СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Проникновенный образ природы в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Проникновенный образ природы в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Цель урока: создать благоприятные условия для формирования бережного отношения к природе через содержание произведений К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди», «Наедине с осенью».

Задачи урока:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство с содержанием рассказов «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка чтения, развитию связной речи, умению анализировать.

Воспитательные: формирование нравственного сознания и любви к родине; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственного сознания, бережного отношения и любви к родине; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, умение определять жанровые особенности рассказа.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организация начала урока.

1) Приветствие

- Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня урок проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку

- Посмотрите, все ли у вас готово к уроку, проверьте порядок на рабочем столе, ненужное уберите.

3) Мотивация к учебной деятельности

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

  1. Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.

2) Фронтальный опрос

- Что сказал о первом снеге дед Митрий? ( Вот и умылась земля, - снеговой водой из серебряного копыта)

- Куда автор и Рувим ушли в первый зимний день? (На лесное озеро)

- Почему писатель говорит «день будто дремал»? ( В лесах было торжественно, светло и тихо. Изредка падали снежинки, все тихо, безмолвно)

- Какой была вода в Ларином озере? (черная, прозрачная)

- Что радовало Паустовского зимой? (Потому, что в приходе зимы есть своя радость, цветы под снегом, трещит огонь в печи, остались зимовать синицы, зима показалась такой же прекрасный как и лето).

Индивидуальное задание

- В каком городе родился Паустовский?

- Почему трудно было оставаться дома? ( Был первый зимний день)

- Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? (сохранил несколько гроздей схваченной морозом красной рябины) - На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? (цвет напоминал свинец)

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями Константина Георгиевича Паустовского, а с какими мы сейчас узнаем. Я задам вам загадку, а вы попробуйте ее угадать.

Не удержались в сите

Серебряные нити

И, выскочив на волю,

Пришили тучку к полю (дождь)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

А теперь давайте соединим на доске стрелочками начало предложения и конец, так мы узнаем, с какими произведениями мы познакомимся

Наедине с дожди.

Какие бывают осенью.

Итак, мы сегодня познакомимся с такими произведениями как, «Какие бывают дожди» и «Наедине с осенью».

  1. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

- Перед тем как познакомиться с произведением Константина Георгиевича, мы должны провести небольшую речевую разминку.

I. Упражнения для дыхания:

вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

II. Упражнения для дикции:

Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

2) Первичное чтение произведения

- Откройте свои хрестоматии на стр.213.

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?

- Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по абзацу.

- Слушаем внимательно, после прочтения рассказа, я вам задам вопросы.

- О чем же говорится в рассказе?

- Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?

- Какие приметы дождя описываются в рассказе?

- Какие виды дождя в тексте описываются?

- О каком дожде говорят: «Царевна плачет»?

- Что говорится о грибном дожде?

- А какие вы еще знаете виды дождей? (Дождь: ливень, кратковременный, с градом и др.)

  1. Физкультминутка
  2. Открытие новых умений, знаний ( продолжение)

1). Вторичное чтение произведения

- Кто может пересказать?

2) Первичное чтение произведения

- Теперь открываем стр.230.

- Прочитайте название

- Как вы думаете, о чем идет речь в этом рассказе?

- Сейчас прочитаем и узнаем точно, о чем же рассказ. Начинаем читать цепочкой, по одному абзацу.

- Слушаем внимательно, после прочтения рассказа, я вам задам вопросы.

- О чем же говорится в рассказе?

- Какое настроение вызывает у Вас этот отрывок?

- Кто может задать вопрос классу к этому рассказу?

- Какая была осень?

- Что вдруг услышал автор?

- Что он увидел?

- Почему шофер долго не заводил мотор?

3) Вторичное чтение произведения

- Кто может пересказать?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

- С творчеством, какого писателя мы познакомились?

- Как называется произведение?

- Почему автор назвал рассказ, «Какие бывают дожди»?

- Почему автор назвал рассказ «Наедине с осенью»?

- К чему нас призывает?

- Молодцы, вы хорошо по работали сегодня.

- Теперь, оцените урок. Кому понравился, поставьте палец вверх, а кому не понравился – скрестите руки на груди.

  1. Домашнее задание

- Домашнее задание прочитать выразительно произведения, нарисовать к одному из произведений рисунок.

Биография

Русский писатель. Родился в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра. Отец писателя был железнодорожным служащим, и семья часто переезжала с места на место: после Москвы они жили в Пскове, Вильно, Киеве. В 1911, в последнем классе гимназии, Костя Паустовский написал свой первый рассказ, и он был напечатан в киевском литературном журнале «Огни».

Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны и т.д.

Перу Паустовского принадлежат цикл рассказов для детей и несколько сказок. Они учат любить родную природу, быть наблюдательным, видеть в обычном необычное и уметь фантазировать т.д. Эти важные человеческие качества так необходимы в жизни. Он писал то, что видел, о тех за кем наблюдал, и конечно же о тех кого искренне любил.

Какие бывают дожди (Из повести «Золотая роза»)

…Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики́, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесо́вой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

Наедине с осенью

Осень в этом году стояла – вся напролет – сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.

Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд.

Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли свое пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.

Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.

Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.

– Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.

Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть чтобы не заглушать затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.

ФИ ___________________________________

В каком городе родился Паустовский? _______________.

Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.

Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________

____________________________.

На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.

______________________________________________________________________

ФИ ___________________________________

В каком городе родился Паустовский? _______________.

Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.

Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________

____________________________.

На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.

______________________________________________________________________

ФИ ___________________________________

В каком городе родился Паустовский? _______________.

Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.

Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________

____________________________.

На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.

______________________________________________________________________

ФИ ___________________________________

В каком городе родился Паустовский? _______________.

Почему трудно было оставаться дома?_____________________ ____________.

Что решил сохранить автор, как последнюю память о лете, осени? ______________________________________________________________

____________________________.

На что по цвету было похоже небо в первые зимние дни? _______________________________.

19.04.2017 22:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!