СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная система специального коррекционного образования и воспитания в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принципов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии.
Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.
Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.
Задачи:
- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;
- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;
- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;
- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.
Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях интерната в связи с необходимостью организации культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности воспитанников с нарушением интеллекта и оказания им помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов самореализации в ней). Эта тенденция вышла на первый план.
Целью моей педагогической деятельности считаю: создание условий для коррекции недостатков развития, духовно-нравственного воспитания и формирования личности обучающихся с нарушением интеллекта, с целью создания предпосылок для дальнейшей успешной социализации в обществе.
Для достижения поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:
Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе.
Профессиональная деятельность в должности «воспитатель» строится мною с учётом требований профессионального стандарта. Воспитательная работа основывается на шести компетентностях:
Компетентность в области личностных качеств:
В своей работе всегда основываюсь на понимании детей, сопереживаю им, определяю их эмоциональное состояние с учётом здоровья. В своей профессиональной деятельности стремлюсь анализировать свои действия и поступки, чтобы глубже понимать состояние детей с умственной отсталостью и их родителей. Это помогает скорректировать педагогическую деятельность, служит источником саморазвития. Как результат - все обучающиеся, их родители, коллеги по работе всегда обращаются ко мне за помощью и советом.
Компетентность в постановке целей и задач воспитательной деятельности:
При подготовке и проведении воспитательной работы с обучающимися воспитанниками ставлю цели и задачи с учётом их возрастных и физиологических особенностей детей с нарушением интеллекта. При подготовке к созданию программы воспитательной работы с учащимися обращаюсь к трудам ведущих педагогов и психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И.Уманского, О.С. Газмана, И.С. Якиманской.
Компетентность в мотивировании обучающихся на выполнение воспитательных целей и задач:
Большую помощь в работе оказывает проведение глубокого анализа характера отношений в классе, диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, уровня воспитанности детей; постоянное наблюдение за эмоциональным состоянием детей с нарушением интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений; диагностика психологических и педагогических отклонений в развитии и поведении детей. На каждом этапе работы с детьми проводилось изучение потенциальных возможностей детей с интеллектуальным недоразвитием, их интересов, увлечений, сплочённости коллектива, уровня воспитанности и сформированности отдельных умений и навыков посредством анкетирования и тестирования с целью корректировки плана работы с коллективом и личностью.
Характер воспитания на этом периоде был светский, гуманитарный, валеологический, гибкий. В работе с детьми преобладали следующие виды социально-педагогической деятельности: социализация, педагогическая поддержка, содействие адаптации, коррекция поведенческих отклонений и культурологическая деятельность. Наиболее приемлемыми методами работы с воспитанниками с умственной отсталостью были творческие, деятельностные, диалогические (интерактивные) методы. Формы организации воспитательной работы были альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные. Сотрудничество взрослых и детей, сотворчество стало преобладающим в подходе к организации работы с классным коллективом. Механизмы воспитания: системная организация воспитания базовых воспитательных процессов, способствующих становлению ребенка как субъекта жизни: жизнетворчество, социализация, культурная идентификация, духовно-нравственное развитие, индивидуализация; механизм обеспечения самоопределения ребенка, формирования и обогащения его личностного опыта, опыта социального действия является многообразие пространств и видов деятельности; механизм субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге и сотрудничестве ребенка и взрослого в ходе совместной продуктивной деятельности, основанной на демократических принципах, ориентированной на воспроизводство и совершенствование социально-культурных норм; педагогическая помощь и поддержка.
В процессе работы разрабатываю учебно-методические материалы и алгоритмы организации и проведения занятий с детьми:
- Программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками.
- Программа работы с обучающимися воспитанниками по здоровому образу жизни.
-Алгоритм проведения самоподготовки с учащимися младших классов.
-Алгоритм проведения самоподготовки с учащимися старших классов.
-Алгоритм проведения досугов.
-Алгоритм проведения родительского собрания.
-Алгоритм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
- Алгоритм формулирования и выполнения коррекционно-развивающих задач.
В своей работе применяю элементы инновационных технологий:
1.Личностно - ориентированное воспитание.
2.Информационно - коммуникационные технологии:
* Создание презентаций с использованием программ Power Point.
* Выпуск бюллетеней к праздничным датам.
* Составление фотоколлажей.
3.Технологии дифференциации и индивидуализации.
4.Технология «Создание ситуации успеха»
5.Технология сотрудничества.
6.Применение арттерапии, фильмо- и библиотерапии в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
7.Интерактивные технологии (проведение занятий с использованием технологий интерактивного обучения: работа в малых группах, незаконченное предложение, беседы с элементами дискуссии, ролевые игры, нетрадиционные формы занятий (занятия-шоу).
8. Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А. Амонашвили.
9.Информационно-аналитическое обеспечение воспитательного процесса.
10. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании.
13.Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела).
14.Технология совместного творческого воспитания. (С.Т. Шацкий).
Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности:
Постоянно занимаюсь повышением методического мастерства и технологической компетентности через:
- Курсы повышения квалификации. Прошла профессиональную переподготовку по программе «Коррекционная педагогика и дефектология».
- Изучение опыта лучших учителей России через журналы «Народное образование», «Инновационные технологии», «Воспитание школьников».
- Знакомство с опытом работы педагогов через СМИ.
Компетентность в организации воспитательной деятельности:
Направляю свою работу на развитие познавательной активности детей; способствую их участию в конкурсах различного уровня. Обучающие моего класса активно участвуют в международных, всероссийских, городских и школьных конкурсах, занимают призовые места. Анализ уровня успеваемости воспитанников, с которыми я работала и работаю, показывает хороший уровень обученности - 100% успеваемость. Стараюсь способствовать созданию условий для повышения качества знаний, для продвижения обучающихся воспитанников к более высокому уровню самостоятельности на самоподготовке, через занятия по интересам, игры и др.
© 2021, Гулиева Марина Викторовна 221