СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание детей мультфильмами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношение родителей к мультфильмам для детей неоднозначно. Существует два распространённых мнения: «Ребёнку полезно смотреть только отечественные, советские преимущественно старые мультфильмы» или же «любые мультфильмы подойдут, если они нравятся малышу».

Но прежде всего, родители должны обращать внимание, какое влияние детские мультфильмы оказывают на психическое развитие малыша, какие воспитательные задачи лежат в их основе, сколько времени проводит ребёнок возле телевизора, какие эмоции испытывает при просмотре и т.п.

Сейчас в магазинах для детей появилось очень много разных «современных» мультфильмов. Обложка у них яркая, красочная и, конечно же, ребёнок проходя мимо, потянет ручку к увлекательному «новому» мультфильму. И это естественно, ведь не зря, обложка диска американских «современных» мультфильмов раскрашена самыми необычно-яркими красками. Такие мультфильмы очень быстро попадают детям на глаза и вызывают большой интерес.

Конечно, ребёнок «потребует» купить такой мультфильм и никакие Ваши отговорки: сейчас нет денег; это плохой мультик; купим в другой раз и т.п. не помогут. В глазах малыша – яркая, необычная, новая сказка, которая «влечёт» своей красочностью.

Но стоит задуматься, прежде чем покупать малышу новый мультфильм. Ведь в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Фон, на котором происходят события мультика, безнадёжно лежит во зле. И только крупицы добра в виде «ниндзя-черепашек» стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Но, как же «справиться» с ребёнком, который стоит перед увлекательным мультфильмом и желает все же, чтобы Вы его купили. В такой ситуации, нужно зразу переключить внимание ребёнка на другой мультфильм. Например, если ребёнок захотел посмотреть мультфильм «Гуфи» (Дисней), то можно вместе с ним сравнить его с «советским» мультфильмом «Бобик в гостях у Барбоса». На обложке диска мультика посмотреть на героя – Гуфи (особенно на его внешний вид: длинние уши, длинный нос, большие глаза, вытянутое тело, одним словом – срашноватый какой-то) и на героя Бобика или Барбоса (размер тела, окраска шерсти и поведение соответствуют настоящему псу, который в такой же позе спит, предпочитает такую же еду и т.д.) и при осмотре спросить: «Помнишь, как зовут пёсика твоей бабушки? На какого героя он больше похож? Как ты думаешь, «Биму» приятно будет, когда ты посмотришь мультик про его друзей Бобика и Барбоса? и т.п.» Малыш, обязательно увидит разницу между героями «диснея» и «советскими» и, конечно же, предпочтёт посмотреть мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса» с естественными героями.

Вкусы детей надо формировать в детстве. И на черепашках-ниндзя и человеке-пауке трудно вырастить всесторонне развитую личность. Поэтому показывать своим детям нужно старые добрые «советские» мультфильмы. Эти мультфильмы учили добру более старшее поколение, ведь в них присутствуют не только положительные моменты, но и часто – элемент воспитательности. Тут хорошо прослеживаются пословицы и поговорки, ведь очень часто, именно они лежат в основе «советского» мультфильма. Например:«Один за всех, все за одного», «Старый друг лучше новых двух», «Дружба - великая сила», «Побеждай зло добром», «Добро к добру тянется», «Любишь кататься, люби и саночки возит» и т.п.

Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребёнка, картина мира. В основе – она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.

Какую роль играют «советские» мультфильмы в развитии и воспитании детей?

1) Развитие речи.

Именно в дошкольный период речь развивается наиболее интенсивно. Ребёнку важно слышать правильную, красивую, родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. В переведенных мультиках передача всей гаммы чувств невозможна. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в развитии речи (так как речь большинства западных мультфильмов не обращена к ребёнку и не требует ответа). Герои советских мультиков говорят хорошим русским языком, они поют замечательные песни, которые легко запоминаются детьми.

2) Умственное развитие:

а) развитие мышления: Главное – показывать ребёнку только те мультики, в которых есть какая-либо поучительная ситуация. По окончании просмотра желательно обсудить с ребёнком мультик. Вместе разобрать ситуацию, поступки героев, почему они так или иначе поступили, т.е. проанализировать мультфильм, что даёт возможность потренировать мышление ребёнка, решая различные ситуации. Большинство «советских» мультиков содержат такие ситуации.

