СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ушакова. Развитие речи у дошкольников.43

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжительность беседы с одним ребенком составляет не более 20 минут. Все дети без исключения выразили желание участвовать в обследовании. Ниже предлагается система заданий, разработанная нами для обследования семантического развития младших дошкольников. В скобках указываются возможные варианты ответов. I группа заданий. 1. Что это? (Кукла, куколка.) 2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая.) Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, можно предложить ему помощь в виде соответствующего контекста: «Эта кукла большая, а эта. (маленькая)»; в этом случае задание может быть отнесено ко II группе. 3. Что куклы делают? Что куклы умеют (любят) делать? (Играть, рисовать, танцевать.) 4. Куклы захотели поиграть. Что они взяли? (Мячики.) 5. Какой этот мячик? (Синий, разноцветный, красивый, круглый.) Если ребенок затрудняется ответить на этот вопрос, можно вновь предложить ему соответствующий контекст; при этом задание может быть отнесено ко II группе: «Этот мячик большой, а тот.» И далее: «Один мячик большой, второй маленький, а третий мячик — больше, чем маленький, но меньше, чем большой. Какой он?» (Средний.) Этот вопрос должен показать, владеет ли ребенок «промежуточным» членом шкалы «большой— маленький».6. А что могут куклы делать с мячиками? (Играть, кидать, катать.) 7. Давай покатаем мячик вместе с куклами. Вот мячик к тебе прикатился, а теперь он от тебя. (укатился). Это задание способствует выявлению навыков использованиям речи противоположных по значению префиксов и входит в «область пересечения» заданий II и III групп. В данном месте он приводится лишь для того, чтобы не нарушать последовательность изложения. В противоположном случае он может оказаться «вырванным» из контекста. 8. Куклы, мячики, кубики, пирамидки — как это все мы можем назвать одним словом? (Игрушки.) 9. Давай посмотрим, что надето на куклах. (Платье, брюки, кофта). Платья, рубашки, кофточки, брюки — как это все мы можем назвать одним словом? (Одежда.) 10. Теперь куклам пора кушать. Что они поставят на стол? (Тарелки, чашки, блюдца.) Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли — как это все мы можем назвать одним словом? (Посуда.) 11. Куклы будут пользоваться и мебелью. А какую мебель ты знаешь? (Стол, стул, шкаф, диван, кресло.) Задания 8—11 показывают степень владения обобщающими словами и способность группировать слова, тематически близкие друг к другу. Используется как перечисление названий предметов, входящих в одну тематическую группу, после чего ребенку предлагается дать их обобщающее название, так и употребление самого обобщающего слова, после чего ребенку предлагается перечислить слова, входящие в данную тематическую группу. II группа заданий. 12. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая —. (короткий). 13. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два человечка. Один — веселый, а второй —. (грустный). 14. Маленькая кукла нарисовала два дома: большой и маленький. А как мы можем назвать маленький дом? (Домик, домишко.) Если ребенок затрудняется ответить, ему предлагается помощь в виде контекста: «Кукла нарисовала большой дом и маленький. (домик)». 15. А как называются люди, которые строят дома? (Строители.) Задания 14 и 15 следует отнести к III группе. Здесь они приводятся лишь для того, чтобы не нарушить последовательность изложения. 16. Куклы устали рисовать и пошли гулять в лес. Начался дождик. Большая кукла спряталась от дождя под высокой елкой, а маленькая —. (под низкой). 17. Дождь кончился, и куклы пошли домой. Большая кукла пошла по широкой дорожке, а маленькая—. (по узкой). 18. Придя с прогулки, куклы стали мыть руки. Какой водой они мыли руки? (Горячей, холодной.) Можно предложить детям следующий контекст: «Сначала они открыли кран с горячей водой, а потом. (с холодной)». И далее: «Если смешать горячую воду с холодной, то какая вода получится?» (Теплая, прохладная.) Это задание покажет, владеет ли ребенок «промежуточными» членами антонимической шкалы «горячий—холодный» (см. также задание 5). 19. Сначала у кукол руки были грязными, а когда они их вымыли, руки стали. (чистыми).20. Куклы покушали, поиграли, посмотрели в окно и увидели, что на улице стало. (темно). А днем, когда куклы гуляши, было не темно, а. (светло). III группа заданий. 21. Кто-то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.) 22. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На стул, под стул, за шкаф.) 23. А теперь давай посмотрим вместе с куклами картинки, которые им принес зайка. Это мама-утка. Кто у нее детеныш? (Утенок.) На этой картинке нарисованы (утята). У мамы- утки много. (утят). Это мама-свинка. Кто детеныш у мамы-свинки? (Поросенок:) На этой картинке нарисованы. (поросята). У мамы-свинки много. (поросят). Это мама-лошадь. Кто детеныш у мамы-лошадки? (Жеребенок.) На картинке нарисованы. (жеребята). Это мама-курочка. Кто детеныш у мамы-курочки? (Цыпленок.) На картинке нарисованы. (цыплята). У курочки много. (цыплят). Это мама-собачка. Кто детеныш у мамы-собачки? (Щенок.) На этой картинке нарисованы. (щенята). У собачки много. (щенят). Задание 23 выявляет понимание значений как словообразовательных, так и формообразовательных элементов: проверяется умение образовывать названия детенышей животных, а также умение изменять слова по числам и падежам. IV группа заданий. 