­ми (см. рис. 20) и по­че­му мы не видим тени от пы­ли­нок, ле­та­ю­щих в воз­ду­хе – на эти во­про­сы мы тоже най­дем от­ве­ты.

Рис. 20. Мыль­ный пу­зырь

 Раздел «Атомная и ядерная физика»

Изу­чая атом­ную и ядер­ную фи­зи­ку, мы узна­ем, как ра­бо­та­ет атом­ная элек­тро­стан­ция (см. рис. 21), что такое ра­ди­а­ция (см. рис. 22) и чем она опас­на.

Рис. 21. АЭС

Рис. 22. Обо­зна­че­ние ра­ди­а­ции

То, что мы на­зы­ва­ем одним сло­вом – ра­ди­а­ция, – на самом деле бы­ва­ет раз­ных видов. У них от­ли­ча­ет­ся и воз­дей­ствие на ор­га­низм, и спо­со­бы за­щи­ты (см. рис. 23).

Рис. 23. Виды ра­ди­а­ции

 Физика и другие науки

Важно раз­де­лить фи­зи­ку и тех­но­ло­гию. Фи­зи­ка изу­ча­ет общие прин­ци­пы, как во­об­ще все ра­бо­та­ет. Тех­но­ло­гия учит, как сде­лать кон­крет­ное устрой­ство, ко­неч­но, ис­поль­зуя зна­ния фи­зи­ки. На­при­мер, фи­зи­ка изу­ча­ет, как пе­ре­да­ет­ся теп­ло­та от од­но­го тела к дру­го­му, при каких усло­ви­ях ее можно за­брать у хо­лод­но­го тела и пе­ре­дать теп­ло­му. А как имен­но сде­лать хо­ло­диль­ник, какой винт ис­поль­зо­вать для креп­ле­ния двер­цы и ка­ко­го раз­ме­ра сде­лать ра­ди­а­тор – это за­да­ча тех­но­ло­гии.

Де­ле­ние фи­зи­ки на раз­де­лы услов­но, как и де­ле­ние про­цес­сов на фи­зи­че­ские и хи­ми­че­ские. На­при­мер, го­ре­ние газа в плите – это хи­ми­че­ский про­цесс, газ ре­а­ги­ру­ет с кис­ло­ро­дом, при этом по­лу­ча­ет­ся   и вода (см. рис. 24).

Рис. 24. При­мер хи­ми­че­ско­го про­цес­са

Еще при этом вы­де­ля­ет­ся энер­гия, с по­мо­щью ко­то­рой на плите можно вски­пя­тить воду для чая, а это уже изу­ча­ют фи­зи­ки (см. рис. 25).

Рис. 25. Вы­де­ле­ние энер­гии для на­гре­ва чай­ни­ка

Можно ре­шить за­да­чу, сколь­ко грам­мов газа из­рас­хо­ду­ет­ся на трех­лит­ро­вый чай­ник воды. Толь­ко вда­вать­ся в по­дроб­но­сти, какие об­ра­зо­вы­ва­ют­ся ве­ще­ства, фи­зи­ки уже не будут. Один и тот же про­цесс изу­ча­ет­ся с раз­ных сто­рон, по­это­му гра­ни­цы между на­у­ка­ми раз­мы­ты.

Это можно срав­нить с опре­де­ле­ни­ем горы. Уви­дев ост­рые пики, мы уве­рен­но ска­жем: это гора (см. рис. 26).

Рис. 26. Изоб­ра­же­ние горы

А вот где имен­но она на­чи­на­ет­ся и где за­кан­чи­ва­ет­ся рав­ни­на – ска­зать слож­но, в при­ро­де гра­ни­ца нигде не очер­че­на. Как на­зо­вем, так и будет, зем­ная по­верх­ность от этого не из­ме­нит­ся.

