СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаете ли вы, что делают ваши дети в интернете?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если не знаете — это вполне нормально. Но только если вы уверены в своём ребёнке и провели правильный инструктаж.

Тема образования сегодня популярна, поэтому мы, родители, чувствуем, что нужно самостоятельно искать ответы на вопросы. Если раньше существовала официальная точка зрения, с которой можно было свериться, то у поколения сегодняшних молодых родителей такой роскоши нет. Поэтому я хочу говорить о том, что многих из нас волнует. Например, о том, что дети делают с интернетом, а интернет — с ними.

В каких-то вопросах мы можем (отчасти) положиться на опыт собственных родителей. Но не в вопросах сетевого поведения, ведь тридцать лет назад таких проблем не было, и сейчас нам приходится ориентироваться самостоятельно. Мысли и решения, которые я сформулировал для себя, и вошли в эту статью.

Родительская наивность и неосведомленность в некоторых вопросах иногда поражает. Само собой, именно ваши дети не смотрят в интернете всякие ужасы, не знают, где продаются наркотики и не пишут непотребные комментарии. Время сорвать покровы с некоторых очевидных заблуждений и предложить пути решения.

Источник: tumblr.com

ЕСТЬ ЛИ ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ?

Дети начинают активно посещать интернет и регистрироваться в социальных сетях в 9-11 лет. В это время больше всего их интересуют игры и приложения. Поиском информации и общением в сети они займутся лет с 13-ти. Вот тут пора начинать волноваться.

Главная ошибка — думать, что дети сидят в каком-то другом интернете. Попробуйте открыть Google и ввести в строку поиска какой-нибудь тревожащий поисковый запрос. А теперь отбросьте иллюзии — вот именно этот интернет дети и посещают.

Паблики в социальных сетях и разговоры в личных сообщениях тем более нельзя контролировать — только если запретить доступ к соцсети целиком или читать всю переписку ребёнка. Вы никогда не сможете гарантировать, что в онлайн-игре не встретится взрослый пользователь или другой школьник, который скажет вашему ребенку что-то неприемлемое. В детских онлайн-играх на этот счет предусмотрена возможность пожаловаться модератору, но и здесь есть нюансы — к тому времени, когда модератор отреагирует, ребёнок уже успеет вступить в общение.

ПОЧЕМУ РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ НЕ РАБОТАЕТ

С помощью родительского контроля можно распоряжаться временем, которое ребенок проводит за компьютером и ограничивать доступ к компьютеру. Тем не менее, на Youtube есть снятые младшими школьниками видео о том, как зайти под другой учётной записью.

С подростком отсутствие родительского контроля — это уже не технический, но этический вопрос.

Само выражение «родительский контроль» по отношению к подростку оскорбительно и вызывает у него неприязнь. Вы же не хотите, чтобы слова «неприязнь» и «родители» стояли рядом в его голове? Пытаться насильно ограничить доступ к компьютеру — то же самое, что прятать конфеты. Вполне возможно, что сын-старшеклассник физически сильнее вас и занимается спортом — тогда он с легкостью отнимет у вас сладости. Но это явно не тот уровень взаимодействия, на котором мы хотим решать вопросы.

Успокоит вас это или расстроит, но самой частой опасностью в интернете являются не террористы и порнография, а плохой вкус.

Источник: http://www.youtube.com

Вот какую историю я наблюдал в семье подруги, когда мы заехали на выходные к её родителям и младшему брату пятнадцати лет. Родители уверенно управляются с компьютером — ищут информацию, смотрят фильмы, посещают форумы по интересам и считают, что хорошо осведомлены. Когда зашёл разговор о запрещённых веществах и оружии, которые, якобы, продаются в сети, отец тут же поискал в интернете и не нашёл ничего, из-за чего стоило бы беспокоиться. Сын посмотрел на него с жалостью:

— Пап, ты же не знаешь, что такое глубокий интернет?

У нас на глазах Саша извлек из недр тёмного интернета такое, что глаза у всей семьи полезли на лоб. Выяснилось, что он знает, например, где можно купить дробовик. Оружие пришлют почтой, по частям, в десяти посылках. Расплачиваться нужно криптовалютой, которую можно выменять на электронные деньги.

— Сашенька, зачем тебе дробовик? — спросила дрожащим голосом мать.

Сын, который, выполнив задачу, потерял интерес к процессу, равнодушно отозвался, не поднимая глаз от смартфона:

— А мне и не надо. Я мопед хочу.

— А за то, что мы сейчас туда заходили, за нами не приедут?.

— Неа. Я через VPN заходил, исландский. Они самые надёжные.

Родители длинно выдохнули.

