СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие посвяшеннон С.Есенину

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Входят ведущие с зажжёнными свечами,с их появлением начинает звучать песня на стихи С.Есенина «Забава» в исполнении А.Малинина (1-2 куплеты).Ведущие зажигают свечи на столике у портрета поэта.

Учитель. «Я снова здесь…»- так называется наш праздник, посвящённый 118-летию Сергея Александровича Есенина.

Сегодня мы имеем возможность перенестись назад, в прошлое, и увидеть некоторые моменты из жизни поэта. Его поэзия- это целый мир, который переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном- о природе, о любви, о России, которую поэт любил всем сердцем. И сегодня в этом зале будут звучать слова, проникнутые обжигающими чувствами сердечной правды, и песни на стихи Есенина.

В этом имени-слово «осень».

Осень. Ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень березы

И синь- рассвет.

Что-то есть в нем от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут:

Сергей Есенин-

Всей России встают черты.

И весенних осин сережки,

И рязанского неба ширь,

И проселочные дорожки,

И приокские камыши.

На сцене появляется ученик, исполняющий роль С.Есенина

Жизнь входит в берега.

Села давнишний житель,

Я вспоминаю то,

Что видел я в краю.

Стихи мои,

Спокойно расскажите

Про жизнь мою.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя.

Божница старая,

Лампады кроткий свет.

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

На экране видеоряд о местах, где родился С.Есенин

Ведущий 1. Рязанская земля… Места эти исконно-русские, изначальные. Село Константиново. Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один их них сделал родное рязанское сего известным во всем мире- Сергей Есенин. И в радости, и в печали, куда бы поэта не забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу.

Ведущий 2. В Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. За церковью, на высокой крутой горе- старое кладбище предков… Здесь, у маленькой каменной часовни на старинной плите, любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на приокские дали.

На сцену с томиком С.Есенина в руках поднимаются ученики, усаживаются на диван и читают стихи о родном крае.

Звучит песня « Сыпь,тальянка,звонко»

Ведущий 1. Воспевая Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию Родной природы. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к её природе. Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к её истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к её природе.

Ведущий 2. Природа в стихах Есенина чувствует себя по-человечески, она не просто живая,она, как и человек, рождается,растет и умирает, плачет и поёт, грустит и радуется.

Первым произведением С.Есенина было стихотворение «Берёза».Оно было напечатано в детском ежемесячном иллюстрированном журнале «Мирок».Образ русской берёзе проходит через всё творчество поэта, для Есенина берёза- это олицетворение чистоты, свежести, любви. Поэтический образ берёзы, картины зимы, любовь к родному селу- всё это воплотилось в удивительно светлом стихотворении.(звучит инструментальная версия « Во поле берёза стояла»)

Ведущий 1. В конце жизни для Есенина объединились в одно целое и берёза, и вся русская природа, и возлюбленная женщина, и сама Родина.Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зелёная причёска…»

Ведущий 2. Его Есенин посвятил молодой и красивой владелице поместья в селе Константиново Лидии Ивановне Кашиной, с которой его связывала хорошая дружба. Здесь берёза сравнивается с нежной, мечтательной. Юной, застенчивой девушкой.(звучит вальс «Берёзка»)

Девичий хоровод «Мне берёзка дарила серёжки»

Ведущий 1. Тема Родины стала основной темой творчества Есенина.

С самого детства и на протяжении всей жизни в его творчестве присутствовал образ России: пейзажи, обычаи, отдельные эпизоды истории и современной жизни. Сам Есенин говорил: « Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине».

Ведущий 2. Есенинская Русь- страна бревенчатых крестьянских изб. Голубых озёр, бескрайних полей, неба с журавлями, которых « относит ветер вдаль»; страна белых берёз, душистых черёмух, опавшего клена. Любовь к Родине- это любовь ко всему,что дышит, движется, растёт- живет на родной земле.

Звучит песня Г.Пономаренко на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая.»

Ведущий 1. Есенинские стихи о животных особенные. «Для зверей я приятель хороший»,-полушутя,полусерьёзно обронил он в одном их стихотворений.

Ведущий 2. Максим Горький вспоминал: «После этих стихов невольно подумалось, что Есенин не столько человек,сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком».

Звучит стихотворение «Песнь о собаке»

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»(1 куплет)

Ведущий 1. Жил С.Есенин у бабушки Натальи Евтеевны, которая заботилась о нём по-матерински. В долгие зимние вечера рассказывала она ему сказки, читала духовные стихотворения, унося воображения мальчика в мир старинных преданий и легенд.

Ведущий 2. Благотворное влияние на будущего поэта оказала и мать С.Есенина, Татьяна Фёдоровна, вынужденная жить вдали от сына. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала и редким мастерством исполнения русских народных песен. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу.

Двое учащихся обыгрывают «Письмо матери».Чтение на фоне музыки.

Ведущий 1. Есенин знал многих женщин, со многими расставался. Но сам говорил, что любит по-настоящему только двух женщин- Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.

Айседору Дункан-прославленная американская танцовщица, приехала летом 1921 года в Москву по приглашению Советского правительства, где намеревалась не только давать концерты,но и основать танцевальную школу.

