СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Математика – это интересно!
Ерофеева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обучения в детском саду по формированию элементарных математических представлений является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
В программе "Детство" центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение, дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используются разные персонажи (игрушки). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать задачи математического развития детей, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Создавая игровую ситуацию, мы стараемся привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения поставленных задач по формированию элементарных математических представлений особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме (занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр (например, "Сложи узор", «Волшебный квадрат»), различных головоломок, лабиринтов).
Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем и среднем дошкольном возрасте – это репродуктивно-мнемические вопросы (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по пять?), а проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?) применяются для детей любого возраста. При этом учитываю объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Особое внимание уделяем развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. Широко используются на занятиях художественное слово (стихи, потешки, загадки), задачи в стихах, задачи - шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память, а также способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.
В соответствии с программой формируются у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную размещенность предметов по отношению к себе, например: "Определи, где расположен домик - в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева" и т.д.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети лучше усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Непосредственная образовательная деятельность
в области "ФЭМП" в старшей группе «Верные друзья»
Цель:
Продолжать развивать представление о том, что считать предметы можно в любом направлении, но надо не пропустить ни один предмет и не один не считать дважды.
Задачи:
Упражнять в счёте предметов расположенных по разному.
Закрепить знания об образовании числа 8 и навыки счёта в пределах 8.
Закрепить знания геометрических фигур и умение выкладывать предмет по образцу.
Развивать логическое мышление, внимание.
Демонстрационный материал: ёлочка, берёза (объемные игрушки), 8 шишек, 8 снежков (из ваты), 8 «кочек» (мягкие крупные кирпичики с цифрами до 8), геометрические фигуры для изготовления совы, игрушки (снегирь, снеговичок, белка, сова, медведь, заяц).
Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками, тарелочки с грибочками, ёлочками, блоки Дьенеша.
Организационный момент: Чириканье снегиря (магнитофонная запись).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел снегирь, у него какая-то записка - это телеграмма. Давайте прочитаем, кто же нам её прислал? (читает телеграмму).
«Дорогие, ребята! Спешил к вам в гости, попал в беду и провалился в сугроб. Ваш Зайчик!»
Воспитатель: Спасибо тебе, снегирь. Ребята, давайте отправимся на встречу к зайчику и выручим его из снежного плена. Ой, посмотрите, у нас на пути большие сугробы, давайте их будем перешагивать (перешагивание через предметы - «сугробы»).
Подходят к елочке, на которой висят шишки.
Воспитатель: Какая красивая ёлочка! Кто же здесь живёт?
Сорока: Я, сорока-белобока, по лесу летаю, всё вижу, всё замечаю, всё знаю. Не зря меня называют «лесным радио».
Воспитатель: Ну, раз ты всё знаешь, всё видишь, помоги нам найти зайчика.
Сорока: Выполните моё задание, тогда подскажу.
- Сколько всего шишек на ёлке? (Дети считают).
Воспитатель (называет имя ребёнка): Сколько шишек на ёлке? (8).
- С какой шишки ты начал считать? (С верхней).
- В каком направлении ты считал? (Сверху-вниз).
Воспитатель (обращается ко всем детям): А можно посчитать по-другому? (Да).
Воспитатель (называет имя другого ребёнка и показывает на нижнюю шишку): Посчитай вот с этой шишки.
Ребенок считает.
- Сколько всего шишек получилось? (8).
- С какой шишки ты считал? (с нижней).
- В каком направлении? (снизу-вверх).
- Изменилось ли количество шишек? (нет).
- Почему?
Воспитатель: Верно, считать предметы можно в любом направлении, при этом результат счёта не изменится. Ребята, скажите сороке, сколько всего шишек на елочке? (всего 8 шишек).
Сорока: Спасибо, ребятки, идите направо, там встретите моего друга, он подскажет вам путь.
Воспитатель: На пути кочки, придётся нам по ним идти.
Дети идут по «кочкам», считая их.
Воспитатель: Сколько кочек? (8). Кто же нас здесь встречает?
Снеговичок: Это я, старичок-снеговичок.
Воспитатель: Старичок-снеговичок, подскажи нам дорогу к зайке.
Снеговичок: Я рассыпал снежки, помогите их сосчитать (Дети считают).
Воспитатель (называет имя ребёнка): Сколько снежков? (8).
- В каком направлении ты считал? (слева-направо).
- Верно, мы считали снежки слева-направо и узнали, что их 8.
- А если мы их посчитаем справа-налево?
Воспитатель (называет имя ребёнка): В каком направлении ты считал? (справа-налево).
- Мы опять увидели, что начать счёт можно с любого предмета, и ответ будет одинаковым.
- Снеговичок, мы посчитали твои снежки. Скажите, дети, сколько всего снежков? (8).
Снеговичок: Спасибо, идите по дорожке, там вам подскажут.
Воспитатель: Ребята, у нас на пути дорожка. Какая она по ширине? (узкая).
Дети идут по узкой дорожке. Подходят к березке, за которой спряталась белочка.
Воспитатель: Кажется, здесь кто-то оставил нам записку. Да тут загадка: «По веткам скачу, да не птица, рыжая, да не лисица». Кто это? (белка).
Белка: Здравствуйте, ребята. Я знаю, вы ищите зайчика. Я вам подскажу путь-дорожку. Только сначала помогите мне разложить угощения.