Источник: tumblr.com

ТРАВМИРУЮЩИЕ СЦЕНЫ БЫЛИ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Когда я ездил в лагерь в конце девяностых, мы тайно читали там чудовищные газеты «Спид-Инфо» и «Мир Криминала», которые подорвали психику целому поколению россиян. Из первого издания можно было почерпнуть совершенно фантастические факты об интимной жизни, а второй содержал такое смакование сцен насилия, что я до сих пор не могу понять, как люди, пишущие это, заставляли себя ходить на обед.

Помню обмененного на макулатуру Мориса Дрюона, страницы которого пестрели опсианием пыток, сцен жестокости и совсем не романтических любовных приключений. Александр Дюма по сравнению с ним был совершенно детским чтением. Родители, что симптоматично, очень гордились пятиклассником, который утыкался вечерами в толстую историческую книгу, как будто не подозревая, какие бездны в этот момент передо мной разверзались. Я чувствовал тревогу и страх, но оторваться не мог, равно как не мог обсудить с родителями то, что меня беспокоило — боялся, что меня осудят за мой интерес.

Эрих Фромм выделял, помимо неприемлемой деструктивной агрессии еще и доброкачественную. Природный смысл такой агрессии — умение постоять за себя и самосохранение.

Источник: tumblr.com

Некоторые психологи считают, что встреча с насилием и жестокостью особенно травмирует тепличных детей, которые никогда не видели ничего подобного. Нет, это не значит, что ребёнка нужно намеренно принуждать смотреть шок-контент, чтобы закалять его психику. Один шанс на миллион, что благополучный и воспитанный в трепетном ненасилии ребенок станет Бэтменом, встретившись с чем-то ужасным (да и Бэтмен, вообще-то говоря, был травмирован на всю жизнь). Речь идёт о том, что политика полного запрета и табуирования каких-то явлений ведёт только к разжиганию нездорового интереса.

Так спасет ли ограничение допуска в интернет от жестокости и нежелательной информации? В ответ на предложения ограничить доступ к Telegram Павел Дуров предложил запретить слова, поскольку с их помощью общаются между собой террористы. Интернет, как и мессенджеры, является только инструментом в наших руках. Как ваш ребёнок будет распоряжаться доступом в сеть, зависит от культуры пользования, которая ему прививается.

Унижения и издевательства в интернете выделяют в отдельную область хулиганства, поскольку интернет порождает особое чувство безнаказанности.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИНТЕРНЕТ-ТРАВЛЕ

Многие родители опасаются, что в сети на связь с ребенком выйдет опасный взрослый, но такие случаи происходят куда реже, чем постоянное издевательство детей и подростков друг над другом. В эмоциональном смысле интернет-буллинг, пусть при другой технической базе, ничем не отличается от травли реальной — жертва ощущает себя такой же несчастной и подавленной.

Возможно, здесь стоит задуматься — а как вы сами ведете себя в интернете? Всегда ли вы оставляете разумные и вежливые комментарии? Не случалось ли вам случалось резко или оскорбительно высказываться в темах, посвященных политическим или социальным вопросам?

Важно донести до самого себя, а потом уже и до ребенка, мысль о том, что на поведение в интернет-пространстве распространяются те же законы, что и на «реальную жизнь».

Подойдет ли ваш сын к девочке в классе чтобы сказать ей в лицо гадость? Тогда почему он считает нормальным писать комментарии такого же содержания под фотографиями? Будем ли мы неуважительно высказываться о человеке в третьем лице, когда он стоит рядом? А ведь комментарий, который может прочесть тот, о ком идет речь — это то же самое.

Часто набор «друзей» в соцсетях — своего рода онлайн-спорт, не имеющий с дружбой ничего общего.

Источник: tumblr.com

ПРОСТРАНСТВО ВИРТУАЛЬНОЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕАЛЬНАЯ

Пару недель назад школьник из Рязани прославился после того, как опубликовал в соцсети фотографию завтрака — маленькой котлеты с макаронами, которые интернет-пользователи не поленились сосчитать (их оказалось двадцать). Вряд ли мальчик предполагал, что снимок получит такой резонанс. Но у публикации материалов могут быть и более серьёзные последствия, чем разъяснительная беседа у директора.

Казалось бы, пара кликов мышью — ни к чему не обязывающее действие, однако реальные сроки в нашей стране можно получить за размещение записей в соцсетях. Чаще всего в таких делах идёт речь о призывах к сепаратизму и экстремизму. Мало того, законодательство не разделяет ответственность за оригинальную публикацию и репост. Запись появилась в блоге или на странице — и вы уже к ней причастны. Наказанием могут стать как денежные штрафы, так и лишение свободы.

