СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика – это интересно!

Ерофеева Е.В., воспитатель  первой квалификационной категории

 

 

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обучения в детском саду по формированию элементарных математических представлений является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

В программе "Детство" центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.

 В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся  в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используются  разные  персонажи (игрушки). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать  задачи математического развития детей, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Создавая игровую ситуацию, мы стараемся привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения поставленных задач по формированию элементарных математических представлений  особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме (занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр (например, "Сложи узор", «Волшебный квадрат»), различных головоломок, лабиринтов).

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем и среднем дошкольном возрасте – это репродуктивно-мнемические вопросы (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по пять?), а проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?) применяются для детей любого возраста. При этом учитываю объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Особое внимание уделяем  развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. Широко используются  на занятиях художественное слово (стихи, потешки, загадки), задачи в стихах, задачи - шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память, а также способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.

В соответствии с программой формируются  у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную  размещенность предметов по отношению к себе, например: "Определи, где расположен домик - в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева" и т.д.

Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети лучше усваивают математические знания и умения  без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Непосредственная образовательная деятельность

в области "ФЭМП" в старшей группе  «Верные друзья»

 

Цель:

Продолжать развивать представление о том, что считать предметы можно в любом направлении, но надо не пропустить ни один предмет и не один не считать дважды.

Задачи:

Упражнять в счёте предметов расположенных по разному.

Закрепить знания об образовании числа 8 и навыки счёта в пределах 8.

Закрепить знания геометрических фигур и умение  выкладывать предмет по образцу.

 Развивать логическое мышление, внимание.

Демонстрационный материал:  ёлочка, берёза (объемные игрушки),  8 шишек, 8 снежков (из ваты),   8 «кочек» (мягкие крупные кирпичики с цифрами до 8), геометрические фигуры для изготовления совы, игрушки (снегирь, снеговичок, белка, сова, медведь, заяц).

Раздаточный материал:  карточки с двумя свободными полосками,  тарелочки с грибочками, ёлочками, блоки Дьенеша.

Организационный момент: Чириканье снегиря (магнитофонная запись).

   

Ход занятия

 

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, к нам прилетел снегирь, у него какая-то записка - это телеграмма.  Давайте прочитаем, кто же нам её прислал? (читает телеграмму).

 «Дорогие, ребята! Спешил  к вам в гости, попал в беду и провалился в сугроб. Ваш Зайчик!»

Воспитатель: Спасибо тебе, снегирь. Ребята, давайте отправимся на встречу к зайчику и выручим его из снежного плена. Ой, посмотрите, у нас на пути большие сугробы, давайте их будем перешагивать (перешагивание через предметы - «сугробы»).

 

Подходят к елочке, на которой висят шишки.

 

Воспитатель: Какая красивая ёлочка! Кто же здесь живёт?

Сорока:  Я, сорока-белобока, по лесу летаю, всё вижу, всё замечаю, всё знаю. Не зря меня называют «лесным радио».

Воспитатель: Ну, раз ты всё знаешь, всё видишь, помоги нам найти зайчика.

Сорока: Выполните моё задание, тогда подскажу.

- Сколько всего шишек на ёлке? (Дети считают).

Воспитатель (называет имя ребёнка): Сколько шишек на ёлке? (8).

- С какой шишки ты начал считать? (С верхней).

- В каком направлении ты считал? (Сверху-вниз).

Воспитатель (обращается ко всем детям): А можно посчитать по-другому? (Да).

Воспитатель (называет имя другого ребёнка и показывает на нижнюю шишку): Посчитай вот с этой шишки.

 

Ребенок считает.

 

 - Сколько всего шишек получилось? (8).

- С какой шишки ты считал? (с нижней).

- В каком направлении? (снизу-вверх).

- Изменилось ли количество шишек? (нет).

- Почему?

Воспитатель: Верно, считать предметы можно в любом направлении, при этом результат счёта не изменится. Ребята, скажите сороке, сколько всего шишек на елочке? (всего 8 шишек).

Сорока: Спасибо, ребятки, идите направо, там встретите моего друга, он подскажет вам путь.

Воспитатель: На пути кочки, придётся нам по ним идти. 

 

Дети идут по «кочкам», считая их.

 

Воспитатель: Сколько кочек? (8). Кто же нас здесь встречает?

Снеговичок:  Это я, старичок-снеговичок.

Воспитатель: Старичок-снеговичок,  подскажи нам дорогу к зайке.

Снеговичок:   Я рассыпал снежки, помогите их сосчитать (Дети считают).

Воспитатель (называет имя ребёнка): Сколько снежков? (8).

- В каком направлении ты считал? (слева-направо).

- Верно, мы считали снежки слева-направо и узнали, что их 8.

- А если мы их посчитаем справа-налево?

Воспитатель (называет имя ребёнка): В каком направлении ты считал? (справа-налево).

- Мы опять увидели, что начать счёт можно с любого предмета, и ответ будет одинаковым.

- Снеговичок, мы посчитали твои снежки. Скажите, дети, сколько  всего снежков? (8).

Снеговичок: Спасибо, идите по дорожке, там вам подскажут.

Воспитатель: Ребята, у нас на пути дорожка. Какая она по ширине? (узкая).  

 

Дети идут по узкой дорожке. Подходят к березке, за которой спряталась белочка.

 

Воспитатель: Кажется, здесь кто-то оставил нам записку. Да тут загадка: «По веткам скачу, да не птица, рыжая, да не лисица». Кто это? (белка).

