СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология детского портфолио!!!!!!!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».

На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

  • Создать ситуацию успеха для ребёнка,
  • Содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
  • Развивать и расширять круг познавательных интересов,
  • Формировать установку на творческую деятельность,
  • Формировать положительные нравственные качества личности,
  • Способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
  • Создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
  • Наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции данной технологии:

  • Мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
  • В процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
  • Использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
  • Уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
  • Портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
  • Портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
  • И, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.

Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.

Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.

Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.

Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.

И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии

Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:

  • Нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
  • Перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
  • Превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;
  • Изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
  • Хранение портфолио в недоступном для детей месте;
  • Перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального;
  • Портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника.

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией.

Алгоритм запуска технологии детского портфолио:

1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;

2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);

3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;

4 шаг – определение критериев оценивания;

5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).

В качестве критериев мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка, и взрослых.

15.04.2020 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!