СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Василий Андреевич Новокшонов- хранитель истории Тегульдетского района"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Я живу в далёком селе Тегульдет, который находится в 300 километрах от города Томска. Я люблю своё село и своих односельчан, горжусь своими земляками, воевавшими на полях сражений в годы ВОВ и ковавшими победу в тылу, а потом упорно восстанавливающими экономику страны в послевоенный период. Я могла бы назвать сотни имён людей, которыми может гордиться страна. Сегодя вашему вниманию я хочу представить работу моей ученицы о Заслуженном работнике культуры нашей страны, Почётном гражданине села Тегульдет, создателе нашего краеведческого музея- Василии Андреевиче Новокшонове.

МКОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа»

Исследование на тему:

"Василий Андреевич Новокшонов-

хранитель истории Тегульдетского района"

Выполнила: Мовчан Валерия

ученица 9 "а" класса

Руководитель: Иванова Лидия

Николаевна, учитель истории

Тегульдет-2017 г

Содержание

Введение

Глава1.Жизненный путь Новокшонова В.А.

Глава 2. Создание краеведческий музей в селе Тегульдет

Глава 3.Тегульдетский краеведческий музей- главное "детище" В.А.Новокшонова.

Глава 4. В.А.Новокшонов- писатель, поэт.

Заключение

Введение.

Край чулымский! Здесь начало И любви моей исток. Где волна несла, качала В детстве утлый обласок. …………………………. Край чулымский! Детство, юность Опаленные войной- Все любовью обернулось К стороне моей родной.

(В. А. Новокшонов)

Описание проблемы.

История - это сложный и многогранный процесс, имеющий внутреннюю логику и развивающийся на основе своих законов. Но вместе с тем история - продукт деятельности людей, каждый из которых преследует свои цели и интересы. Таким образом, история представляет собой единство объективного и субъективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, а с другой - она есть их история. Вот почему выяснение вопроса о том, кто все-таки делает историю, всегда находился в центре внимания философии истории. И многие философы немало страниц посвятили этому вопросу. Многие утверждают, что решающая роль в истории принадлежит герою. Другие утверждают, что историю творят личности, и они могут ее по своему усмотрению повернуть в любую сторону и что прогресс человечества лежит исключительно на критически мыслящих личностях: без них он, безусловно, невозможен. Раз личности являются главными двигателями человечества, то они и создают новые модели общества и реализуют их в своей практической деятельности. На них возлагалась вся надежда по решению сложных социальных и экономических задач. Традиционно под выдающимися личностями подразумевают либо политических и государственных деятелей (царей, монархов, императоров, вождей), либо полководцев и т.д. На мой взгляд, это односторонний подход к выяснению понятия выдающейся личности в истории. Конечно, эти люди в силу своего социального положения, оказывали и оказывают наибольшее влияние на ход истории, на политику государства и поэтому, естественно, они попадают под понятие выдающейся личности. Но такими личностями могут быть и ученые, сыгравшие исключительную роль в науке (Ньютон, Эйнштейн, Гегель, Ломоносов, Маркс и многие другие), деятели литературы и искусства. Моё мнение, что выдающимися личностями можно назвать тех людей, которые внесли большой вклад в развитие своей страны, региона, города и села. Они, конечно меньше известны, нежели полководцы и президенты, но мы должны знать и помнить этих людей! Я живу в Тегульдетском районе Томской области. Мне бы хотелось остановиться на такой личности, как Новокшонов Василий Андреевич. Изучив имеющуюся литературу, я поняла, что о жизни человека, который всю жизнь собирал материал об истории нашего района и региона, написал столько очерков и книг нет ни одного научного исследования. Цель данного исследования: изучить биографию В.А.Новокшонова, выяснить, какую же роль сыграл Василий Андреевич в истории нашего района.

Задачи исследования : Поиск информации о выдающейся личности. Фиксация информации. Обобщение полученных данных. Научный отчет. Защита научного проекта

Методы исследования:Эмпирический (обобщение и систематизация, нахождение новых фактов). Теоретический (анализ, синтез, логический вывод, формулировка общих закономерностей, индуктивный метод - умозаключение от фактов к общим утверждениям).

