СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в 4 классе

Тема: «Хлеб – всему голова»

Данная методическая разработка рекомендована для младшего школьного возраста. В ней воспитываются качества патриотизма, любви к малой родине, бережному отношению к хлебу, прививается любовь не только к своему труду, но и к труду другого человека. Полезна будет для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, заместителей директора по воспитательной работе, классных руководителей для проведения внеклассного мероприятия, классного или воспитательного часа.

Цели и задачи:

  1. Привитие учащимися бережного отношения к хлебу.
  2. Воспитание уважения к труду хлеборобов.
  3. Воспитание любви к своей малой родине.
  4. Развитие мышления, интеллекта, смекалки, быстроты реакции.

Оборудование и оформление:

  1. Плакаты: «Хлеб – всему голова!», «Хлеб береги, съедай меня до крошек, ведь я взращён трудом людей хороших!», «Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил».
  2. Презентация

Ход мероприятия

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не

обходится без хлеба. Не зря в народе говориться: «Есть хлеб – есть и песня…».

А наш донбасский край по праву называют житницей нашего края.

« Я представить край родной без хлеба

Не могу, как море без воды,

Без щемящей сини это небо,

Вечер без мерцающей звезды…»

Мы кормим хлебом не только нашу огромную страну, донбасское зерно известно во всем мире. А знаете ли вы, какой нелёгкий путь проходит маленькое зёрнышко, прежде чем попасть к нам на стол в пышном, румяном и вкусном каравае?

(Демонстрация зёрен пшеницы)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко. Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в гостеприимную землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (учитель демонстрирует презентацию)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит

зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы

послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1: Хлеб начинается с заснеженных полей,

Где сладко спят зелёные ростки,

Чтобы не скоро, через много дней

Взойти и превратиться в колоски!

Их будет ветер бить, сушить жара.

Дожди их заливают через край,

Но явиться желанная пора

И колос превратиться в урожай!

Чтец 2: Созревшее зерно грузовики

На элеватор дружно повезут,

А из сухой просеянной муки

Ковриги хлеба пекари спекут.

Чтец 3: И снова отберут отборное зерно,

Что будет ждать распаханной земли,

И скажем мы: «Озимые взошли!»

Вот так родиться хлеб

И белый и ржаной.

И в именины – радость пирога.

Поэтому от хлеба нам с тобой

Крупица каждая должна быть дорога!

Учитель: Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.

«Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

«Это не хлеб, а трава», - поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

«Какой хлеб колосится!» - порадовался сын.

«Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

«Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын.

«Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все, что стояло на корню…

И сказал, понурившись, отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах».

Чтец 1: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного, трудового хлеба?.

Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб.

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

Конкурс «Калейдоскоп профессий»

Дети делятся на две команды «Колосок» и «Зёрнышко».

Нужно назвать как можно больше профессий связанных с выращиванием и переработкой зерна (селекционер, агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь)

Учитель: Ребята, а вы знаете, как появился хлеб?

Давайте заглянем в историческую летопись.

Летописец: Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре – это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.

Летописец: Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом. А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.

Учитель: У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай»

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

  • У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
  • Без хлеба сыт не будешь.
  • У кого хлебушек, у того и счастье.
  • Плох обед, коль хлеба нет.
  • Хлебушек - от земли, силушка - от хлеба.
  • Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.
  • Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

1 ученик: Стоит пшеница на Донбассе

Среди натруженных полей,

И тает в хлебном океане

Зеленый парус тополей.

Шумят хлеба…

В страде горячей

Они земле поклоны бьют

За теплоту души казачьей,

За доблесть, мужество и труд!…

2 ученик: В степи, под этим южным небом,

Мне хлеборобы как родня.

Они страну кормят хлебом,

А это значит и меня.

3 ученик: Колосочек − колосок хлеба золотистый!

За тобою хлебороб проделал путь не близкий.

У того, кто хлеб растит

Знаем, труд особый:

Ни денёчка не сидит.

Слава хлеборобам.