б) развитие внимания: Внимание ребёнка сконцентрировано на протяжении всего мультфильма. Они внимательно следят за поступками героев, за их внешним видом (какая на них одежда в разные времена года, в праздничные дни: Новый Год, День Рождение и т.п., внимательно вслушиваются в слова героев, что и как они говорят друг другу и т.п.) Главное учитывать то, что в процессе просмотра нужно удерживать интерес и внимание ребёнка, обсуждая с ним ход сюжета, главных героев, но при этом не утомлять малыша и подбирать вопросы правильно.

в) развитие воображения, фантазии: Просмотр мультфильмов обычно оставляет у ребёнка очень яркие впечатления. Когда малыш смотрит мультфильм, то всё, что он видит и слышит, а это слова героев, их поступки и отношение к другим, питает его бурное воображение. После просмотра мультфильма полезно будет немного пофантазировать с детьми, например: заняться рисованием, лепкой, аппликацией интересных моментов мультфильма, детям 5 – 6 лет можно предложить вместе обыграть мультфильм, немного изменив сюжет или попробовать сочинить небольшие рассказы или загадки о главных героях.

г) развитие памяти: Наши мультики не яркие, часто используются 3 – 4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона. Это позволяет развивать внимание и память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребёнок подключает эти функции. Также дети очень быстро запоминают отдельные фразы героев мультфильма и песни, которые они поют. На развитие памяти влияет также «логическая цепочка» мультика – с чего началось и чем закончилось. Ребёнок старается запомнить сюжет и после рассказать, что за чем происходило: кто пришёл первым, что же случилось дальше, почему же теремок развалился и т.п.

3) Нравственное воспитание.

Через мультики ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причём многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро и т.п.

4) Эстетическое воспитание.

Просмотр мультфильмов даёт возможность ребёнку увидеть красоту природы, герои мультика учат любить и беречь её, ведь она – это «организм в котором также протекает жизнь». Также показывается то, что нужно помогать природе: ухаживать за растениями, животными. Дети видят то, что если герои мультика хорошо относятся к природе, то и она не забывает о них: угощает вкусными овощами и фруктами, защищает от дождя и т.п.

Малышам-дошкольникам мультфильмы доставляют радость, вызывают у них смех или грусть, сочувствие. Старших дошкольников нужно учить тому, чтобы они рассказывали об их впечатлениях о просмотре, комментировали поступки героев. После просмотренного мультфильма следует обратить внимание детей на художественные средства, которые были использованы создателями: музыку, танцы, костюмы, декорации, картины родной природы.

5) Трудовое воспитание.

Некоторые мультфильмы учат ребёнка любить труд, помогать друзьям, родителям. Ведь тот, кто трудится, всегда живёт в достатке и уважении других людей: «Кто рано встает, тому Бог даёт». Трудится легче вместе, ведь результат труда всегда намного больше: «Один за всех, все за одного». Герои «советских» мультфильмов всегда содержат в чистоте свой дом, они работают на огороде, а тот, кто ленится – всегда высмеивается другими и, в конце концов, понимает, что труд – это полезное дело.

Разница между современными и советскими мультфильмами:

1. Очень красочные, яркие, действия происходят очень быстро («советские» мультики не яркие, часто используются 3 – 4 цвета, но при этом используются многочисленные полутона). 2. Простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках («советские» мультфильмы наполнены каждый своим смыслом). 3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму, мультфильм озвучен одинаковыми голосами переводчиков (в «советских» мультфильмах правильная, красивая, родная речь, слышны все интонации, чувства, передаваемые речью). 4. Много агрессии, зло, как правило, уничтожается физически (в «советских» мультфильмах со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить) 5. Однообразная музыка (в «советских» – различные детские песни с приятной, весёлой музыкой и хорошим текстом).

Автор: Багменко Ирина, магистрантка ЛНУ имени Тараса Шевченко, г. Луганск, Украина.

Категория: Прочее
29.01.2017 20:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!