Глава 1. Жизненный путь Новокшонова В.А.

"Нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. Человек без Родины- нищий человек",-эти слова писателя Якуба Коласа определяли жизненную Новокшонова Василия Андреевича. В.А.Новокшонов.- корреспондент, писатель, поэт, краевед, занимавшийся в течении всей своей жизни просветительской деятельностью, пропагандой краеведения родился 20 декабря 1927 года в деревне Отрепино (в 30-е годы переименовано в Луговое) в Тутало-Чулымском крае,(так назывался Тегульдетский район). Василию было всего 14 лет, когда началась Великая отечественная война. На фронт его, конечно же, не взяли. Сложно представить себе, что испытывает 14-летний подросток, узнав о начале войны. Предполагает ли он, что ждет его дальше, какие испытания ему предстоит преодолевать? С пятого по восьмой класс он учился в школе Тегульдета. Из девятого класса был вынужден уйти в марте 1943 года, из-за тяжелого материального положения семьи: отец был на фронте, мать работала одна, а было еще три младших сестры. Бросив учебу, стал работать в колхозе «Красный Север» на сенокосе, на прополке хлебов и уборке урожая, боронил поля на коровах, пастухом, помощником пасечника. В 1944 стал секретарем-поводырем у слепого председателя райкома профсоюза леса и сплава Чухнина Алексея Михайловича. Об этом периоде жизни, в 2004 году, им написана повесть «Поводырь», которая посвящена 60-летию Победы. В предисловии к этой книге он написал: "1944-1945 годы Великой Отечественной Войны м годы послевоенные – годы моего детства и юности. Они были очень тяжелыми, наполненными тяжким трудом, нравственными и физическими страданиями. Но с каждым, уходящим в прошлое годом сглаживается острота восприятия того времени… Мне же хочется воспроизвести те годы как можно полнее, достовернее, что бы дать объективную картину жизни в то, теперь уже далекое время…» Василий пережил все ужасы той войны: голод, холод, нищету. У него не было возможности учиться во время войны, но после ее окончания он продолжил учебу. Его жизненный путь был долог и многообразен:

Родился в Тутало-Чулымском крае (так назывался до 1936 года Тегульдетский район) 20 декабря 1927 года в деревне Отрепино, куда переехал в 1921 году дед Новокшонов Иван Ермилович с семьей из хутора Еланный. (Новокшоновы появились в Сибири по плановому переселению в 1913 году из починка Петруничи Комаровской волости Яранскогго уезда Вятской губернии и поселились на хуторе Еланном по Сусловскому тракту.) В тридцатые годы д. Отрепино переименовали в д. Луговое. Отец Андрей Иванович Новокшонов (1906 г.р.), мать Чистякова Мария Митрофановна (родилась в 1907г. в п. Куренцы Кокшагской волости Яранского уезда Вятской губернии) поженились в 1926 году, а в 1931 году переселились на левую сторону Чулыма в деревню Тутальская Горка, что была в семи километрах от Тегульдета на трассе дороги Тегульдет – Томск. Здесь Василий Андреевич закончил 4 класса, 6-8 классы заканчивал в Тегульдете. Шла война. Отец на фронте. На плечах Марии Митрофановны, кроме сына Василия, еще три младшие дочери – Лида, Полина, и Зина. В марте 1943 года из-за тяжелого материального положения Василий был вынужден бросить учебу в 9 классе и пойти работать. В колхозе «Красный Север» боронил поля на коровах, пас колхозное и деревенское стадо, работал на сенокосе, на уборке урожая, помощником пасечника. Был секретарем-поводырем у слепого председателя райкома профсоюза леса и сплава Чухнина Алексея Михайловича. В 1944 г. вступил в комсомол.

