СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Труженик тыла Неучев Александр Федорович

Нажмите, чтобы узнать подробности

У войны не детское лицо.

Война и дети. Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за восемьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам, околицам, селам и деревням - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»

Война не холит, не лелеет она, а обижает всех подряд, не глядя. И сильнее всего страдают от нее дети. Эти беззащитные, слабые и прекрасные создания на земле. Сколько горя, страданий, нужды испытывают они во время этой страшной лихорадки.

Эпохой бессмертия мы рождены

И помнить обязаны свято:

Взрастило нас время, мы - дети войны,

За нас умирали солдаты.

Дети войны. Кто они? Что из себя представляют? Чем живут? Кажется, что они ничем не отличаются от сегодняшних детей. Разве только выражением глаз, выдающих страх, боль, грусть. Да слезами горечи, катящимися по щекам.

Дети той далекой войны живут рядом с нами. Мы каждый день встречаемся с ними, общаемся или просто проходим мимо. Это они - пожилые, с огромным жизненным опытом, прошедшие все ужасы страшной войны. Таким человеком является житель села Масловка Неучев Александр Федорович.

Александр Федорович родился 11 июля 1930 года в деревне Паничка Уметского района Воронежской области в крестьянской семье, где было трое детей. Он был младшим сыном. Вот что он поведал о событиях тех далеких лет, о своём военном детстве.

Когда началась война, ему было всего лишь 11 лет. В это время Александр Федорович закончил 4 класса Солдатчинской начальной школы. Хотя и был не очень большим, но он помнит все: как в тридцатые годы проходили репрессии, как родителей выслали из села, как его маленького оставили в деревне с чужими людьми, как затем родители вернулись назад, как стала налаживаться жизнь и как сразу все оборвалось. Александр Федорович вспоминает: « Как сейчас помню, был погожий, теплый, тихий день. Небо ясное, чистое, без единого облачка. Сколько было времени, я не знал, но солнышко было высоковато. Вдруг мое внимание привлекло то, что со стороны большака галопом скакали мужики и кричали во весь голос: «Война, мужики! Война! Германия на нас напала!» Эту фразу они повторяли еще много раз, пока скакали по всей деревне.

Началась война - в этом не было никакого сомнения. Хотя люди ее ждали, но она нагрянула все равно неожиданно. В самое первое мгновение ему казалось, что все вокруг стало другим, все как- то изменилось, как- то померкло, остановилось, притихло. Другими стали постройки, дома. Другим стало небо, солнце, люди. Все стало другим, даже птицы, которых в деревне было много и самых разных, тоже притихли. Неслышно стало их пенья и щебетанья. Знакомые мужики стояли и молча курили. Их лица посуровели, сделались сосредоточенными. Александр Федорович не помнит уже точно, но кто – то посмотрел на него сверху вниз и проговорил: « Война, Шура. Вот какое дело получается». После этих слов он ощутил беду еще сильнее и ближе.

Несколько позже все сельчане узнали о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. Об этом в 12 часов по радио объявил В.М.Молотов. Каждому было ясно, и малому и взрослому, что произошло самое страшное. Благодатное, хотя и напряженное время остановилось. Настала пора тяжелейшего испытания, которого наша Родина не знала за всю историю своего существования.

Война, как говорится, полыхала вовсю. Было известно, что 1941 и 1942 годы были самыми тяжелыми для народа. В деревне к этому времени ни осталось ни одного работоспособного мужика. Все ушли на фронт. Ушли защищать Родину и из семьи Неучевых. Брат Александра Федоровича Михаил Федорович сразу с Финской войны попал на Великую Отечественную. Александр Федорович вспоминает : «С каким нетерпением мы ждали от него писем. В 1942 году военком из Кирсанова вручил матери письмо, в котором сообщалось, что ее сын Неучев Михаил Федорович погиб под Калининградом. Мать не могла смириться с горем. Я слышал, как она каждую ночь плакала и молила Господа Бога вернуть ей сына. Но чуда не произошло. Уже после войны мы узнали, что Михаил погиб в Ленинградской области и там похоронен в братской могиле».

Отца Александра Федоровича Федора Степановича, как и всех жителей села, забрали на войну в первые ее дни, в сентябре 1941 года. «Уходя на фронт, посадил отец нас всех в избе на лавку, взглянул на прощанье, обнял каждого, расцеловал мать и сестру мою Прасковью, а мне сказал, что я остаюсь за старшего. Долго бежали мы за отцом по дороге, пока он не скрылся из вида».

Где воевал отец, Александр Федорович уже не помнит, а помнит то, как в сентябре 1943 года весь израненный отец вернулся домой. Мать Марфа Максимовна как могла, поднимала на ноги своего мужа, но не смогла. 4 января 1944 года Федор Степанович умер.

Без отца очень трудно было жить, поэтому Александру Федоровичу пришлось бросить школу и пойти работать в колхоз «Общий труд». Весной и осенью пахали и бороновали поля на волах и лошадях. Волы были большие, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи. Затем начинался сев. Трудно было сеять, потому что сеяли все в ручную. Вешали на шею большие коробы и разбрасывали зерно в разные стороны. Об отдыхе совсем забывали, да и некогда было отдыхать. Вслед за севом начинался сенокос. Наравне со взрослыми дети работали в бригаде на косьбе и стоговании сена. Косили не только для себя, но и для колхоза. В конце июля начиналась жатва. Дети участвовали в уборке зерна, работали лопатами на току, где рабочий день был нескончаемым. Александр Федорович вспоминает: « Поля были далеко от дома на Каланче, поэтому нас отвозили туда на неделю. Там мы работали по 10-12 часов в день. Вставали в 4 утра и ложились поздно. Ведь нужно было выполнять по две нормы – одну за себя, другую за тех, кто ушёл на фронт. В воскресенье на волах нас привозили домой на выходной, а в понедельник утром рано отвозили назад. Многие ребята прятались, так как не хотелось ехать назад в поле, особенно в летнее время, когда нам подросткам хотелось походить на реку Ворону, поплавать, позагорать».

После окончания уборки давали немного зерна, но его было так мало, поэтому хлеб пекли с травой. А еще, по словам деда, чтобы хлеба получилось больше, и чтобы он был душистее они ходили в лес и там собирали желуди. Затем их толкли в ступе и добавляли в муку и только потом пекли хлеб.

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Отдавали все: молоко, масло, овощи, которые выращивали на своих огородах, яйца, мясо, шерсть от овец. Дед вспоминает: «Всю самую лучшую продукцию отправляли на фронт для воинов, а сами ели крапиву и лебеду. Собирали и корни растений, сушили их в печке, толкли в ступе, смешивали с отрубями и пекли лепёшки. А из семян травы повилики варили кашу. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кукушки». Их высушивали, растирали в ступах или руками, а затем, матеря, пекли оладьи. Ходили на Ворону за ракушками, раскрывали их, а затем жарили на костре или варили дома в чугуне. Ели купыри, пышник, ходили в лес за ягодами, грибами. Как то надо было жить, чтобы не умереть с голоду. Ведь колхозники не получали карточки на питание и оставались без сахара, соли и хлеба».

Чтобы хоть немного иметь этих продуктов приходилось, особенно зимой, ходить пешком через Ворону в Кирсанов или в Коммуну. На салазки грузили сено, которое косили летом, брали яйца, которые оставались и шли на базар. Там все это меняли на сало, спички, сахар. «Иногда мать брала мне взамен на масло петушок на палочке, но это было настолько редко, что я почти забыл вкус конфет. Я понимал, что если мать возьмет мне конфет, значит, нам совсем нечего будет есть».

Очень трудно было в зимний период. Холодно, голодно. Не было одежды, чтобы выйти на улицу. Лапти да ветхая одежда не спасали от холода. Дед вспоминает: « У нас с сестрой и матерью было две пары стареньких валенок. Мы их по очереди одевали, чтобы выйти на улицу или чтобы согреться». Единственное спасение чтобы зимой согреться и приготовить еду была печка. Но чтобы ее протопить, нужны дрова, а порой и их не хватало. Приходилось идти в лес и нести на себе вязанку дров. «Я помню, что был февраль. У нас закончились дрова, и нечем было топить печь. Мы с сестрой Прасковьей оделись потеплей, взяли салазки и отправились в лес. Снегу было настолько много, что идти было просто не возможно. А мы плакали, но шли. Мы понимали, что если не наберем хотя бы хворосту, то мы просто дома замерзнем. Весь день, до самого вечера мы провели в лесу, набрали целые салазки дров. Когда пришли домой, разделись, я понял, что обморозил себе лицо и руки. Но я терпел. Я понимал, что там, на войне солдатам больней и тяжелей, чем нам здесь. Мама плакала, гладила меня по голове и приговаривала, что я совсем стал взрослым, весь на отца похож, такой же терпеливый».

