СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности в изучении адыгейского языка в русскоязычной школе и пути их преодоления

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении многих лет работы я наблюдала, что уроки адыгейского языка в русскоязычных школах не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к предмету, как повысить грамотность письма. Я решила, что добьюсь большего успеха, если построю свою работу с опорой на национальную культуру, традиции и т.д. В Отрадненской СОШ №9 Тахтамукайского района учатся дети разных национальностей. На уроках адыгейского языка каждый ученик становится представителем своей национальности. Он знакомит всех учащихся с песнями, танцами своего народа, рассказывает о добрых обычаях, легендах, преданиях, связанных с его родным краем. Важно, чтобы и родители поняли, что интернационализм—показатель высокого уровня интеллигенции, а национализм—показатель низкого уровня развития.

С этой целью у меня на уроках часто звучит русская, армянская, чеченская речь, читаем и поем на разных языках. При таком подходе в классе не будет ни одного равнодушного ученика. К.Д.Ушинский говорил: «Тот факт, что сам учащийся является не только слушателем, но и действующим лицом в приобретении знаний, делает занимательным и интересным урок».

Создание нравственной атмосферы у каждого ученика вызывает не обязанность, а потребность изучать адыгейский язык. Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в практике, в процессе общения. Поэтому, прежде, чем приступить к изучению того или иного языкового материала, я ставлю такие вопросы: с какой целью изучается материал, программные требования, как связать работу по языку с работой по развитию речи и орфографии.

Считаю, что основой овладения речью, ее развития служит выразительное чтение, пересказ, устные рассказы. Порой ученик, зная грамматику, оказывается слабым. Когда ему приходится говорить, поэтому нужно развивать соответствующую методику. Использование проектной методики в своей работе дает высокие результаты. Например, в 5 классе, при закреплении темы «Семья», учащиеся составляют проект (см. рис.) Каждый ученик рисует и пишет слова, которые он хорошо запомнил и может с ними работать. Такие уроки называются проектными. Существование конкретных проблем и трудностей, связанных с проведением уроков адыгейского языка в русскоязычных школах, выявляются на проблемно-целевых семинарах. На каждом семинаре учителя вместе с опытным методистом Управления образованием Кошко Аминет Кириметовной формируют свои трудности и проблемы. Например:

  • трудности по усвоению правильного произношения трудных звуков и звукосочетаний;
  • формирование грамотного письма у учащихся русскоязычных школ.

Успешное овладение адыгейского языка во многом будет зависеть от постановки работы по усвоению правильного произношения трудных звуков и звукосочетаний адыгейского языка. Поэтому на каждом уроке я провожу упражнения по выработке навыков правильного произношения. На каждом уроке такой работе отвожу от 5 до 7 минут.

Кроме того, успешному запоминанию способствуют:

  1. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.
  2. Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
  3. Яркость восприятия.
  4. Образность запечатления.

« Кто не замечал над собою,-писал К.Д.Ушинский,-что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания… Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов—и ребенок усвоит их на лету».

Эффективным средством обучения учащихся правильному произношению являются заучивание стихотворений, песен, пословиц и загадок наизусть. Заучивание рифмованных текстов помогает «выломать детский язык». Для овладения языком очень важно не только накопить как можно больше образцов правильного согласования слов, но и выработать умение самостоятельного построения словосочетаний данного типа. Желательно, чтобы дети запоминали названия предметов с какими-нибудь определениями. При этом, прежде всего, следует иметь в виду заимствованные слова, которые в адыгейском языке произносятся с усеченным окончанием. Например, в адыгейском языке слова парта, школа, лента, чашка произносятся как «парт, школ, лент, чашк».Эти слова учащиеся запоминают с определениями (доскэ ин, лентэ дах…), что облегчает усвоение правильного произношения. Постепенно усложняя вопросы, добиваюсь развернутых ответов. Например:

-Мыр сыд?

-Мыр тхылъ. Тхылъыр к э, дахэ, къабзэ.

Сэ тхылъ си.

Предлагаю детям словосочетания и предложения на адыгейском языке и сама же перевожу их на русский, потом эту же работу проделывают учащиеся. Основным условием запоминания таких предложений является многократное систематическое их повторение.

Используя вопросно-ответную форму работы можно добиться больших успехов, но ее необходимо сочетать с другими приемами.

При выборе упражнений, способствующих формированию навыков грамотного письма, руководствуюсь следующих правил:

  1. Учитывать силы и возможности учащихся.
  2. Подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.
  3. Соблюдать основной принцип обучения—от простого к сложному.
  4. Не переходить к следующему виду упражнений, если ученик не усвоил предыдущий.

Упражнение 1.

Работа со словами, имеющими одинаковую концовку.

  • тэ

ма-, ха-, мас-, а-.

Вместо черты вставить хьэ и записать полученные слова в тетрадь.

-хьэ

к ы-, е-, ха-, да-, къушъ-.

Этот материал можно использовать для проведения слуховых диктантов. Предварительно дети запоминают конец слов. Учащийся диктует начало, а остальные учащиеся записывают все слово.

Упражнение 2.

Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

  1. Обучаемый читает предъявленные ему на карточках 3-4 слова и запоминает их.
  2. Затем произносит их, закрыв глаза (сначала громко, затем шепотом). Можно предложить представить данные слова, написанными крупными буквами.
  3. Обучаемый получает конверт, где рассыпаны буквы из разрезной азбуки. Ученик должен собрать слово. Если он испытывает затруднения, следует подсказать.
  4. Следует продолжить работу со словом. Составить устно предложение с этим словом.
  5. Записать слово по памяти в тетрадь.

Упражнение 3.

Запись предложений по зрительной памяти.

  1. Прочитать предложение.
  2. Разрезать на отдельные слова.
  3. Восстановить предложение.
  4. Запомнить слова, поочередно закрывая слова. По памяти записать их на черновике.
  5. Прочитать, проговорить предложение.
  6. Текст убирается, а ученик записывает предложение.

Упражнение 4.

Виды слуховых диктантов.

Предварительно предупредить о согласном, написать на доске.

Ч, ч.

Ч ыгу, ч ыун, ч э…

Упражнение 5.

Запись по памяти небольших текстов.

Текст произносится, как пишется.

Упражнение 6.

Работа со связными текстами.

Взять простые тексты. Каждое предложение записать на отдельной полоске картона. Из разрозненных предложений составить рассказ. Провести работу над текстом и записать его в тетрадь.

Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и т. д. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение. Если ученик не уверен в правильности ответа, лучше пусть ответит на «ушко». Нельзя пренебрегать различными формами невербального общения—взять за руку, дотронуться. Тон учителя должен быть мягким. В своей повседневной работе я пользуюсь разными параметрами анализа работы ученика, учитывая его успех или неуспех в :

  • ориентации на звуковую форму слова;
  • проявление графической зоркости;
  • использовании им словарного запаса слов.

Тем самым накапливаю богатые знания об индивидуальных особенностях учащихся, их речевом опыте, привычных для них способов работы над речью.

Таким образом, при подготовке к уроку, учителю необходимо позаботиться о том, чтобы уроки были интересными, разнообразными по методам и приемам обучения, стараться максимально использовать все имеющиеся у него средства наглядности.

Использование в своей практике комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений показал результат: возрастающий интерес к предмету, обеспечение высокой активности на уроке, рост орфографической грамотности. Именно такой подход к работе помогает мне ежегодно готовить призеров районных и республиканских олимпиад.

Проблем много и их надо решать. Они требуют внимательного и скрупулезного изучения, своего вдумчивого и увлеченного исследователя.

21.07.2021 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!