СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система в коррекционной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная система специального коррекционного образования и воспитания в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы поиска новых идей, переосмысления принципов и подходов в обучении и воспитании лиц с отклонениями в развитии.

Тенденция к росту числа лиц (особенно детей) с физическими и (или) психическими недостатками характерна для всей современной цивилизации.

Цель общего образования детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием - реализация конституционного права на образование.

Задачи:

- привитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими;

- привитие необходимых бытовых и трудовых навыков;

- обеспечение уровня образования, адекватного их возможностям;

- коррекция грубых нарушений психофизического развития; и таким образом, реабилитация этих детей в обществе.

Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях интерната в связи с необходимостью организации культурной среды, обеспечивающей разностороннее развитие личности воспитанников с нарушением интеллекта и оказания им помощи в нахождении своего места в культуре (выборе ценностей, среды и способов самореализации в ней). Эта тенденция вышла на первый план.

Целью моей педагогической деятельности считаю: создание условий для коррекции недостатков развития, духовно-нравственного воспитания и формирования личности обучающихся с нарушением интеллекта, с целью создания предпосылок для дальнейшей успешной социализации в обществе.

Для достижения поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Осуществление коррекционно–развивающего сопровождения в воспитательном процессе.

Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе.

Профессиональная деятельность в должности «воспитатель» строится мною с учётом требований профессионального стандарта. Воспитательная работа основывается на шести компетентностях:

  • Компетентность в области личностных качеств.
  • Компетентность в постановке целей и задач воспитательной деятельности.
  • Компетентность в мотивировании школьников на выполнение воспитательных целей и задач.
  • Компетентность в разработке программ и принятия педагогических решений.
  • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
  • Компетентность в организации воспитательной деятельности.

Компетентность в области личностных качеств:

В своей работе всегда основываюсь на понимании детей, сопереживаю им, определяю их эмоциональное состояние с учётом здоровья. В своей профессиональной деятельности стремлюсь анализировать свои действия и поступки, чтобы глубже понимать состояние детей с умственной отсталостью и их родителей. Это помогает скорректировать педагогическую деятельность, служит источником саморазвития. Как результат - все обучающиеся, их родители, коллеги по работе всегда обращаются ко мне за помощью и советом.

Компетентность в постановке целей и задач воспитательной деятельности:

При подготовке и проведении воспитательной работы с обучающимися воспитанниками ставлю цели и задачи с учётом их возрастных и физиологических особенностей детей с нарушением интеллекта. При подготовке к созданию программы воспитательной работы с учащимися обращаюсь к трудам ведущих педагогов и психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И.Уманского, О.С. Газмана, И.С. Якиманской.

Компетентность в мотивировании обучающихся на выполнение воспитательных целей и задач:

Большую помощь в работе оказывает проведение глубокого анализа характера отношений в классе, диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению, уровня воспитанности детей; постоянное наблюдение за эмоциональным состоянием детей с нарушением интеллекта и профилактика эмоциональных нарушений; диагностика психологических и педагогических отклонений в развитии и поведении детей. На каждом этапе работы с детьми проводилось изучение потенциальных возможностей детей с интеллектуальным недоразвитием, их интересов, увлечений, сплочённости коллектива, уровня воспитанности и сформированности отдельных умений и навыков посредством анкетирования и тестирования с целью корректировки плана работы с коллективом и личностью.

Характер воспитания на этом периоде был светский, гуманитарный, валеологический, гибкий. В работе с детьми преобладали следующие виды социально-педагогической деятельности: социализация, педагогическая поддержка, содействие адаптации, коррекция поведенческих отклонений и культурологическая деятельность. Наиболее приемлемыми методами работы с воспитанниками с умственной отсталостью были творческие, деятельностные, диалогические (интерактивные) методы. Формы организации воспитательной работы были альтернативные: открытые, клубные, интегративные, индивидуальные. Сотрудничество взрослых и детей, сотворчество стало преобладающим в подходе к организации работы с классным коллективом. Механизмы воспитания: системная организация воспитания базовых воспитательных процессов, способствующих становлению ребенка как субъекта жизни: жизнетворчество, социализация, культурная идентификация, духовно-нравственное развитие, индивидуализация; механизм обеспечения самоопределения ребенка, формирования и обогащения его личностного опыта, опыта социального действия является многообразие пространств и видов деятельности; механизм субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге и сотрудничестве ребенка и взрослого в ходе совместной продуктивной деятельности, основанной на демократических принципах, ориентированной на воспроизводство и совершенствование социально-культурных норм; педагогическая помощь и поддержка.

В процессе работы разрабатываю учебно-методические материалы и алгоритмы организации и проведения занятий с детьми:

- Программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками.

- Программа работы с обучающимися воспитанниками по здоровому образу жизни.

-Алгоритм проведения самоподготовки с учащимися младших классов.

-Алгоритм проведения самоподготовки с учащимися старших классов.

-Алгоритм проведения досугов.

-Алгоритм проведения родительского собрания.

-Алгоритм работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

- Алгоритм формулирования и выполнения коррекционно-развивающих задач.

В своей работе применяю элементы инновационных технологий:

1.Личностно - ориентированное воспитание.

2.Информационно - коммуникационные технологии:

* Создание презентаций с использованием программ Power Point.

* Выпуск бюллетеней к праздничным датам.

* Составление фотоколлажей.

3.Технологии дифференциации и индивидуализации.

4.Технология «Создание ситуации успеха»

5.Технология сотрудничества.

6.Применение арттерапии, фильмо- и библиотерапии в работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

7.Интерактивные технологии (проведение занятий с использованием технологий интерактивного обучения: работа в малых группах, незаконченное предложение, беседы с элементами дискуссии, ролевые игры, нетрадиционные формы занятий (занятия-шоу).

8. Гуманно-личностная технология воспитания Ш.А. Амонашвили.

9.Информационно-аналитическое обеспечение воспитательного процесса.

10. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании.

13.Технология КТД И.П. Иванова (коллективные творческие дела).

14.Технология совместного творческого воспитания. (С.Т. Шацкий).

Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности:

Постоянно занимаюсь повышением методического мастерства и технологической компетентности через:

- Курсы повышения квалификации. Прошла профессиональную переподготовку по программе «Коррекционная педагогика и дефектология».

- Изучение опыта лучших учителей России через журналы «Народное образование», «Инновационные технологии», «Воспитание школьников».

- Знакомство с опытом работы педагогов через СМИ.

Компетентность в организации воспитательной деятельности:

Направляю свою работу на развитие познавательной активности детей; способствую их участию в конкурсах различного уровня. Обучающие моего класса активно участвуют в международных, всероссийских, городских и школьных конкурсах, занимают призовые места. Анализ уровня успеваемости воспитанников, с которыми я работала и работаю, показывает хороший уровень обученности - 100% успеваемость. Стараюсь способствовать созданию условий для повышения качества знаний, для продвижения обучающихся воспитанников к более высокому уровню самостоятельности на самоподготовке, через занятия по интересам, игры и др.

19.02.2021 17:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!