В 1950 году закончил Томский лесотехнический техникум, в 1965 – Новосибирскую Высшую партийную школу. В техникуме начал писать стихи, был солистом художественной самодеятельности. После окончания лесотехнического техникума как лучшие студенты Василий Новокшонов с товарищем Николаем Клишиным были распределены в г. Ленинград. Василий учился на вечернем отделении Ленинградской лесотехнической Академии, пел в хоре Выборгского Дома культуры, увлекался фотографией. Работал лесоустроителем в Ленинградском отряде лесной аэрофотосъемки, дешифровщиком, токсатором - в аэротаксационных экспедициях на Сахалине, в Приморском крае, в Иркутской и Читинской областях, в Бурятии. В 1955 году вместе с другом Николаем Клишиным уехал на целину в Павлодарскую область в Казахстан. На целине женился на трактористке-целиннице Александре Дранициной. В 1956 году у молодоженов родился сын Андрей; жене врачи советовали сменить климат, и Василий с семьей возвратился в Томск к родителям. Устроился на работу в Средне-Чулымский леспромхоз и переехал на жительство в д. Старо-Шумилово Тегульдетского района. В сентябре 1957 года Василия Андреевича пригласили на работу в районную газету «Коммунист севера». 1957-1961 гг. – В.А. Новокшонов работал заведующим промышленным отделом газеты, затем заместителем редактора. В Тегульдете родились второй сын Сергей и дочь Татьяна.

1957-1967 – журналист, зам. редактора Тегульдетской (Томской области) районной газеты «Коммунист Севера», редактор Александровской (Томской области) районной газеты «Северная звезда». Работал в Ленинградском отряде лесной аэрофотосъемке в экспедициях на Сахалине, в Приморском крае, в Иркутской и Читинской областях.

В 1961- 1965гг. учился в Новосибирской Высшей партийной школе. После окончания школы вновь был направлен в Тегульдет заместителем редактора районной газеты. В 1966 году избирался на районной партийной конференции секретарем райкома партии по идеологии.

1965-1966 – побывал на целинных землях в Павлодарской области Казахстана.

В 1967-1973 годах – редактор газеты «Северная звезда» Александровского района и

1967-1973 – инженер по подготовке кадров Управления магистральных нефтепроводов Центральной Сибири. 1973-1975 – редактор газеты «На стройках Томска» (1975-1987)

В 1985 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»

1987 – вышел на пенсию, посвятил себя краеведению, был инициатором и участником создания Тегульдетского краеведческого музея.

Дожил Василий Андреевич до 87 лет, умер в 2014 году.

Глава 2. Создание краеведческий музей в селе Тегульдет. С любовью к родной стороне более 20 лет назад Василием Андреевичем началась работа по созданию краеведческого музея.

В течение всей своей жизни, где бы ни работал и ни жил, В.А.Новокшонов по крупицам собирал материал по истории родного края, занимаясь в архивах Красноярска, Новосибирска, Ачинска, Кемерова, Томска. Очерки по истории и современной жизни родного края регулярно печатал на страницах местной газеты, и в собственных книгах. Выйдя на пенсию и вернувшись в район, занялся организацией краеведческого музея. Ходил и ездил по району, по его деревням. Не расставаясь с фотоаппаратом, спешил запечатлеть на пленку те приметы местной жизни, что назавтра станут историей; собирал, заражая своим увлечением детей и взрослых, предметы уходящего быта, старинную утварь.

В здании бывшего дома пионеров, там он находится и сегодня, краеведческий музей оказался не сразу. Собираемые экспонаты хранились в музыкальной школе, где для них было выделено помещение. Но уже тогда для жителей Тегульдета проводились краеведческие выставки в центральной библиотеке и Доме культуры, где Василий Андреевич проводил экскурсии.

Еще до идеи создания музея, краеведение не было забыто тегульдетцами. В центральной библиотеке из книг профессора Дульзона и других ученых, которые вели раскопки на территории Тегульдеткого района, были выписаны выдержки о чулымцах и том времени, когда на территории района не было русского населения. На основе этого материала была создана папка «Древняя история района», которая пользовалась необычайным спросом у населения и учащихся. Эти материалы стали хорошим дополнением к уже собранным для музея документам. Был оформлен стенд о жизни Тегульдетского района фотолетописца А.М. Рыжакова. На базе восьмилетней школы были создан краеведческий музей учителем истории Е.И. Нагирняк., часть экспонатов которого позднее были переданы в краеведческий музей. И музей был открыт. Это произошло 2 октября 1994 года. Кроме выставленных экспонатов были оформлены стенды о чулымцах, истории поселков, об участниках войны, велась экспозиционная, экскурсионная работа для школьников и взрослого населения и постоянная, благодаря необычайному трудолюбию Василия Андреевича, исследовательская работа.

