СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики в музейно-образовательной среде школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для воспитания не «подданного», а подлинно свободного гражданина требуется время и долгая кропотливая работа. Воспитательная система, как показывает практика, разрушается, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития учащихся. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию.

Можно выделить несколько факторов, которые расшатывают только что зародившиеся чувства патриотизма и гражданственности:

  • у школьников формируются антипатриотические идеалы;
  • в истории Отечества постоянно происходит пересмотр итогов событий;

в обществе наблюдается очень низкий уровень нравственности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие:

  • духовно – нравственное;
  • историко-краеведческое;
  • гражданско-патриотическое;
  • социально-патриотическое;
  • героико-патриотическое;спортивно-патриотическое.

Краеведение – это изучение природы, населения, хозяйства, истории родного края. Краеведческий материал очень близок детям, он наглядный и конкретный, что способствует психологическим особенностям школьника. Актуальность поставленной проблемы определяет формулировку темы исследования: «Воспитание гражданственности через содержание учебного материала на уроках математики в музейно-образовательной среде школы.»

Содержание патриотического воспитания реализуется на всех ступенях общеобразовательной школы. Нельзя занижать заслуги каждой ступени образования, но именно на первой ступени закладываются

основные моральные ценности, нормы поведения, начинает формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.

Многоплановость и многоаспектность содержания понятия «гражданственность» отражается в многообразии подходов и толкований сущности данного явления в философских, социально-политических и психолого-педагогических учениях. Что же такое гражданственность?

В «Толковом словаре» приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин, посадский» и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство». А «гражданственность» раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества».В характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда» прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом, что соотносилось со сложившейся в российской общине традицией решать все вопросы с позиции не столько правовых, сколько нравственных начал. Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность - это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества. Рассматривая проблему воспитания основ гражданственности у школьников, мы ограничились четырьмя элементами гражданственности: патриотизм, права, обязанности, экология. Основным пространством любого воспитательного процесса в школе является урок. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний. Учебное занятие должно иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже творчество учителя. Математика… Решение задач. На первый взгляд, с гражданственностью нет ничего общего, но только на первый! Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Для примера можно рассмотреть такую задачу: «Один гектар зеленых насаждений способен отфильтровать за год из воздуха 70 т пыли. Сколько тонн пыли отфильтруется за год на площади в 10 га? 100 га? n га? Узнайте:

а) площадь зелёных насаждений вашего города?

б) сколько тонн пыли они могут очистить из воздуха вокруг вас?»

Задачи экологического содержания позволяют формировать бережное отношение ко всему живому, личную ответственность за то, что происходит вокруг.

На своих уроках я использую такие задачи:

  1. Липа живет в лесу до 400 лет, а в городе в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить липа в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

1.На доске даны задания, каждый ученик должен выполнить по одному примеру, следующий участник команды, используя ответ предыдущего, решает свой пример,в конце вы должны получить ответ, который и будет площадью Башкирии.

42,5*10+25,5:17-2,799:0,01.

Итак, площадь нашей республики равна 146.6тыс.кв.м.(6мин.)

2.Кто скажет, сколько районов в нашей республике? Перечислите а сколько городов? Давайте проверим правильность ваших ответов. Сосчитайте сколько треугольников в данной фигуре. Значит городов у нас-21

(Благовещенск,Дюртюли,Бирск,Янаул,Туймазы,Межгорье,Октябрьский,Давлеканово,Нефтекамск,Агидель,Уфа,Стерлитамак,Ишимбай,Салават,Мелеуз,Кумертау,Сибай,Баймак,Белебей,Белорецк,Учалы)

3.Задача1. Посмотрим на Башкирию с высоты. Выше всех горы Ямантау и Иремель. Они расположены чуть севернее г. Белорецк. Давайте определим их высоту над уровнем моря.

Каждый ученик решает уравнение, а капитан должен ответы сложить и ответить на вопрос, (на карточках раздать примеры)первая команда вычисляет высоту Ямантау, вторая - Иремель.

Высота над уровнем моря Ямантау 1640, Иремель-1586

  • 2.«Решите уравнение. Узнайте, какое место занимает Сибайский карьер по глубине в мире- под а) под б)каков диаметр карьра:

а)20-х=16 б) х+7=13-4

Задача 4. Из карьера, в сентябре, вывезли медную руду и серу причем меди 3/ 7 и 1/4 –сера.Что больше вывезено из карьера медь или сера ?

Задача 5.В первый день карьерная лента погрузила 3/20 т. руды, а во второй –на 1/5 т. больше, чем в первый. Сколько тонн погрузила за эти два дня карьерная лента?

Задача 6.В комбинат привезли 11/20 т.меди и 17/50 т. Серы.К вечеру переработали 14/25 т. Привезенной продукции. Сколько тонн осталось переработать?

  1. Составление задач на военно-патриотическую тему помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма. Приведу примеры задач, которые можно использовать на уроках.

Тема «Площадь прямоугольника»

В период Великой Отечественной войны на вооружении советской армии были танки легкого образца, который весит 6888 кг. Ширина его гусениц 0,35 м, длина части гусениц, соприкасающихся с грунтом, 2,05 м (с каждой стороны). Какой вес приходится на 1 дм 2 рабочей площади гусениц?

Ответ: 48 кг/ дм 2 .

При работе над данными задачами не нужно требовать от ребят запоминания числового материала. Запоминание этих данных - это прерогатива других учебных дисциплин.

Опыт показывает, что ученики с интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, а еще с большим интересом эти задачи составляют. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину.

Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу

контрнаступления Красной Армии под Москвой.

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР Германия

1100000 1708000

7652 13500

774 1170

1000 615

Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Заключение

Составляя задачи с использованием краеведческого материала, дети очень много работают с дополнительной литературой: знакомятся с историей, с животным и растительным миром родного края. Подобная работа важна как расширения детского кругозора, так и для воспитания патриотических чувств. Главное, не останавливаться на достигнутом. Нужно систематически вести данную работу, используя разные области краеведения: история, природа, семья, культура и т.д.

Краеведческая работа способствует возрождению национального характера, духовности, воспитанию чувства малой Родины

Музейно–образовательный проект сохранения, актуализации и трансляции традиционной народной культуры народов Башкортостана, и России воспитания и образования детей, духовно обогащённых историческим, нравственным и эстетическим опытом поколений.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества.

Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке. Математика – это лишь малая доля в океане патриотизма.

Литература:

1.www.bestreferat.ru/referat-137389.

2. pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/muzeynaya_pedagogika_sbornik.doc

3. https://edu.tatar.ru/z_dol/gym10/page2305790.htm

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Воспитание

5. www.xapaktep.net/virtues/universal/citizenship/desc.php

Категория: Математика
20.02.2017 18:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!