Дети подходят к столам, на которых лежат карточки с двумя полосками: на верхней полоске в левом углу изображена белочка, на нижней – ёжик.
Я приглашаю вас за мои лесные столы, но сначала сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы легче было раскладывать угощения:
Ёжик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты вверх и переплетены между собой)
И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты).
Солнце ёжика согрело (пальцы медленно разгибаются) –
Ёжик развернулся! (пальцы подняты вверх и переплетены между собой).
Воспитатель: Посмотрите, на наших карточках на верхней полоске будет жить белочка, а на нижней ёжик. Раскладываем угощение: белочке надо положить 7 шишек. Столько же грибочков надо положить ёжику.
Вопросы детям:
- (имя ребёнка), сколько грибочков ты положил ёжику? (7).
- (имя ребёнка), сколько шишек ты положил белочке? (7).
- Сколько сейчас стало шишек и грибочков? (по 7).
- Поскольку шишек и грибочков? (поровну, по 7).
- Сколько надо положить грибочков ёжику, чтобы их было на 1 больше, чем шишек? (1).
- Чего сейчас больше? (грибочков).
- Чего меньше? (шишек).
- Сколько стало грибочков? (8).
- А сколько шишек? (7).
- Какое число больше, 8 или 7?
- Какое число меньше, 7 или 8?
- Как сделать, чтобы угощений было поровну? (добавить 1 шишку).
- Сколько стало шишек?
- Как получилось 8 шишек?
Белка: Ребята, я хочу, чтобы вы порешали со мной задачки:
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
2. Еж спросил ежа соседа:
- Ты откуда непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне.
Собираю их в лесу
5 унес, да два несу,
Призадумался сосед:
Это много или нет? (7)
3. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Кто считать, ребята ловок,
Сколько съедено морковок? (4)
Белка: Молодцы, ребята, помогли мне разложить угощения, правильно решили задачки. Вам пора в дорогу. На пути будет лежать бревно, а за ним живёт мой друг, он и подскажет дорогу.
Воспитатель: Давайте, ребята, немного разомнёмся, путь впереди нелёгкий.
Физминутка:
1-2 – на носочки вставайте,
3-4 – приседайте,
5-6 – повернись,
7-8 – улыбнись,
9-10 – не зевайте,
В путь дорогу отправляйтесь!
Воспитатель: Вот бревно, про которое говорила белочка, перешагивайте, ребята. К кому же мы пришли?
Медведь (рычит): Здравствуйте, ребята. Зачем пожаловали?
Воспитатель: Мы ищем зайчика, он спешил к нам в гости и попал в беду, не поможешь ли нам найти его?
Медведь: Помогу, если выполните задание (по блокам Дьенеша). Посмотрите, на полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Нужно расположить фигуры так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные (дети выполняют задания).
Вопросы к детям:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, синие, желтые).
- Внутри синего, но вне красного обруча? (все круглые блоки)
- Внутри красного, но вне синего? (все красные блоки)
- Вне обоих обручей? (все остальные)
Медведь: Молодцы. Идите прямо, увидите небольшой домик, и на двери будет висеть отгадка, кто там живет (схематическое изображение совы, составленное из геометрических фигур).
Воспитатель: Кто здесь живёт? (сова)
- Здравствуй, тётушка Сова!
Сова: У – ух, у – ух. Кто меня звал?
Воспитатель: Тётушка Сова, мы ищем дорогу к зайчику, помоги нам.
Сова: Чтобы зайку найти, надо потрудиться. Вот вам геометрические фигуры. Посчитай – те. Сколько их? (8).
- Я пока немного посплю, а вы составите мой портрет.
Воспитатель: Ой, ребята, какое трудное задание! Но, посмотрите, у нас же есть подсказка (схематическое изображение совы, составленное из геометрических фигур).
- Из какой фигуры у совы крылья? (большой треугольник).
- Из какой туловище? (овал).
- Из какой ушки? Какие они по размеру? (маленькие треугольники).
- А клюв? (маленький треугольник).
- А глазки? (маленькие круги).
- А из какой фигуры голова? (большой круг).
(Дети составляют портрет совы).
Сова: Ребята, а у меня еще для вас одно задание! Совы ко мне в гости собираются, а домик у меня совсем маленький, мне их разместить негде будет. Помогите построить ещё домики.
(Дети строят домики из квадрата Воскобовича).
Сова: Хорошо справились с моим заданием, молодцы, спасибо! Я тоже помогу вам: я сегодня пролетала над лесом и за дорогой видела большой сугроб. Не в нем ли зайчик?
Воспитатель: Ребята, пойдем, посмотрим на сугроб. Но нужно пройти еще по одной дорожке. Какая дорожка на пути? (широкая).
(Дети идут по широкой дорожке).
Воспитатель: Вот этот сугроб. Где же наш зайка? («разрывают» сугроб, сделанный из белой ткани, находят зайку).
- Зайка, бедненький, ты замёрз? Ребята, давайте вместе с зайкой погреемся.
(под веселую музыку дети выполняют движения)
Зайцу холодно сидеть:
Нужно лапочки погреть!
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг да скок!
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки!
Прыгать заинька горазд:
Он подпрыгнет 8 раз!
Вместе с заинькой вставайте
И движенья повторяйте!
Итог занятия.
© 2015, Ерофеева Евгения Викторовна 981