О вопросах введения федеральных основных общеобразовательных программ и федеральных рабочих программ учебных предметов начального общего и основного общего образования. Введение обновлённых ФГОС.
С 1 сентября 2023 г. вступят в силу изменения ФГОС. Новые стандарты учитывают современные требования, ставя перед учебными заведениями задачу обеспечить качественное образование и подготовку учащихся к жизни и труду. Вместе с обновленными ФГОС появляются новые рабочие программы, которые помогут педагогам эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с новыми стандартами.
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город.
• ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ.
• ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро
устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений. Развитие способности
самостоятельно добывать информацию с использованием информационных технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность учащихся. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности, развитию толерантности и стремлению к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы.
• Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных умений . Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее). Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном
стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
На современном этапе развития профессионального педагогического образования возникла необходимость в использовании современных технологий, которые повышают эффективность урока, развивают мотивацию, делают процесс обучения успешным.
В школах 50 регионов России планируются открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками.
Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
Введение обновленных ФГОС НОО и ООО
Изменения в связи с введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г.
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской
Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального
общего и основного общего образования, возможности формирования
образовательных программ различного уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая
одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья
Принципы обновленных ФГОС НОО и ООО
Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов
к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся
Сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности (наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов.
Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов
Основные изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО
Детализация требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня
Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям
формирования функциональной грамотности обучающихся.
• Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией.
• изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ
произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне введено понятие «учебный модуль»
• разработаны примерные рабочие программы.
• понятия «современная информационно-образовательная среда
• детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и учебного процесса.
• обозначены виды воспитательной деятельности как способы
достижения личностных образовательных результатов.
зачисление на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
• рекомендуется к 2024-2025 учебному году обеспечить переход на
обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2-4 классов и 6-9
классов.
• решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации при разработке основной образовательной программы могут использовать методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов (программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
Предусматриваются возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно
выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего
образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.
Использование авторских рабочих программ.
Стоит сказать о разработке учебно-методических документов
по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО
Одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
Методической поддержкой педагогических работников является
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части
учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого
содержания общего образования
https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm,
реестр примерных основных общеобразовательных программ
https://fgosreestr.ru
4