СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку по теме: «Причастие как часть речи» в 9 классе для школ I, II вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку по теме: «Причастие как часть речи" в 9 классе для школ I, II вида

 

 учитель: Колиниченко Марина Александровна

Цель: дать понятие о причастии как части речи;

Задачи:

1) учить отличать причастие от глагола и прилагательного;

2) формировать умение конструировать предложения с причастием;

3) коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

- На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

- Дежурный звук «с».

- Катя, попроси ребят следить за произношением звука «с» на уроке.

II. Проверка ранее изученного.

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Работа за экраном.

Задание. Послушай и повтори.

Стиль, стили речи, научный стиль, художественный стиль, разговорный стиль

III. Работа над новой темой.

  1. Запишите первое предложение в тетрадь (2 предложения записаны на доске).

 

1) Оголились в парках и сразу стали беззащитными пожелтевшие стройные березки.

2)На их белоствольном фоне еще темнее и кряжистей выглядят дубы-великаны, которые покачивают корявыми лапищами.

 

 -  Будем работать пока только с первым предложением.

– Выделите грамматическую основу в первом предложении.

– Какое определение дано подлежащему березки?

– Сравните эти определения. Какой частью речи является слово стройные? Каково его значение?

– Как вы думаете, к одной части речи относятся слова стройные и пожелтевшие?

– А пожелтевшие и пожелтели?

– От какого слова образовано определение пожелтевшие?

– На какой вопрос отвечает?

– Попробуйте сами определить, что оно обозначает. (Признак по действию.) Запишите  в тетрадь.

– Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое – временный?

– Выделите основы в данных словах:

пожелтевшие    пожелтели

(Основа  одна  и  та  же  от  пожелтеть + формообразующие суффиксы-вш- и -л-.)

– Какой общий характерный признак есть у этих слов? (Прошедшее время.)

– Попытаемся сделать вывод, что же называется причастием.

пожелтевшие    от пожелтеть

прич.                        глаг.

2. Запись темы урока.

3. Чтение § 9 (с. 24–25).

– Образуйте причастия (из выделенного словосочетанияво втором предложении).

- Запишите предложение в тетрадь.

4. Выборочный диктант. (текст на доске)

– В два столбика выпишите имена прилагательные и причастия.

Дубровский, объезжавший однажды малое свое владение, около березовой рощи услышал удары топора и через минуту треск повалившегося дерева. Он поспешил в рощу и наехал на покровских мужиков, спокойно ворующих у него лес. Они, увидевшие его, бросились было бежать. Дубровский со своим кучером поймал из них двоих и привел их связанных к себе на двор.

– Разберите по составу причастия объезжавший, ворующих, связанных.

IV. Закрепление материала.

Выполнение упражнения 54 (письменно).

Если осталось время: выполнить фонетический разбор причастия ночующий, подобрать однокоренные слова.

V. Подведение итогов урока (по вопросам, данным в учебнике на с. 24).

VI. Домашнее задание: упражнение 56; § 9 – выучить правило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык
07.01.2015 19:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей