СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конференция по теме "Экологические катастрофы» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конференция по теме "Экологические катастрофы». Разделы: Экология

Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: нетрадиционный, конференция с ролевыми фрагментами. Общие методы: проблемно - поисковый. Цель урока: формирование экологической культуры учащихся, развитие интереса к природе, убеждение в необходимости охраны окружающей среды, сообщение необходимого минимума сведений о мировых экологических проблемах. Задачи урока: А) развивающая - развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, экологического мышления, потребности в приобретении и применении знаний. В) образовательная - обеспечить усвоение новых знаний: 1) формирование у учащихся учебных знаний по предмету и умений их применять; 2) обучение индивидуальной работы дома (работа с книгой, тетрадью, осуществление самоподготовки и самоконтроля); 3) овладение некоторыми коллективными приёмами трудовой деятельности (решение общих задач, поставленных перед группой, планирование работы, помощь друг другу в ее выполнении, обсуждение полученных результатов, оценки своей работы, а также работы товарищей, умение учитывать мнение товарищей); В) воспитательная - формирование экологической культуры, развитие интереса к природе, формирование правильного Содержание урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами проведем урок - конференцию, которому можно дать несколько названий: "Химия и окружающая среда", "Экология и третье тысячелетие", "Экология сегодня". Названия разные, но суть одна - раскрытие глобальных мировых экологических проблем и развитие у учащихся интереса к природе, формирование правильного отношения к ближайшему природному окружению, убеждение учащихся в охране окружающей среды. Эпиграф к уроку записан на доске: В исчезнувших усадьбах были Полонский, Майков или Фет, Природу так они любили, Как мы уже не любим, нет: А. Городницкий. Учитель продолжает стихотворение, начало которого выбрано как эпиграф к уроку. Далее учитель продолжает говорить: Сегодня одни из самых тревожных слов "экологическая катастрофа". Воздействие человека на окружающую среду привело к экологическому кризису. Ежедневно мы слышим предостережения: "Образумьтесь люди, будущее Земли в опасности! На нас лежит ответственность перед настоящим и будущем!". Но все они так и останутся, лишь призывами, благими намерениями, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Здесь нет преувеличений. Эта тревога очень серьезная. ХХ век вошел в мировую историю как век интенсивного развития химии. Химия играет огромную роль в создании необходимых стране веществ и материалов. Химические процессы, принося как пользу, одновременно являются источниками загрязнения окружающей среды, поэтому изучать химию нельзя, не касаясь экологических проблем, и одной из общих проблем, стоящих перед любым химическим производством является обеспечение охраны окружающей среды. Этой проблемой интенсивно занимаются не только экологи, но и химики, физики, биологи, метеорологи. Задача сохранения Земли, пригодной для обитания человека и всех других организмов, не может быть решена без сотрудничества всех стран и народов Земли, а также без повышения экологической культуры каждого человека. Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Он утвержден в 1972 г. конференцией, проходившей в г. Стокгольме, столицы Швеции. Какие же глобальные проблемы встали сегодня? Что делается для их решения? С чем мы входим в третье тысячелетие? В последние годы жизни человека угрожают следующие экологические проблемы: 1. Изменение климата (парниковый эффект). 2. Истощение озонового экрана в стратосфере. 3. Проблема пресной воды. 4. Загрязнение подземных вод. 5. Влияние пестицидов на здоровье населения. 6. Кислотные осадки. 7. Проблема сокращения биологического разнообразия. 8. Экспорт токсических отходов. 9. Воздействие атомных станций на окружающую среду. 10. Эрозия почв. 11. Уничтожение тропических лесов. 12. Наступление пустынь. 13. Разрушение природной среды обитания. 14. Неэффективное использование природных условий. Наша конференция посвящена раскрытию сущности некоторых из этих экологических проблем, и сегодня мы попытаемся вкратце их раскрыть. Назовите основные пути охраны окружающей среды? Какие выводы вы можете сделать из полученной на уроке информации? 2. Слово учителя Учитель: Начнем с изменения климата. - Что вы мне можете рассказать про парниковый эффект? Учитель: следующая проблема-это проблема пресной воды. - О проблемах пресной воды? Учитель: следующая проблема - это проблема загрязнения подземных вод. - Давайте обсудим загрязнение подземных вод Учитель: следующая проблема - это проблема кислотных осадков. Кратко о проблеме кислотных осадков. Учитель: Когда среди глобальных экологических проблем называют сокращение видового (генетического) разнообразия живой природы, обычно подразумевают, что эта проблема связана в основном с гибелью влажных тропических лесов - мест, где сосредоточено максимальное разнообразие животных и растений, но это не так. 3. Обсуждение экологических проблем и путей охраны окружающей среды. Учитель: Какие меры вы можете предложить по устранению нарушений окружающей среды? Назовите основные пути охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов? Какие выводы вы можете сделать из полученной на уроке информации? Краткие ответы учащихся о путях охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов: После прочтения докладов о парниковом эффекте и истончении озонового экрана: 1. Следить за тем, чтобы на промышленных предприятиях устанавливались очистительные сооружения по улавливанию промышленных отходов, так как промышленные отходы влияют на жизнь людей, растений и животных, способствуют образованию кислотных дождей, закисанию и загрязнению почв, загрязняют озера, реки, способствуют образованию парникового эффекта и истончению озонового экрана. 2. Устанавливать пылегазоулавливающие устройства, для предотвращения загрязнения воздуха. 3. Совершенствовать аппаратуру, чтобы она препятствовала загрязнению воздуха. 4.Создавать экологически безопасные виды топлива. 5. Сократить производство хлорфторуглеводородов, разрабатывать новые заменители фреонов и галлонов. 6. Не допускать появление пожаров, заботиться о чистоте территории после пикников. 7. Вкладывать средства в комплекс лесостроительных мероприятий. После прочтения доклада о пресной воде: 1. Использовать замкнутые циклы водоиспользования. 2. Заботиться о чистоте водоемов. 3. Создавать отряды голубых и зеленых патрулей по уборке рек, озер, зеленых насаждений, территорий. 4. Бережно использовать воду. 5.Придумать способы опреснения воды. После прочтения доклада о загрязнении подземных вод: 1. Рационально использовать удобрения, не загрязнять почву. 2. Бороться с нерациональным использованием пестицидов. 3.Заменить химические способы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных и лесных растений на биологические и др. 4. Создавать экологически безопасные средства защиты растений. После прочтения доклада о проблеме кислотных осадков: 1. Следить за тем, чтобы на промышленных предприятиях устанавливались очистительные сооружения по улавливанию промышленных отходов. 2. Совершенствовать аппаратуру, чтобы она препятствовала загрязнению воздуха. После прочтения доклада о проблеме сокращения видового разнообразия живой природы: 1. Бороться с браконьерством. 2. Бороться с вырубкой лесов. 3.Охранять заповедники. После прочтения доклада о проблеме экспорта токсических отходов: 1. Запрет экспорта токсических отходов, дезактивация их на месте производства. 2. Пересмотр технологий промышленности, переход к малоотходному производству, внедрение безотходных технологических процессов. Учитель: Основная причина экологического кризиса не в бурном развитии промышленности и технике, а в несовершенстве технологии и экологической отсталости некоторых производств, в неправильном использовании сырья и полученных веществ, в экологической неграмотности общества. 4. Рассказ учителя о глубинной экологии. Учитель: (рассказывает немного информации о глубинной экологии). По мнению Билла Пфайфера - американского эколога, существует такое понятие, как глубинная экология. Согласно глубинной экологии, через отожествление человека с другими формами жизни на Земле происходит изменение сознания людей, а затем и экологической ситуации на планете. Объездив практически весь мир, в составе различных экспедиций, он везде наблюдал одну и туже картину: из-за грязного воздуха, высохших рек и отравленной пищи люди болеют, живут до обидного мало и, тем не менее, большинство из них остаются равнодушными к вопросам экологии. Их личные проблемы и проблемы здоровья их семьи оказываются намного более важными, чем проблемы здоровья планеты. Почему это происходит? Пфайфер думает, что в большинстве случаев данные о состоянии окружающей среды оказываются настолько ошеломляющими, что ничего кроме чувства безысходности они вызвать не могут. "Если уж правительства не могут ничего решить с экологией, то, что могу сделать я" - думает человек, однако действия, влияющие на экологическую ситуацию на планете - будь то строительство завода или рыбная ловля в компании друзей, - так или иначе всегда зависят от решения конкретного человека. И как правило люди часто принимают губительные для природы решения потому, что не чувствует боль реки или птиц как свою собственную. Судьба планеты и судьба каждого конкретного человека взаимосвязаны. Поскольку в каждом из нас изначально заложена глубокая связь с природой, то, высвободив свои обусловленные этой связью, но, как правило, подавленные чувства, мы можем пережить процессы, происходящие на планете, как свою личную жизнь. Другими словами, мы можем научиться сопереживать, каждому живому существу. Для того чтобы это сделать, нам нужно попытаться мысленно, хотя бы ненадолго, перевоплотиться в другие формы жизни и ощутить то, что ощущают они. Учитель: Наша планета - это живое разумное существо, способное реагировать на действия людей. 6. Выполнение задания (медитация): Выступает учитель: Сейчас я Вам предлагаю принять - удобную позу и расслабиться. Ваше сознание уже открыто для образов и форм будущей жизни. Подумайте, какой формой жизни вы хотели бы стать. Дайте возможность "заговорить в вас природе". Этой формой может быть растение, животное, вода или даже вся планета. Почувствуйте, что в вас просыпается гигантский потенциал, чтобы реально стать частью природы и жить с ней в единстве и гармонии". Я предлагаю сделать это упражнение - медитацию под музыку и просмотр картин о природе. Учитель включает компьютер, для просмотра картин в презентации <Приложение 1> и прослушивания музыки, одновременно читая стихотворение. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. И.В. Гете. Выступает учитель после выполнения упражнения: Современный человек, занимающейся торговлей, стремящийся жить в городах, спешащий по людным улицам, что ты чувствуешь? Что это значит - "жить в городе"? Как случилось, что мы становимся чужими на Земле, которая нас создала? Чувствуете ли вы, что в вас проснулся гигантский потенциал, для того чтобы реально стать частью природы и жить с ней в единстве и гармонии? 7. Обсуждение ощущений с учащимися - рефлексия. (каждый может высказать свои ощущения, испытавшие после отожествления себя с другой формой жизни на Земле). Выступают учащиеся (делятся о своих впечатлениях после медитации, затем рассказывают стихотворения и читают высказывания о природе). 8. Заключительное слово учителя: (выставление оценок, подведение итогов). Учитель: Образ планеты Земля - единой, единственной на все времена для населяющих ее народов, но уязвимой и хрупкой, взывает к совести. И она, совесть, должна всколыхнуть разум каждого взрослого, каждого ребенка, чтобы деяния всех землян были мудрыми и взвешенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля осознал каждый - от старца до ребенка. А для этого необходимо формировать высокий уровень экологической грамотности населения, а в первую очередь подрастающего поколения. Экологическая культура нужна каждому, кто собирается жить в 21 веке. Берегите эти земли, эти воды Даже малую былиночку, любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

29.03.2017 12:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!