 Физическое тело

Когда мы рас­смат­ри­ва­ем неко­то­рый фи­зи­че­ский про­цесс, мы от­бра­сы­ва­ем все, что не важно. На­при­мер, яб­ло­ко, ко­то­рое па­да­ет с ветки. Это слад­кое яб­ло­ко, жел­тое с крас­ным боком и ли­сточ­ком на че­рен­ке, но для нас, рас­смат­ри­ва­ю­щих его па­де­ние, это про­сто круг­лый твер­дый объ­ект опре­де­лен­ной массы. Такая мо­дель на­зы­ва­ет­ся фи­зи­че­ское тело (см. рис. 27).

Рис. 27. Фи­зи­че­ское тело

В фи­зи­ке изу­ча­ют­ся фи­зи­че­ские тела и фи­зи­че­ские яв­ле­ния, а они с нуж­ной нам точ­но­стью со­от­вет­ству­ют ре­аль­ным объ­ек­там и про­цес­сам.

Мно­гие за­ко­но­мер­но­сти, вы­яв­лен­ные фи­зи­ка­ми, вы давно зна­е­те: вода при ис­па­ре­нии осты­ва­ет, по­это­му так хо­лод­но, если ты толь­ко что вылез из воды и не вы­тер­ся (см. рис. 28).

Рис. 28. Вода при ис­па­ре­нии осты­ва­ет

Дверь тя­же­ло от­крыть, если тол­кать неда­ле­ко от пе­тель. Во­ло­сы от пласт­мас­со­вой рас­чес­ки элек­три­зу­ют­ся и раз­ле­та­ют­ся (см. рис. 29).

Рис. 29. Элек­три­за­ция волос

Изу­чая фи­зи­ку, вы взгля­не­те на эти и мно­гие дру­гие яв­ле­ния дру­ги­ми гла­за­ми, по­ни­мая при­чи­ны и точ­нее зная за­ко­но­мер­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го.

На этом наш урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние!

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры

  1. Ба­рьях­тар В.Г., Дов­гий С.А., Бо­жи­но­ва Ф.Я. Фи­зи­ка – учеб­ник для 7 кл. об­ще­об­ра­зо­ват. учеб. за­ве­де­ний. – Харь­ков: «Ранок», 2015. – 256 с.

  2. Пе­рыш­кин А.В. Фи­зи­ка 7 кл. учеб­ник для об­ще­об­ра­зо­ват. учре­жде­ний. – 10-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 192 с.

 

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

  1. Ин­тер­нет пор­тал «Про­сто о слож­ном.ру» (Ис­точ­ник)

  2. Ин­тер­нет пор­тал «Фи­зи­ка во­круг нас» (Ис­точ­ник)

  3. Ин­тер­нет пор­тал «Questions-physics.​ru» (Ис­точ­ник)

  4. Ин­тер­нет пор­тал «Lessons Magic» (Ис­точ­ник)

 

До­маш­нее за­да­ние

  1. По­че­му ко­рабль не тонет в воде?

  2. Верно ли утвер­жде­ние: «Тем­пе­ра­ту­ра ки­пе­ния воды при любых усло­ви­ях равна  »?

  3. По­че­му мы видим лун­ную до­рож­ку на по­верх­но­сти воды?

  4. Как будет вы­гля­деть ложка, опу­щен­ная в ста­кан с водой, если смот­реть на ста­кан сбоку? Обос­нуй­те ответ.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

 Информация об уроке Комментарии (12) Поделиться  В избранное  Нашли ошибку?

Оценить урок: 

  • Центр образования

  • Домашняя школа

  • Репетитор ЕГЭ

  • Univertv.ru

  • Отзывы

  • Отзывы пользователей

  • СМИ о нас

  • Сотрудничество

  • Участие в проекте

  • Методический кабинет

  • Партнеры

  • Благодарности

  • О проекте

  • О проекте

  • Наши учителя

  • Мы и государство

  • Часто задаваемые вопросы

  • Абонемент / поддержка сайта

  • Контактная информация

 

Приложения для планшета:  

 

Мы в соцсетях: 

ВКонтактеFacebookYouTube

© 2010-2017 ООО «Интерда» 
Условия пользования сайтом 

Видеоурок

Текстовый урок

Тесты

Вопросы к уроку




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!