Учитель: Наступила осень − время подведения итогов труда работников сельского хозяйства. Но всегда на первом месте называют хлеборобов. Богатый урожай пшеницы, ячменя, кукурузы собран. Чтобы испечь одну булку нужно 12000 зёрнышек пшеницы. А сколько труда вложено в каждое зёрнышко хлеба! И, конечно же, первые помощники хлеборобов в их нелёгком деле – сельскохозяйственные машины. Знаете ли вы, какая техника используется во время выращивания и уборки хлеба.

Конкурс капитанов «Знаток техники»

Необходимо назвать как можно больше сельскохозяйственных машин, используемых при выращивании и уборке пшеницы. Капитаны называют технику по очереди. Начинает проигрывающая команда.

(трактор, сеялка, самолёт, комбайн, грузовик)

Учитель: Хлеб под столом,

Брошенный прямо в пыль

Кто ж это совесть свою

Выбросил как утиль?

Если б увидел его, никогда б

Не подал ему руки,

Будто не знал он

Сколько труда вложено в эти куски! ”

Ученик 1: Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

День и ночь шумят комбайны,

Хлеб идёт со всех сторон.

Ученик 2: Хлеб наш славный, хлеб кубанский,

Лучший хлеб на всей земле

Взором радостным объемлет

Даль бескрайнюю полей.

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней!

Учитель: Часто бывает, что выбрасывают недоеденные куски хлеба.

Такая малость – подумаешь! А может и в самом деле подумаем? Подсчитано, если каждый школьник выбрасывает в столовой кусочек хлеба весом в 20 грамм, то за год теряется в среднем 25 центнеров зерна, что примерно равно урожаю с гектара хлеба. Всем надо воспитывать в себе уважение к хлебу. В старину говорили: ”Хлеб наш батюшка”. Было страшным грехом выбросить хлеб.

Сценка «Святой хлеб»

(входит бабушка, на тарелке несёт нарезанный хлеб, подбегает внучка, берёт кусочек, откусывает)

Внучка: - Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка:- Так нельзя про хлеб говорить! Его уважать надо. А если не вкусный, говорят: «Плохо выпечен».

Внучка: А Сашка тоже хлеб не уважает. Не доел на улице и бросил на землю.

Бабушка: Ай, как нехорошо! Ты так никогда не делай и другим не позволяй. Не доешь кусочек – в хлебницу положи. Увидишь, кто бросит из ребят, вели поднять. Ведь без хлеба голод, смерть. Сколько людей умерло без хлеба.

Хлеб – святой!

Ученик: давайте вспомним стихотворение С. Михалкова “Булка”

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ее гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я - пекарь! человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы золотой.

Внучка: Говорила бабушка, мама говорила:

Хлеб наше богатство, в хлебе наша сила!

Но мальчишки в школе с этим не считаются

И в столовой корками хлебными бросаются.

А я хлеба корку никогда не брошу,

Потому что хлеб наш вкусный и хороший.

Потому что много стоило труда,

Чтобы хлеб наш вкусный был у нас всегда!

Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
  • Нельзя играть с хлебом.
  • Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

Учитель: Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш завершающий конкурс «Отгадай-ка!»

(команды загадывают друг другу загадки каждый правильный ответ - очко, если команда не угадала – очко идёт соперникам)

1.Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят. (Колос)

2. Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет. (Комбайн)

3. Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай? (Плуг)

4. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Семь плугов тащит. (Трактор)

5.Был он зернышком давно -

Смотрит солнышком в окно. (Каравай)

6.Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю,

И всем добром плачу. (Земля)

Учитель: Мы немало рассказали,

Много нового узнали.

Знаем главные слова:

«Хлеб всей жизни голова!»

Ну что ж, пора подвести итоги нашего сегодняшнего состязания.

(подсчитываются баллы, заработанные в конкурсах)

Каравай земли и неба на твоём столе –

Ничего сильнее хлеба нет на земле.

В каждом маленьком кусочке – хлебные поля,

А на каждом колосочке держится земля.

И растёт под небом светлым, строен и высок,

Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

15.01.2016 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!