24. Какая из игрушек, лежащих на столе, тебе больше нравится? (Кукла, мячик, елочка, зайчик.) Расскажи об этой игрушке. Задание 24 выявляет навыки адекватного отбора языковых единиц при построении связного монологического высказывания. Проведенное нами обследование семантического развития младших дошкольников подтвердило, что наряду с общей тенденцией, связанной с овладением стратегиями противопоставления и характерной для всех обследованных детей, имеют место некоторые весьма существенные индивидуальные особенности, отражающие процесс становления лексико-семантической системы в каждом конкретном случае. Сравнение и оценка тех или иных элементов ситуаций вызывает появление в лексико- семантической системе ребенка антонимических шкал параметрических и качественно- оценочных прилагательных. Однако для многих детей характерно такое состояние системы этих шкал, при котором наблюдается «склеивание» шкал. Эта тенденция проявляется в том, что все антонимические шкалы параметрических имен прилагательных (длинный — короткий, высокий —низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий и т. п.) включаются в шкалу «большой — маленький», а все антонимические шкалы качественно-оценочных имен прилагательных (добрый — злой, умный — глупый, чистый — грязный, темный — светлый, веселый — грустный и т. п.) включаются в шкалу «хороший—плохой». При этом встречается «смешивание» членов различных антонимических пар: У этой куклы волосы длинные, а у той — маленькие. Этот карандаш тонкий, а тот— большой («склеивание» шкал параметрических прилагательных); Сейчас на улице стало темно, а днем было не темно, а хорошо («склеивание» шкал качественно-оценочных имен прилагательных); Эта ленточка широкая, а та — низкая. Маленькая куколка придет по узкой дорожке, а большая — по толстой («смешивание» шкал параметрических имен прилагательных); Этот— веселый, а второй — не веселый, а злой и грязный («смешивание» шкал качественно- оценочных имен прилагательных). Индивидуальные особенности, характерные для становления семантической системы различных детей, проявляются и в способе организации лексических единиц: у одних детей слова организованы по тематическому принципу («темы» для группировки — материал, назначение предметов и т. п.), а в других по ситуационному; они воспринимаются детьми как элементы той или иной ситуации (ситуация укладывания спать, прогулки в парке). Обращают на себя внимание индивидуальные особенности, отражающие понимание детьми значений грамматических элементов (словообразовательных и формообразовательных). Одни дети с легкостью оперируют значениями словообразовательных аффиксов, затрудняясь в то же время в случаях, когда требуется изменить форму слова: от слова заяц ребенок способен образовать несколько слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зайка, зайчик, зайчонок, заинька, зайчуленька), но не способен пользоваться аффиксами, изменяющими слово и падеж существительного (Это цыпленок. У мамы-курочки много цыпленок). Другие дети, напротив, адекватно используют в своей речевой деятельности предлоги и формообразовательные аффиксы, но не могут образовывать названия детенышей животных. Все эти индивидуальные особенности детерминируются типом речевого (коммуникативного) поведения ребенка. Они должны учитываться педагогом в процессе специальной работы по формированию лексико-семантической системы в его языковом сознании путем создания игровых речевых (коммуникативных) ситуаций, изменяющих семантический статус лексических единиц. Таким образом, успешность специальной педагогической работы, направленной на формирование осознания значений языковых элементов и отношений, в которые эти значения вступают в пределах семантической системы языка, Находится в прямой зависимости от качественного выявления Исходного состояния этой системы на основе наиболее приемлемой для данного возраста диагностической методики. Уровень же сформированное™ системы семантических связей слов является важнейшей предпосылкой успешности дальнейшего обучения дошкольника. Выявление уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста (СНОСКА: Исследование T.M. Юртайкиной.) Исследователи, занимающиеся вопросами развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи. Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. И в настоящее время решение всех речевых задач (обогащение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие разговорной и связной речи) осуществляется на специальных речевых занятиях, которым отводится особая роль.

02.08.2017 11:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!