СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего детства. Дети по своей природе активны. Задача взрослых- развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей опекой. Ребенок стремится к самостоятельности. «Я сам»,- говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его и т.д. Взрослые торопятся прийти ребенку на помощь, спешат сделать за него сами. Им кажется, что малыш не справится: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Но такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред- ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, а себе взрослые не облегчают работы. Полезнее будет матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. Дать ребенку возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым: Меньше обливается при умывании, может сам раздеться перед сном и т. д.

Прежде всего следует создать в семье необходимые условия, обеспечивающее воспитание самостоятельности у детей в самообслуживании:

в одевании: 1. Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка.

2. Постоянное место для хранения ночной рубашки ( пижамы).

3. Удобная для одевания одежда( легко застегивающиеся пуговицы,

Достаточно свободные резинки на юбках, шортах.

4. Удобная обувь.

в умывании: 1. Кран для умывания на уровне согнутой в локте руки ребенка.

2. Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика

(особое внимание привлекает детей яркая окраска, красивая этикетка,

оригинальная форма).

3. Удобное место для полотенца( детское полотенце не должно

Соприкасаться с полотенцами других членов семьи),

если в семье несколько детей, подбираются разные по цвету или

орнаменту полотенца.

при приеме пищи: 1. Стул в соответствии со столом.

2. Небольшого размера столовый прибор: тарелка,

чашка, вилка, ложка.

3. На доступном, для ребенка, расстоянии хлебница

с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей, необходимо еще и правильно руководить действиями детей: в умывании, одевании, в процессе еды: надеть правильно кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т. д., наглядно демонстрируя способ их выполнения.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении( действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем с одеванием), ребенку легче научиться сначала мыть руки, а затем лицо.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно( снимать одежду не только в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно вешать ее.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть чему они научились, а чему еще нужно научиться. В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, родители, в первую очередь, т. к. ребенок воспитывается прежде всего в семье, должны быть примером для подражания. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер. Труд должен приносить ребенку радость, не надо его упрекать в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечет нежелание трудиться в следующий раз. Сначала постарайтесь вызвать интерес.

Желаю удачи!

09.02.2016 15:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!