СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс. Русский язык «Слова извинения. Правило проверки безударного гласного в корне слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 класс. Русский язык «Слова извинения. Правило проверки безударного гласного в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Русский язык «Слова извинения. Правило проверки безударного гласного в корне слова»»

Ход урока:

Организационный момент

-Доброе утро, ребята!

− Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью. Что красит нашу речь?



Что такое здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй!»

Значит «Будь здоров!».

Правило запомни,

Знаешь – повтори.

Старшим это слово

Первый говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово здравствуй»

Говорить пора!



Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.

 Отгадайте загадки:

1.Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа.)

2.Если в школу ты пошел —

Новый статус приобрел.

Был ребенок, был дошкольник,

А теперь зовешься... (школьник)

.-«Вы теперь не просто школьники, вы теперь ученики».


− А вы не забываете о добрых словах?

- Что такое речевой этикет? (Правила поведения при общении).

- Ребята! Что означает слово «этикет»?

- Итак, этикет – установленный порядок поведения где – либо.

- А что помогает нам общаться друг с другом? (Речь).

Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользуемся речью. Давайте вспомним, какие слова красят нашу речь. Это волшебные слова. Вспомните их. А почему они «волшебные»? Давайте представим, что наша речь – это жёлтый круг – диск солнца, а волшебные слова – это жёлтые полоски – солнечные лучи. ( «пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры, простите, извините»). 


«Доброе слово железные ворота откроет»

- Что это? (Это предложение, пословица)

- Какую работу можно выполнить с этим предложением? (Объяснить его – объясняют. Списать эту пословицу.)

Смысл данной пословицей заключается в том, что если к людям относиться по доброму, то и они тебе помогут всегда, особенно в трудную минуту.



Работа по теме урока:


Прочитаем стихотворение «Причины опозданий» (из упр. 1).

Во вторник подвела постель –

Не смог я вовремя проснуться.

Позавчера забыл портфель,

А в нём банан – пришлось вернуться.

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок прийти хотел,

Но слишком сильно разогнался

И мимо школы пролетел.

                                                              (В. Лейкин).


- Почему опоздал ученик?

Ученику придётся извиниться за опоздание.

- Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать? 

Работа по учебнику (стр.125).

-Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения.

- Почему нельзя опаздывать?



- Прочитайте, какой забавный случай произошел в одном первом классе

Упр.2. Устно. (с.125-126).

− Чтение текста учителем.

-Почему Алёша не понял учительницу?

-В чём возникло затруднение?

- В каком месте? (1-2 предложения).

− Найдите предложения, которые произнесла учительница. («Спишите их. Только не спешите».)

− Почему возникло затруднение и Алёша запутался? (Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному, называют омофонами)

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (учиться проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова, правильно вести себя в различных ситуациях)

-Кто сформулирует тему урока? (Тема: «Слова извинения. Правило проверки безударного гласного в корне слова»)


Физкультминутка



Мы читали и писали,

Дружно все и тихо встали:

Ручками похлопали, 1-2-3,

Ножками потопали, 1-2-3,

И ещё потопали, 1-2-3,

И дружней похлопали, 1-2-3,

Сели, встали, и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.



Продолжение работы по теме урока:



Запись на доске:

Серый волк в густом л..су встретил рыжую л..су.

-Объясните, какие буквы надо вставить. Почему они будут разные?

-Какую учебную задачу ставим? Правильно написать слова.

(Дети читают текст вместе с учителем).

- Почему опоздал ученик?

Ученику придётся извиниться за опоздание.

- Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать? (Дети высказывают своё мнение).

2). Работа по учебнику (стр.125).

Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения.

- Почему нельзя опаздывать?

3). Посмотрим в учебнике упр. 5 (стр. 127-128). Правильно ли понял художник высказывания, данные в упр.1, и нарисовал иллюстрации к стихотворению?

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные).

5. Физминутка.

6. Работа в тетради на печатной основе (стр.23-24).

1).Подготовка руки к письму. Отгадать загадку.

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка

Где носом ведёт, там и след кладёт. (Карандаш).

Упр. 1. Дорисовать карандаши, а дома по желанию можно раскрасить их.

Упр. 2. Посмотреть на образец написания буквы  «а» с дополнительным элементом. Проследите за написание на доске (пишет учитель). Пропишем в воздухе. Напишите букву в тетради самостоятельно, не отрывая ручку от бумаги. (Звучит тихая музыка).

7. Повторение знаний о слове.

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- А из чего состоят предложения? (Из слов).

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

И безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

                                                    (А.Шибаев).

- Что мы называем словом? (Определённая последовательность букв или звуков, имеющая значение).

Упр. 3. Работа в парах. Найти, подчеркнуть и выписать на свободных строках только слова. (После выполнения задания проводится проверка).

8. Физминутка для глаз.

9. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Работа по учебнику и в маленьких тетрадях.

1). В маленьких тетрадях запишем число: 19 февраля.

2). Словарная работа. Отгадать, кто это.

- Мальчик, который учится в школе -………….(ученик).

- Как бы вы его написали? Учитель записывает это слово на доске, а дети

записывают это слово в тетради 3 раза.  Поставить ударение. Рассказать об этом слове. (3 слога, 3 гласных, 3 согласных: 2 мягких и 1 твёрдый, но переносить можно только уче-ник).

Запишем предложение под диктовку. Что для этого нужно вспомнить?                          (Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка). Ученик учится в школе.

3). Упр. 2(стр.125). Чтение текста учителем.

- Почему Алёша не понял свою учительницу?

- Какие слова произнесла учительница в конце текста? («Спишите их. Только не спешите».)

Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по–разному, называются омофонами. А чтобы нам не запутаться, надо вспомнить о родственных словах и позвать их на помощь.

- Какие слова называются родственными?

Подберём родственные слова к данным словам (запись на доске и в тетрадях): Спишите, пишут, списывание, пишущая. (Выделить корень, поставить ударение).

Не спешите, спешка, спешат, поспешный. (Выделить корень, поставить ударение).

- В каких же случаях мы звук слышим ясно, чётко? (Под ударением).

- Какой же вывод можно сделать? Когда писать , а когда ?

4). Заучим правило.

Если гласный звук вызвал сомнение,

Ты его немедленно поставь под ударение.

5). Закрепление нового материала.

На доске дана запись:

Серый волк в густом лсу встретил рыжую лсу.

- Объясните! Какие буквы пропущены и почему? Спишите это предложение, вставив пропущенные буквы.

6). Если вы забудете правило, то можете допустить ошибку.

Найдите в упр.4 на стр.127 в учебнике схему слова ошибка. Объясните свой выбор.

10. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

Посмотрим, на сколько активными вы были на уроке. Соберите в ладошку листочки. Сколько их у вас?

Сейчас весна. Ярко светит солнце. На деревьях скоро распустятся листья.  И в нашем классе светит солнце, и на нашем дереве распустятся листья, которые вы прикрепите сами. К нам тоже заглянула весна.

11. Рефлексия.

-Какое открытие вы для себя сделали?

-Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

- С каким настроением вы работали? Выберите мордочку соответствующую вашему настроению.

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Спасибо вам, ребята. Вы молодцы!





1.Найдём правило (с.126 уч.).

2.Составим алгоритм действий.

3. Поупражняемся в подборе проверочных слов.

-Что нам поможет? (учебник, учитель, алгоритм).

-Как вы думаете, какие буквы надо вставить?

− Почему они будут разные?

− Как проверить безударный гласный?

2).-Составьте алгоритм проверки безударного гласного в корне (работа в паре по карточкам).

3). –Прочитайте его.

4).Спишите предложение, используя алгоритм.

Составляют план достижения цели. Дети выводят алгоритм проверки безударного гласного в корне (составляют в паре):

1.Прочитай слово.

2.Поставь в нем ударение.

3.Выдели корень.

4.Определи безударную гласную.

5.Подбери проверочное слово

6. Сравни проверяемое и проверочное слова.

7.Напиши слово.



5) Выведите правило проверки безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Дети формулируют правило: чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно проверить – подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы сомнительный гласный был под ударением



-Прочитайте пары слов:

(запись на доске): запивал − запевал; примирял − примерял; подвела - подвила.)

− Как называются подобные слова?

-Запишите в тетрадь (1 или 2 или 3 пары по желанию), используя алгоритм

-Проверьте друг у друга.

− Составьте с любым из слов предложение (устно).

-Вставьте безударные гласные. Каждый напишет только те слова, к которым он смог подобрать проверочные.

1 ряд. Л_сок, в_да, л_сток, тр_ва, н_беса, р_ка.

2 ряд. Оз_ро, п_ляна, с_сна, г_ра, тр_пинка, гр_чи.

3 ряд. Ств_лы, д_жди, зв_зда, н_ра, п_нёк, л_сица.

1).Самостоятельная работа по учебнику. Упр.№ 3. стр.127.

- Догадайся, где нужно вставить слово спеши, а где спиши. Запиши в тетрадь.

-Какую цель мы ставили в начале урока?

Учиться проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова, правильно вести себя в различных ситуациях) Слайд 4.

 Достигли цель? Каким способом?

-Какие затруднения в деятельности испытывали?

- Как находили выход из затруднений?

-Каковы результаты (класса, мои)?

-Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».

зелёные («У меня всё получилось»)

-жёлтые («У меня были небольшие ошибки»),

-красные («Мне было трудно»).

-Что бы вы хотели ещё сделать?

-Закончите фразу:

Теперь я знаю …

Теперь я могу…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!