Ведущий 2. Из воспоминаний писателя Николая Никитина :»Это была великая артистка…и, очевидно, это было большой человек…Приехать совершенно бескорыстно в Советскую Россию, едва оправившуюся от исторических пожаров, нужды и голода…отдать ей свой талант…Поверить в эту Россию мог человек лишь незаурядный…»

Своими воспоминаниями делится известный театральный художник Георгий Якулов.

Якулов. Из старого мира она шла в новый, не зная, что в обетованной земле найдёт и большую, последнюю в жизни любовь.

Спустя три месяца после

Приезда Дункан в Москву я устроил вечеринку и пригласил на этот вечер Дункан, чтобы ввести её в круг московских художников и поэтов. Она приехала в первом часу ночи.

(возгласы: Дункан…Дункан…Якулов встречает)

Якулов. Прошу к столу!

Дункан. Нет, нет, благодарю, слишком поздно.

(Якулов провожает к дивану. Айседора располагается на нём. Вбегает Есенин)

Есенин. Где Дункан?

Якулов.(представляет): Есенин!

Дункан.(улыбается ему): Есенин!

(Есенин у её ног. Дункан окунает руки в его кудри).

Дункан: За-ла-тая голова!(целует его).Ангел! Чёрт!

Якулов. Трудно было поверить, что это первая их встреча; казалось, они знают друг друга давным-давно. Они« проговорили» в тот вечер на разных языках.

(Якулов уходит вместе с гостями)

Дункан.Он читал мне свои стихи,-я ничего не поняла. Но слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений! (Звучит музыка)

Есенин. На следующий день мы были у Дункан. Она танцевала.

(Дункан танцует, а чтец подходит вперёд и под музыку начинает читать стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть»)

Танец Дункан под песню «Корабли идут в Константинополь»

Звучит песня «Клён ты мой, опавший»

Ведущий 1. Особо1 любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С.Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире,- это всё-таки Москва,- писал поэт.- Пусть мы нищие, пусть у нас холод и голод…Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!»

Ведущий 2. С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в обновлённую страну. Возвращение на Родину, в страну бер1зового ситца, было для поэта огромной радостью.

Звучит стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»

Ведущий 1. У Сергея Есенина была короткая жизнь. Но песня его была прекрасна, душевна и мила. Он любил эту землю сыновней любовью.

Ведущий 2. Этот поэт всегда будет почитаем и любим народом, т.к. его стихи мелодичны и нежны.

Звучит песня «Утраченная юность»

Звучит стихотворение « Милые берёзовые чащи!»

Ведущий 1. Сергей Есенин! Это имя-

В степях разбуженной России,

В берёзах розовых и синих,

В зелёных с проседью осинах,

В хлебах из золота осенних.

В твоих стихах,Сергей Есенин!

Ведущий 2. Грустный, словно музыка из сада,

Нежный, словно лепет листопада.

Вечный, словно солнечный восход.

Кто же он, как ни сама природа,

Юноша, пришедший из народа

И ушедший с песнею в народ!

На сцене все участники праздника.

1.В этот день, листопадный, осенний,

Когда мир увяданьем томим,

Обращаюсь к тебе, Есенин,

Снова я со стихом своим.

2.Ты с копною волос золотистых

Так и видишься мне сейчас

С блеском глаз, окончательно чистых,

Голубых, удивительных глаз.

3.Я поэтов других не знаю,

Кто б так в душу умел проникать

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

4.Смог лишь силой воображенья

Ты о дальней пропеть стороне

Про Шираз и шафранное цветенье,

И про милую Шаганэ.

5.И пускай тебя снова ругают

За кабацкую лирику, пусть

Ну да что они, впрочем, знают

И про муки твои, и про грусть.

6.Но любовь к тебе не убита

Стих твой песней в народе разлит.

Много громких поэтов забыто.

Ты, Есенин, не будешь забыт.

Звучит последний куплет песни «Забава». Ведущие гасят свечи.

Учитель. Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви е поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самосостояние человека, величие его души. Вот почему, покидая, С.Есенин не покинул нас…Он с нами…Он снова здесь…

Литература:

1.Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.М.,1990

2.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989

3.Солцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997 («Перечитывая классику»)

4.Юрий Прокушев. Сергей Есенин. М., 2000

5.С.А.есенин в воспоминаниях современников в 2 томах (М., Худож. лит.,

1996)

6.Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. Москва. «Вако», 2003.

7.Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград: Учитель.2005

8.Кошечкин С.П. «Жизнь Есенина». Рассказывают современники. Москва, издательство «Правда» 1988

Интернет-ресурсы

1.htt://images.yandex.ru

2.htt://kilat.ru/

3.sl.btv.ru>Audio/Duhovnvepesni/MalininAleksandr/.

4.bisound.com

.Я ДУМАЮ:

КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ

И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК…

С. ЕСЕНИН

Цели и задачи:

  • Познакомить с творчеством С.Есенина, заинтересовать личностью поэта.
  • Увлечь песенно-поэтическим творчеством поэта, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к Родине и природе.
  • Развивать творческую активность, положительную мотивацию к чтению, актерские качества у учащихся.
  • Формировать умение творчески применять знания, развивать мышления, речь и навык выразительного чтения.
  • Воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Место проведения: актовый зал МОШ № 15

Оборудование: портрет С.Есенина, свечи в подсвечниках, иллюстрации русских пейзажей, вазы с осенними цветами, аудиозаписи песен и романсов на стихи С.Есенина, презентацию о С.Есенине, технические средства.

Категория: Литература
14.02.2019 17:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!