Белка:  Здравствуйте, ребята. Я знаю, вы ищите зайчика. Я вам подскажу путь-дорожку. Только сначала помогите мне разложить угощения.

 

Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с двумя полосками: на верхней полоске в левом углу изображена белочка, на нижней – ёжик.

 

Я приглашаю вас за мои лесные столы, но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы легче было раскладывать угощения:

Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)

И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты).

Солнце ёжика согрело (пальцы медленно разгибаются)

Ёжик развернулся! (пальцы подняты вверх и переплетены между собой).

 

Воспитатель: Посмотрите, на наших карточках на верхней полоске будет жить белочка, а на нижней ёжик. Раскладываем угощение: белочке надо положить 7 шишек. Столько же грибочков надо положить ёжику.

Вопросы детям:

-  (имя ребёнка), сколько грибочков ты положил ёжику? (7).

- (имя ребёнка), сколько  шишек ты положил белочке? (7).

- Сколько сейчас стало шишек и грибочков? (по 7).

- Поскольку шишек и грибочков? (поровну, по 7).

- Сколько надо положить грибочков ёжику, чтобы их было на 1 больше, чем шишек?  (1).

- Чего сейчас больше? (грибочков).

- Чего меньше? (шишек).

- Сколько стало грибочков? (8).

- А сколько шишек? (7).

- Какое число больше, 8 или 7?

- Какое число меньше, 7 или 8?

- Как сделать, чтобы угощений было поровну? (добавить 1 шишку).

- Сколько стало шишек?

- Как получилось 8 шишек?

 

Белка:  Ребята, я хочу, чтобы вы порешали со мной задачки:

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок,

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

 

2. Еж спросил ежа соседа:

- Ты откуда непоседа?

- Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне.

Собираю их в лесу

5 унес, да два несу,

Призадумался сосед:

Это много или нет? (7)

 

3. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок сосед.

На пенек зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята ловок,

Сколько съедено морковок? (4)

 

Белка: Молодцы, ребята, помогли мне разложить угощения, правильно решили задачки. Вам пора  в дорогу. На пути будет лежать бревно, а за ним живёт мой друг, он и подскажет дорогу.

Воспитатель: Давайте, ребята, немного разомнёмся, путь впереди нелёгкий.

Физминутка:

1-2 – на носочки вставайте,

3-4 – приседайте,

5-6 – повернись,

7-8 – улыбнись,

9-10 – не зевайте,

В путь дорогу отправляйтесь!

 

Воспитатель: Вот бревно, про которое говорила белочка, перешагивайте, ребята. К кому же мы пришли?

Медведь (рычит): Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?

Воспитатель: Мы ищем зайчика, он  спешил к нам в гости и попал в беду, не поможешь ли нам найти его?

Медведь: Помогу, если выполните задание (по блокам Дьенеша). Посмотрите, на полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Нужно расположить фигуры так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные (дети выполняют задания).

Вопросы к детям:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, синие, желтые).

- Внутри синего, но вне красного обруча? (все круглые блоки)

- Внутри красного, но вне синего? (все красные блоки)

- Вне обоих обручей? (все остальные)

Медведь: Молодцы. Идите  прямо, увидите небольшой домик, и на двери будет висеть отгадка, кто там живет (схематическое изображение совы, составленное из геометрических фигур).

 Воспитатель: Кто здесь живёт? (сова)

- Здравствуй, тётушка Сова!

Сова: У – ух, у – ух. Кто меня звал?

Воспитатель: Тётушка Сова, мы ищем дорогу к зайчику, помоги нам.

Сова: Чтобы зайку найти, надо  потрудиться. Вот вам  геометрические фигуры. Посчитай – те. Сколько их? (8).

- Я пока немного посплю, а вы составите мой портрет.

Воспитатель: Ой, ребята, какое трудное задание! Но, посмотрите, у нас же есть подсказка  (схематическое изображение совы, составленное из геометрических фигур).

- Из какой фигуры у совы крылья? (большой треугольник).

- Из какой туловище? (овал).

- Из какой ушки? Какие они по размеру? (маленькие треугольники).

- А клюв? (маленький треугольник).

- А глазки? (маленькие круги).

 - А из какой фигуры голова? (большой круг).

 

(Дети составляют портрет совы).

 

Сова:  Ребята, а у меня еще для вас одно задание! Совы ко мне в гости собираются, а домик у меня совсем маленький, мне их разместить негде будет. Помогите построить ещё домики.

 

 (Дети строят домики из квадрата Воскобовича). 

 

Сова:  Хорошо справились с моим заданием, молодцы,  спасибо! Я тоже помогу вам: я сегодня пролетала над лесом и за дорогой видела большой сугроб. Не в нем ли зайчик?

Воспитатель: Ребята, пойдем, посмотрим на сугроб. Но нужно пройти еще по одной дорожке. Какая дорожка на пути? (широкая).

 

 (Дети идут по широкой дорожке).

 

Воспитатель: Вот этот сугроб. Где же наш зайка? («разрывают» сугроб, сделанный из белой ткани, находят зайку).

- Зайка, бедненький, ты замёрз? Ребята, давайте вместе с зайкой погреемся.

 

(под веселую музыку дети выполняют движения)

 

Зайцу холодно сидеть:

Нужно лапочки погреть!

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг да скок!

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки!

Прыгать заинька горазд:

Он подпрыгнет 8 раз!

Вместе с заинькой вставайте

И движенья повторяйте!

 

Итог занятия.

31.01.2015 18:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!