Помощниками Новокшонова были Русина З.И. она помогала привести вновь поступившие экспонаты в надлежащий вид, перепечатывала тексты, Пшенкина В.М., которая следила за состоянием экспонатов, занималась оформлением выставок и стендов, Е.А.Лучкина - вела в музее кружки, занималась выставками народного творчества, Романова Л.В.- редактировала авторские краеведческие тексты. После ухода Новокшонова В.И, краеведческую эстафету переняла Лехтина О.А., которая много лет объединяла вокруг музея людей старшего поколения и прививала любовь к своей малой родине детям. Много воды утекло с момента основания краеведческого музея. Были и трудности и маленькие победы. В наше время музей является краеведческим отделом центральной библиотеки. Благодаря возросшему интересу к старине, своим корням ведется постоянная экскурсионная работа для дошкольников, школьников, взрослого населения и гостей района приезжающих из разных точек России и дальнего зарубежья. Каждый находит для себя ту частичку старины, которая ему более близка.

Глава 3.Тегульдетский краеведческий музей- главное "детище" В.А.Новокшонова

Основные коллекции музея: коллекция боевых и трудовых медалей, коллекция чучел птиц, орудия труда коренных жителей - чулымцев и переселенцев, убранство русской избы, альбомы с фотографиями из жизни района и его жителей, коллекция денежных знаков. Имеются изданные и неизданные материалы краеведческого характера, собранные основателем музея и его последователями. В музейных фондах находится почти 3500 различных экспонатов, которые размещены в четырех выставочных залах.

Первый зал «Животный мир Тегульдетской тайги» О животном мире нашего края посетители смогут узнать, войдя в первый выставочный зал. Чучела животных и птиц дают наглядное представление о природной фауне района. Самым ценным экспонатом этого зала являются кости древних животных, найденных тегульдетцами на территории района и отданных в музей. В зале проводится тематические экскурсии зоологической и экологической тематики для организованных групп. Второй зал «Русская горница» Постоянная экспозиция, посвящена быту русского народа. Здесь собраны предметы старинного русского быта, это: стилизованная русская печь, ухват, чугунные и глиняные горшки; предметы интерьера и украшения (накидки, подзоры, рушники); образцы рукоделия (кружевоплетение, вышивка, вязание коврики). Экспонаты музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, различные ремесла, орудия труда, убранство жилища, утварь, обряды и обычаи, праздники и народные игры. Самой занимательной частью экспозиции является уголок рукоделия, где представлены ткацкий станок, самопряхи и ручные прялки. Каждый посетитель может попробовать свои силы в прядении нити на ручной прялке, сучении ниток для вязанных крючком ковриков, и связать коврик.

Третий зал «Комната ремесел» Выставка постоянная «Орудия труда и промысла коренного народа – чулымцев.», экспонируется в зале, посвященном основным занятиям чулымцев и переселенцев первой половины XX века. Хозяйство чулымцев в XVIII- начале XX вв. определялось особенностями их обитания в бассейне таежной реки. Основой их существования были занятия рыболовством, охотой и собирательством. Все необходимые для жизни предметы делали сами люди из подручного материала. Из дерева - лодки, столы, стулья, бочки, сундуки, корыта, чашки, ведра. Из шкур животных - обувь, теплую одежду, чехлы и камусные лыжи. Названные экспонаты в музей переданы в музей потомками коренных чулымцев.