Инфантильное, игровое отношение к интернету не всегда проходит с возрастом. Вот откуда берутся люди, которые фантазируют и врут о себе в сети.

Взрослый человек (и то не всякий) знает, что такая возможность существует. Но ребёнок искренне считает сетевую жизнь игрой, которую можно остановить в любой момент, просто сказав «я в домике». Между тем, в случаях, когда малолетний совершает то, что закон считает правонарушением, взрослым приходится расплачиваться — в прямом смысле. То есть, выплачивать материальные компенсации.

С того момента, как он научился пользоваться компьютерной мышью, ребёнку нужно знать, что он несёт ответственность за семью.

Если же подросток искренне и последовательно проводит в жизнь какую-то политическую позицию, не стоит обесценивать его точку зрения, даже если она кажется плодом юношеского радикализма. В этом случае он скорее найдёт поддержку у людей, которые вам не понравятся. Постарайтесь спокойно разобраться, что именно волнует вашего ребёнка, и заключите пакт о том, что до совершеннолетия он будет заниматься только теоретическим изучением разных точек зрения, чтобы более взвешенно сформировать свою.

Участница демонстрации против войны во Вьетнаме протягивает цветок представителям военной полиции.

Источник: Wikimedia

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Везде что-то травмирующее или опасное, стопроцентной защиты нет, и всё-таки вам предлагают отказаться от жесткой запретительной политики? Пожалуй, да. Главное — учить детей адекватному сетевому поведению. Вот примерный список тем для обсуждения, подняв которые, можно помочь школьнику, начинающему осваивать интернет, адекватно себя вести.

  • Болтать — врагу помогать. Не нужно давать кому-либо свой адрес и контактные данные, равно как оставлять их в открытом доступе. И вообще лучше не рассказывать о себе ничего лишнего.

  • Не садись к дяде в машину. Надеюсь, ваши дети отлично знают, что не нужно идти куда-то с незнакомым человеком. Дайте ему понять, что переписка в интернете аналогична тому, чтобы остаться с кем-то наедине в «реале». Опасные люди не смогут ввязаться в разговор с вашим ребенком, если он не будет им отвечать и сразу пресечет подозрительное общение.

Оставить свой номер телефона при регистрации страницы и дать его в личном сообщении незнакомцу — совершенно разные вещи.

Источник: tumblr.com

  • Не надо воровать. Фотографии и тексты — интеллектуальная собственность. Убедитесь, что ребёнок понимает, какой контент можно признать «ничьим», а какой нельзя брать без спроса.

  • За буквами — живые люди. На стадии перехода от игр и приложений к социальному интернету дети не всегда понимают разницу. Здесь нужно сказать: все, кто пишет тексты и выкладывает фотографии, так же реальны, как и ты. Они могут обидеться, если ты ранишь их чувства. А могут причинить вред.

  • Вежливость — это важно. Всё как в обычной жизни. Не следует сплетничать, неуважительно обсуждать чужую внешность, грубить, использовать ненормативную лексику. Если ребёнок не имеет привычки писать нехорошее слово на каждом встреченном заборе, это не станет для него новостью.

Подцепить что-то вредоносное можно и со школьного компьютера с помощью флэшки.

Источник: futuristech.info

  • Источник имеет значение. Важно, чтобы ребёнок умел различать разные виды ресурсов и понимал, какие заслуживают доверия, а какие — нет. Рекламный ли это сайт? Может ли на образовательном ресурсе быть однобокое, предвзятое мнение? Главная задача этих вопросов — сформировать критическое отношение.

  • Следи за здоровьем. Не только своим, но и компьютера. Ресурсы со множественными всплывающими окнами следует сразу покидать, на сомнительные ссылки — не кликать. Объясните детям, что такое антивирусные программы.

  • Не бойся рассказать. Если между вами доверительные отношения, ребёнок обязательно скажет, если что-то, увиденное в сети, его напугает. Главное здесь — не осуждать его за любопытство. Чувство вины рождает скрытность, и дети останутся наедине с чем-то страшным или неприятным.

Кадр из фильма «Хорошо быть тихоней».

(Источник: filmz.ru)

Что касается подростков постарше, то о насилии, наркотиках и сексе с ними непременно стоит говорить. Внимательно, серьезно и не считая ребенка идиотом. Не надо считать идиотом пятнадцатилетнего парня, который может купить за биткоины такие вещи, о существовании которых вы даже не знаете. Он обязательно сможет. Вопрос в том, станет ли — а это уже во многом зависит от вас.

(источник - newtonew.com)

Категория: Всем учителям
17.11.2017 20:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!