В зимние вечера все собирались дома: вязали носки, варежки, чтобы отправить теплые вещи на фронт солдатам. « У нас в избе стояла самопряха. Я помню, как мать с сестрой пряли пряжу из шерсти овец, которых я стриг осенью большими овечьими ножницами, потом эту пряжу сучили на веретено, потом сматывали в клубок и только потом начинали вязать носки».

Дети есть дети. И не смотря на трудности, которые им пришлось испытать, оставалось время для игры. Особым счастьем было заполучить в собственность колесо от телеги. Его катали по дороге. И победителем был тот, у кого колесо укатится дальше. Конечно, не о каких игрушках речи и не было. Весной, как только сходил снег, и появлялись проталины, играли в лапту с участием девчонок. Мяч для игры делали сами из какой – нибудь шерсти или тряпок. Его хватало обычно на одну игру. Так как было еще сыро, то мяч быстро намокал и становился тяжеловатым. Довольно много играли в « войну». Все необходимое делали сами из подручных средств. Винтовки выпиливали и выстругивали из старых досок. Револьверы и гранаты тоже делали сами. Гранаты обычно начиняли золой, чтобы был виден «взрыв». Делились на русских и немцев, бегали по селу и «убивали» друг друга.

Новость о Победе пришла в деревню без опоздания. Мальчишки бегали по улице и кричали. Это был самый незабываемый день. День Победы! Казалось, что начнется новая прекрасная жизнь. А детство уже как то и закончилось. «Мы с мальчишками были на Вороне, ловили рыбу. Когда подходили к деревне, то услышали громкий плачь: кто-то так радовался, а кто-то плакал от того, что их отцы, мужья и дети уже не придут домой. Я побежал к нашему дому. Мама стояла у окна очень громко плакала и постоянно приговаривала, что ее Мишенька уже не придет домой».

После войны деревня стала оживать. Мужчины возвращались с войны домой. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Александр Федорович стал работать с 1 января 1946 года в колхозе имени Сталина в строительной бригаде. Первым делом началось строительство коровников, свиноферм. И вновь на работе пропадали целыми днями, так как вовремя надо было сдать объекты.

Шли годы. В апреле 1951 года Кирсановским ОГВК дед был призван на действительную военную службу. В качестве младшего сержанта в июле 1954 году был уволен в запас. Вновь вернулся в колхоз и стал опять работать в строительной бригаде. В январе 1957 году встретил свою любовь Аксенову Раису Федоровну, а 21 ноября того же года они сыграли свадьбу. 17 октября 1958 года родилась первая дочь Надежда, а через 6 лет 1 ноября 1964 года родилась Валентина. Дети выросли, получили высшее образование, вышли замуж и остались жить в родной деревне Масловка. Старшая дочь Газделиани Надежда Алексендровна работает главой Оржевского сельского совета, младшая Силкина Валентина Александровна учителем Оржевского филиала Уметской СОШ. Дед помогает дочерям растить внуков, дождался и трех правнуков.

Свою трудовую деятельность Александр Федорович закончил в 1994 году.

За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года награжден медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Указом Президента Российской Федерации награжден юбилейными медалями: « 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « 65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « 70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1996 году за самоотверженный труд в годы Второй Мировой войны, в послевоенное время присвоено звание «Ветеран труда».

Сейчас Александру Федоровичу 85 года, но он полон энергии. Каждое зимнее утро убирает снег со двора, а ранними летними зорьками садится на велосипед и едет косить сено, выращивает овощи на своем огороде, содержит дом и двор в идеальной чистоте. Он не может сидеть спокойно, постоянно в заботах и работе.

Душой Александр Федорович не очерствел, нет в его голосе злобы, не уловить и сожаления, что пришлось столько пережить. Видимо, потому, что с детских лет проходило становление характера деревенского мальчишки. Я горжусь своим дедом и считаю, что надо знать про таких людей. Знать, как они жили, воевали. Это наши корни. Это наша история.

Категория: История
29.04.2017 13:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!