Ход урока:
Организационный момент
-Доброе утро, ребята!
− Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью. Что красит нашу речь?
Что такое здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первый говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово здравствуй»
Говорить пора!
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Отгадайте загадки:
1.Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (Школа.)
2.Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься... (школьник)
.-«Вы теперь не просто школьники, вы теперь ученики».
− А вы не забываете о добрых словах?
- Что такое речевой этикет? (Правила поведения при общении).
- Ребята! Что означает слово «этикет»?
- Итак, этикет – установленный порядок поведения где – либо.
- А что помогает нам общаться друг с другом? (Речь).
Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользуемся речью. Давайте вспомним, какие слова красят нашу речь. Это волшебные слова. Вспомните их. А почему они «волшебные»? Давайте представим, что наша речь – это жёлтый круг – диск солнца, а волшебные слова – это жёлтые полоски – солнечные лучи. ( «пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры, простите, извините»).
«Доброе слово железные ворота откроет»
- Что это? (Это предложение, пословица)
- Какую работу можно выполнить с этим предложением? (Объяснить его – объясняют. Списать эту пословицу.)
Смысл данной пословицей заключается в том, что если к людям относиться по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту.
Работа по теме урока:
Прочитаем стихотворение «Причины опозданий» (из упр. 1).
Во вторник подвела постель –
Не смог я вовремя проснуться.
Позавчера забыл портфель,
А в нём банан – пришлось вернуться.
В своих ошибках разобрался,
Сегодня в срок прийти хотел,
Но слишком сильно разогнался
И мимо школы пролетел.
(В. Лейкин).
- Почему опоздал ученик?
Ученику придётся извиниться за опоздание.
- Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать?
Работа по учебнику (стр.125).
-Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения.
- Почему нельзя опаздывать?
- Прочитайте, какой забавный случай произошел в одном первом классе
Упр.2. Устно. (с.125-126).
− Чтение текста учителем.
-Почему Алёша не понял учительницу?
-В чём возникло затруднение?
- В каком месте? (1-2 предложения).
− Найдите предложения, которые произнесла учительница. («Спишите их. Только не спешите».)
− Почему возникло затруднение и Алёша запутался? (Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, называют омофонами)
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (учиться проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова, правильно вести себя в различных ситуациях)
-Кто сформулирует тему урока? (Тема: «Слова извинения. Правило проверки безударного гласного в корне слова»)
Физкультминутка
Мы читали и писали,
Дружно все и тихо встали:
Ручками похлопали, 1-2-3,
Ножками потопали, 1-2-3,
И ещё потопали, 1-2-3,
И дружней похлопали, 1-2-3,
Сели, встали, и друг друга не задели,
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Продолжение работы по теме урока:
Запись на доске:
Серый волк в густом л..су встретил рыжую л..су.
-Объясните, какие буквы надо вставить. Почему они будут разные?
-Какую учебную задачу ставим? Правильно написать слова.
(Дети читают текст вместе с учителем).
- Почему опоздал ученик?
Ученику придётся извиниться за опоздание.
- Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать? (Дети высказывают своё мнение).
2). Работа по учебнику (стр.125).
Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения.
- Почему нельзя опаздывать?
3). Посмотрим в учебнике упр. 5 (стр. 127-128). Правильно ли понял художник высказывания, данные в упр.1, и нарисовал иллюстрации к стихотворению?
-Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные).
5. Физминутка.
6. Работа в тетради на печатной основе (стр.23-24).
1).Подготовка руки к письму. Отгадать загадку.
Чёрный Ивашка - деревянная рубашка
Где носом ведёт, там и след кладёт. (Карандаш).
Упр. 1. Дорисовать карандаши, а дома по желанию можно раскрасить их.
Упр. 2. Посмотреть на образец написания буквы «а» с дополнительным элементом. Проследите за написание на доске (пишет учитель). Пропишем в воздухе. Напишите букву в тетради самостоятельно, не отрывая ручку от бумаги. (Звучит тихая музыка).
7. Повторение знаний о слове.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).
- А из чего состоят предложения? (Из слов).
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
И безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
(А.Шибаев).
- Что мы называем словом? (Определённая последовательность букв или звуков, имеющая значение).
Упр. 3. Работа в парах. Найти, подчеркнуть и выписать на свободных строках только слова. (После выполнения задания проводится проверка).
8. Физминутка для глаз.
9. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Работа по учебнику и в маленьких тетрадях.
1). В маленьких тетрадях запишем число: 19 февраля.
2). Словарная работа. Отгадать, кто это.
