СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Входят ведущие с зажжёнными свечами,с их появлением начинает звучать песня на стихи С.Есенина «Забава» в исполнении А.Малинина (1-2 куплеты).Ведущие зажигают свечи на столике у портрета поэта.
Учитель. «Я снова здесь…»- так называется наш праздник, посвящённый 118-летию Сергея Александровича Есенина.
Сегодня мы имеем возможность перенестись назад, в прошлое, и увидеть некоторые моменты из жизни поэта. Его поэзия- это целый мир, который переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном- о природе, о любви, о России, которую поэт любил всем сердцем. И сегодня в этом зале будут звучать слова, проникнутые обжигающими чувствами сердечной правды, и песни на стихи Есенина.
В этом имени-слово «осень».
Осень. Ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь- рассвет.
Что-то есть в нем от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин-
Всей России встают черты.
И весенних осин сережки,
И рязанского неба ширь,
И проселочные дорожки,
И приокские камыши.
На сцене появляется ученик, исполняющий роль С.Есенина
Жизнь входит в берега.
Села давнишний житель,
Я вспоминаю то,
Что видел я в краю.
Стихи мои,
Спокойно расскажите
Про жизнь мою.
Изба крестьянская.
Хомутный запах дегтя.
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.
Тогда впервые
С рифмой я схлестнулся.
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
На экране видеоряд о местах, где родился С.Есенин
Ведущий 1. Рязанская земля… Места эти исконно-русские, изначальные. Село Константиново. Многим достойным людям оно было колыбелью, но только один их них сделал родное рязанское сего известным во всем мире- Сергей Есенин. И в радости, и в печали, куда бы поэта не забрасывала судьба, его сердце неизменно тянулось к отчему порогу.
Ведущий 2. В Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. За церковью, на высокой крутой горе- старое кладбище предков… Здесь, у маленькой каменной часовни на старинной плите, любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на приокские дали.
На сцену с томиком С.Есенина в руках поднимаются ученики, усаживаются на диван и читают стихи о родном крае.
Звучит песня « Сыпь,тальянка,звонко»
Ведущий 1. Воспевая Родину, Есенин постоянно возвращается к описанию Родной природы. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к её природе. Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к её истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к её природе.
Ведущий 2. Природа в стихах Есенина чувствует себя по-человечески, она не просто живая,она, как и человек, рождается,растет и умирает, плачет и поёт, грустит и радуется.
Первым произведением С.Есенина было стихотворение «Берёза».Оно было напечатано в детском ежемесячном иллюстрированном журнале «Мирок».Образ русской берёзе проходит через всё творчество поэта, для Есенина берёза- это олицетворение чистоты, свежести, любви. Поэтический образ берёзы, картины зимы, любовь к родному селу- всё это воплотилось в удивительно светлом стихотворении.(звучит инструментальная версия « Во поле берёза стояла»)
Ведущий 1. В конце жизни для Есенина объединились в одно целое и берёза, и вся русская природа, и возлюбленная женщина, и сама Родина.Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зелёная причёска…»
Ведущий 2. Его Есенин посвятил молодой и красивой владелице поместья в селе Константиново Лидии Ивановне Кашиной, с которой его связывала хорошая дружба. Здесь берёза сравнивается с нежной, мечтательной. Юной, застенчивой девушкой.(звучит вальс «Берёзка»)
Девичий хоровод «Мне берёзка дарила серёжки»
Ведущий 1. Тема Родины стала основной темой творчества Есенина.
С самого детства и на протяжении всей жизни в его творчестве присутствовал образ России: пейзажи, обычаи, отдельные эпизоды истории и современной жизни. Сам Есенин говорил: « Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине».
Ведущий 2. Есенинская Русь- страна бревенчатых крестьянских изб. Голубых озёр, бескрайних полей, неба с журавлями, которых « относит ветер вдаль»; страна белых берёз, душистых черёмух, опавшего клена. Любовь к Родине- это любовь ко всему,что дышит, движется, растёт- живет на родной земле.
Звучит песня Г.Пономаренко на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая.»
Ведущий 1. Есенинские стихи о животных особенные. «Для зверей я приятель хороший»,-полушутя,полусерьёзно обронил он в одном их стихотворений.
Ведущий 2. Максим Горький вспоминал: «После этих стихов невольно подумалось, что Есенин не столько человек,сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком».
Звучит стихотворение «Песнь о собаке»
Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»(1 куплет)
Ведущий 1. Жил С.Есенин у бабушки Натальи Евтеевны, которая заботилась о нём по-матерински. В долгие зимние вечера рассказывала она ему сказки, читала духовные стихотворения, унося воображения мальчика в мир старинных преданий и легенд.
Ведущий 2. Благотворное влияние на будущего поэта оказала и мать С.Есенина, Татьяна Фёдоровна, вынужденная жить вдали от сына. Наделённая от природы недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром, она обладала и редким мастерством исполнения русских народных песен. Любовь к своей матери С.Есенин сохранил и пронёс через всю свою жизнь. В трудные минуты он обращался к ней как к самому верному и преданному другу.
Двое учащихся обыгрывают «Письмо матери».Чтение на фоне музыки.
Ведущий 1. Есенин знал многих женщин, со многими расставался. Но сам говорил, что любит по-настоящему только двух женщин- Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.
Айседору Дункан-прославленная американская танцовщица, приехала летом 1921 года в Москву по приглашению Советского правительства, где намеревалась не только давать концерты,но и основать танцевальную школу.