Четвертый зал «Комната боевой славы»Этот зал музея посвящен боевому подвигу тегульдетцев в годы Великой Отечественной войны. В этом зале есть экспонаты, которые выступают в роли хранителей истории Великой Отечественной войны. Некоторые из них прошли со своими владельцами всю войну. Это гимнастерка, планшет, солдатские фляжка и ложка, фронтовые письма, альбомы со старыми военными фотографиями. Оформлен стенд посвященный участникам ВОВ «Они вернулись с Победой» Глава 4. В.А.Новокшонов- писатель, поэт. В 1985 году Новокшонову В.А. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 2001 году – «Почетный гражданин Тегульдетского района». В поседение годы жизни Василий Андреевич проживал в г.Томске и продолжал сочинять стихи, петь в Томском городском хоре ветеранов войны и труда. И одновременно с этой работой неутомимый Василий Андреевич продолжал писать, изучать прошлое своего родного края, занимаясь в архивах Красноярска, Новосибирска, Ачинска, Кемерова, Томска. В результате этой работы В.А.Новокшоновым написаны книги «Переселенцы. В годы гражданской войны» (1993г.), «В тридцатые комендатурские» (1993г.), «В далеких истоках Победы» (1994г.), «Чулымцы-аборигены района»(1995г.), «Путешествие на родину предков» (1997г.),«На Среднем Чулыме» (1998г.). «С бойцами шли в бой. Любовь и песня» «2003г.).

Василий Андреевич Новокшонов - автор нескольких сборников стихов: «Признание» (1991г.), «Наследство» (1996г.), «Поздний свет» (2003г.), «Душа строителя» (2003г.). Им написаны очерки «С бойцами шли в бой. Любовь и песня» «2003г.), «Слово об Алексее Таразанове и Сергее Королеве» (2006г.). В 1985 году Новокшонову В.А. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 2001 году – «Почетный гражданин Тегульдетского района». В настоящее время Василий Андреевич живет в г.Томске и продолжает сочинять стихи, петь в Томском городском хоре ветеранов войны и труда

Заключение.

Долг памяти- вот то общее, что роднит людей разных поколений. Вся жизнь и краеведческая работа В.А.Новокшонова посвящена изучению истории родного края, его людей. В настоящее время результатами большого и интересного дела краеведа и просветителя Новокшонова В.А. плодотворно и с благодарностью пользуются его земляки: посещают музей, перечитывают старые подшивки районной газеты, изучают историю района по его рукописям и книгам, школьники и студенты пишут рефераты и дипломные работы. Ежегодно в центральной библиотеке села Тегульдет проходит районная гуманитарная конференция среди школьников, на которой часть выступлений обязательно посвящают родному краю, его прошлому, его истории, его людям. Школьники изучают рукописи, книги очерков местного краеведа, писателя, и, следуя примеру Василия Андреевича, пытаются сами исследовать историю своих дедов и прадедов.

Результат исследования

Влияние личности на состояние общества в разные фазы исторического развития варьирует от минимального в эпохи стабильности и прочности общества до ключевого в эпохи коренной ломки общественных устоев. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности. Если некая личность сумела сделать нечто, значит для этого в недра общества были уже имелись потенциальные возможности. Никакие личности не способны создать великие эпохи, если в обществе нет накопившихся условий. Причем наличие более или менее соответствующей личности общественным задачам является чем-то предопределенным, скорее случайным, хотя и достаточно вероятным. Следовательно, в нормально функционирующем государстве должны быть механизмы, которые не доводят дело до социального взрыва и, кроме того, сильно ограничивают роль личности как плохо контролируемой иногда силы. Это, с одной стороны, дает гораздо большие возможности проявиться, а с другой - уменьшает зависимость развития общества от личности-“благодетеля”, гарантирует от чрезмерно вредного влияния.

Выводы.

В процессе исследования, я научилась работать с архивными документами, публикациями и другими источниками. Мной приобретён опыт исследовательского труда, глубже поняла роль личности, народа, событий в развитии страны. Данная работа может использоваться на классных часах и уроках по истории Сибири и краеведению.

Первый зал музея «Животный мир Тегульдетской тайги»

Второй зал «Русская горница"

Третий зал «Комната ремесел»

Четвертый зал «Комната боевой славы»

22.01.2018 16:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!