- Мальчик, который учится в школе -………….(ученик).
- Как бы вы его написали? Учитель записывает это слово на доске, а дети
записывают это слово в тетради 3 раза. Поставить ударение. Рассказать об этом слове. (3 слога, 3 гласных, 3 согласных: 2 мягких и 1 твёрдый, но переносить можно только уче-ник).
Запишем предложение под диктовку. Что для этого нужно вспомнить? (Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка). Ученик учится в школе.
3). Упр. 2(стр.125). Чтение текста учителем.
- Почему Алёша не понял свою учительницу?
- Какие слова произнесла учительница в конце текста? («Спишите их. Только не спешите».)
Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по–разному, называются омофонами. А чтобы нам не запутаться, надо вспомнить о родственных словах и позвать их на помощь.
- Какие слова называются родственными?
Подберём родственные слова к данным словам (запись на доске и в тетрадях): Спишите, пишут, списывание, пишущая. (Выделить корень, поставить ударение).
Не спешите, спешка, спешат, поспешный. (Выделить корень, поставить ударение).
- В каких же случаях мы звук слышим ясно, чётко? (Под ударением).
- Какой же вывод можно сделать? Когда писать -и, а когда -е?
4). Заучим правило.
Если гласный звук вызвал сомнение,
Ты его немедленно поставь под ударение.
5). Закрепление нового материала.
На доске дана запись:
Серый волк в густом л…су встретил рыжую л…су.
- Объясните! Какие буквы пропущены и почему? Спишите это предложение, вставив пропущенные буквы.
6). Если вы забудете правило, то можете допустить ошибку.
Найдите в упр.4 на стр.127 в учебнике схему слова ошибка. Объясните свой выбор.
10. Подведение итогов.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились?
Посмотрим, на сколько активными вы были на уроке. Соберите в ладошку листочки. Сколько их у вас?
Сейчас весна. Ярко светит солнце. На деревьях скоро распустятся листья. И в нашем классе светит солнце, и на нашем дереве распустятся листья, которые вы прикрепите сами. К нам тоже заглянула весна.
11. Рефлексия.
-Какое открытие вы для себя сделали?
-Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- С каким настроением вы работали? Выберите мордочку соответствующую вашему настроению.
Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Спасибо вам, ребята. Вы молодцы!
1.Найдём правило (с.126 уч.).
2.Составим алгоритм действий.
3. Поупражняемся в подборе проверочных слов.
-Что нам поможет? (учебник, учитель, алгоритм).
-Как вы думаете, какие буквы надо вставить?
− Почему они будут разные?
− Как проверить безударный гласный?
2).-Составьте алгоритм проверки безударного гласного в корне (работа в паре по карточкам).
3). –Прочитайте его.
4).Спишите предложение, используя алгоритм.
Составляют план достижения цели. Дети выводят алгоритм проверки безударного гласного в корне (составляют в паре):
1.Прочитай слово.
2.Поставь в нем ударение.
3.Выдели корень.
4.Определи безударную гласную.
5.Подбери проверочное слово
6. Сравни проверяемое и проверочное слова.
7.Напиши слово.
5) Выведите правило проверки безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Дети формулируют правило: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно проверить – подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением
-Прочитайте пары слов:
(запись на доске): запивал − запевал; примирял − примерял; подвела - подвила.)
− Как называются подобные слова?
-Запишите в тетрадь (1 или 2 или 3 пары по желанию), используя алгоритм
-Проверьте друг у друга.
− Составьте с любым из слов предложение (устно).
-Вставьте безударные гласные. Каждый напишет только те слова, к которым он смог подобрать проверочные.
1 ряд. Л_сок, в_да, л_сток, тр_ва, н_беса, р_ка.
2 ряд. Оз_ро, п_ляна, с_сна, г_ра, тр_пинка, гр_чи.
3 ряд. Ств_лы, д_жди, зв_зда, н_ра, п_нёк, л_сица.
1).Самостоятельная работа по учебнику. Упр.№ 3. стр.127.
- Догадайся, где нужно вставить слово спеши, а где спиши. Запиши в тетрадь.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
Учиться проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова, правильно вести себя в различных ситуациях) Слайд 4.
Достигли цель? Каким способом?
-Какие затруднения в деятельности испытывали?
- Как находили выход из затруднений?
-Каковы результаты (класса, мои)?
-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
зелёные («У меня всё получилось»)
-жёлтые («У меня были небольшие ошибки»),
-красные («Мне было трудно»).
-Что бы вы хотели ещё сделать?
-Закончите фразу:
Теперь я знаю …
Теперь я могу…