Ведущий 2. Из воспоминаний писателя Николая Никитина :»Это была великая артистка…и, очевидно, это было большой человек…Приехать совершенно бескорыстно в Советскую Россию, едва оправившуюся от исторических пожаров, нужды и голода…отдать ей свой талант…Поверить в эту Россию мог человек лишь незаурядный…»
Своими воспоминаниями делится известный театральный художник Георгий Якулов.
Якулов. Из старого мира она шла в новый, не зная, что в обетованной земле найдёт и большую, последнюю в жизни любовь.
Спустя три месяца после
Приезда Дункан в Москву я устроил вечеринку и пригласил на этот вечер Дункан, чтобы ввести её в круг московских художников и поэтов. Она приехала в первом часу ночи.
(возгласы: Дункан…Дункан…Якулов встречает)
Якулов. Прошу к столу!
Дункан. Нет, нет, благодарю, слишком поздно.
(Якулов провожает к дивану. Айседора располагается на нём. Вбегает Есенин)
Есенин. Где Дункан?
Якулов.(представляет): Есенин!
Дункан.(улыбается ему): Есенин!
(Есенин у её ног. Дункан окунает руки в его кудри).
Дункан: За-ла-тая голова!(целует его).Ангел! Чёрт!
Якулов. Трудно было поверить, что это первая их встреча; казалось, они знают друг друга давным-давно. Они« проговорили» в тот вечер на разных языках.
(Якулов уходит вместе с гостями)
Дункан.Он читал мне свои стихи,-я ничего не поняла. Но слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений! (Звучит музыка)
Есенин. На следующий день мы были у Дункан. Она танцевала.
(Дункан танцует, а чтец подходит вперёд и под музыку начинает читать стихотворение «Мне грустно на тебя смотреть»)
Танец Дункан под песню «Корабли идут в Константинополь»
Звучит песня «Клён ты мой, опавший»
Ведущий 1. Особо1 любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С.Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире,- это всё-таки Москва,- писал поэт.- Пусть мы нищие, пусть у нас холод и голод…Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!»
Ведущий 2. С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в обновлённую страну. Возвращение на Родину, в страну бер1зового ситца, было для поэта огромной радостью.
Звучит стихотворение «Несказанное, синее, нежное…»
Ведущий 1. У Сергея Есенина была короткая жизнь. Но песня его была прекрасна, душевна и мила. Он любил эту землю сыновней любовью.
Ведущий 2. Этот поэт всегда будет почитаем и любим народом, т.к. его стихи мелодичны и нежны.
Звучит песня «Утраченная юность»
Звучит стихотворение « Милые берёзовые чащи!»
Ведущий 1. Сергей Есенин! Это имя-
В степях разбуженной России,
В берёзах розовых и синих,
В зелёных с проседью осинах,
В хлебах из золота осенних.
В твоих стихах,Сергей Есенин!
Ведущий 2. Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно лепет листопада.
Вечный, словно солнечный восход.
Кто же он, как ни сама природа,
Юноша, пришедший из народа
И ушедший с песнею в народ!
На сцене все участники праздника.
1.В этот день, листопадный, осенний,
Когда мир увяданьем томим,
Обращаюсь к тебе, Есенин,
Снова я со стихом своим.
2.Ты с копною волос золотистых
Так и видишься мне сейчас
С блеском глаз, окончательно чистых,
Голубых, удивительных глаз.
3.Я поэтов других не знаю,
Кто б так в душу умел проникать
И о милом и нежном крае
Мог такими словами сказать.
4.Смог лишь силой воображенья
Ты о дальней пропеть стороне
Про Шираз и шафранное цветенье,
И про милую Шаганэ.
5.И пускай тебя снова ругают
За кабацкую лирику, пусть
Ну да что они, впрочем, знают
И про муки твои, и про грусть.
6.Но любовь к тебе не убита
Стих твой песней в народе разлит.
Много громких поэтов забыто.
Ты, Есенин, не будешь забыт.
Звучит последний куплет песни «Забава». Ведущие гасят свечи.
Учитель. Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А.Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви е поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самосостояние человека, величие его души. Вот почему, покидая, С.Есенин не покинул нас…Он с нами…Он снова здесь…
Литература:
1.Вельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.М.,1990
2.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989
3.Солцева Н.М. Сергей Есенин. М., 1997 («Перечитывая классику»)
4.Юрий Прокушев. Сергей Есенин. М., 2000
5.С.А.есенин в воспоминаниях современников в 2 томах (М., Худож. лит.,
1996)
6.Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. Москва. «Вако», 2003.
7.Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград: Учитель.2005
8.Кошечкин С.П. «Жизнь Есенина». Рассказывают современники. Москва, издательство «Правда» 1988
Интернет-ресурсы
1.htt://images.yandex.ru
2.htt://kilat.ru/
3.sl.btv.ru>Audio/Duhovnvepesni/MalininAleksandr/.
4.bisound.com
.Я ДУМАЮ:
КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ
И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК…
С. ЕСЕНИН
Цели и задачи:
Место проведения: актовый зал МОШ № 15
Оборудование: портрет С.Есенина, свечи в подсвечниках, иллюстрации русских пейзажей, вазы с осенними цветами, аудиозаписи песен и романсов на стихи С.Есенина, презентацию о С.Есенине, технические средства.
© 2019, Алтухова Галина Васильевна 596