СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ" Журнал "Современная начальная школа" выпуск № 17, 2021

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЫЧЕК ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Начальная школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую, можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у детей правильные представления и стереотипы о питании человека [Мамедова, с.896].

При формировании привычек здорового питания у младших школьников в современной школе актуальным и эффективным средством является использование проектной деятельности. Так, по словам Л.С. Выготского «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Позволяет решить эту задачу - организация проектной деятельности. Требования ФГОС обучать проектной деятельности пронизывает все ступени школьного образования [Поташник, с.46].

Проект (от лат. рrojectus - брошенный вперед) - это логично - взаимосвязанные действия, происходящие в рамках определенного времени и направленные на достижение конкретных результатов [Лазарев, c.4].

Понятие «проектная деятельность» трактуется как форма учебно-познавательной активности школьников, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели.

В ходе проектной деятельности младших школьников следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Детей необходимо заинтересовать работой над проектом, т.к. интерес к работе во многом определяет успех. У детей должны начать работу мотивационные механизмы, которые являются незатухающим источником энергии для проектной деятельности и творческой активности.

Проектная деятельность в области здоровья направлена на развитие здоровой личности, способной к решению жизненных задач. Данный вид деятельности, обладая мощным научно - исследовательским и познавательным потенциалом, позволяет учащимся формировать общую научную компетентность на основе - ценностного отношения к своему здоровью.

В ходе проектной деятельности может быть реализовано утверждение древних мудрецов: «Человек рожден для мысли и действия». Эта же мысль изложена в известном афоризме Конфуция: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму» [Долян, с.44].

Проектная деятельность младших школьников является продуктивным способом развития и стимулирования навыков поиска и работы с информацией из разных источников. Данный вид деятельности в начальной школе трактуется как взаимодействие учеников и учителя, которое несет в себе огромный потенциал, необходимый для формирований умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Мною выделены определения проектной деятельности с точки зрения учителей и младших школьников:

  • С точки зрения педагога проектная деятельность - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
  • С точки зрения младших школьников проектная деятельность - это возможность делать самостоятельно, в группе или самому, что-то интересное, по максимуму используя свои возможности;

это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность включает комплекс мыслительных процедур, позволяющих школьникам, в конечном итоге, добиться удовлетворения собственной потребности в чем - либо путем внесения изменений в реальную действительность [Овечкин, с.36].

Е. С. Евдокимова абстрагировала следующую классификацию проектов для начальной школы:

  • по методу доминирования: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные;
  • по характерному содержанию: ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности;
  • по характеру контактов: внутри своего класса, в параллельных классах, внутри общеобразовательного учреждения, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
  • по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный;
  • по продолжительности работы над проектом: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный [Евдокимова, с. 64].

Любая проектная деятельность имеет практически одинаковую структуру:

  1. Выбор темы. На первом этапе детям необходимо определить тему, поставить цель проекта, распределить роли в группе. Ведущим фактором педагога на первом этапе будет являться выбор темы вместе с детьми для более глубокого изучения, составление плана познавательной деятельности. Один из приемов введения в тему сопряжен с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?
  2. Организация работы над проектом или подготовка к реализации проекта. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Задача педагога создать в классе условия для работы над проектной деятельностью. На данном этапе дети выполняют поисково-исследовательские операции, контроль и самооценку работы, совершают добавления и корректировки.
  3. Практическая деятельность по реализации проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности младшего школьника. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы с использованием операций сравнения и сопоставления.
  4. Презентация проекта.

На этом этапе проходит защита работы. Школьники защищают свои проекты, демонстрируя то, чего достигли, определяют дальнейшие перспективы. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для младших школьников. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал учеников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

5. Подведение итогов или «Рефлексия». Проектная деятельность позволяет школьникам обрести ощущение успешности, гордости за проделанную работу, поэтому каждый проект следует довести до успешного завершения. Когда проект завершен, ученикам следует предоставить возможность проинформировать окружающих о своей работе, рассказать о своих достижениях и принять похвалу в свой адрес. Важно, чтобы при подведении итогов результатов проектной деятельности присутствовали не только дети и учителя, но и родители. Поэтому очередная проектная деятельность является уникальным явлением в жизни ребенка: оно придает чувство устойчивости, уверенности в своих силах, ценность собственному существованию.

Дети младшего школьного возраста по природе всегда являются исследователями и с увлеченностью принимают участие в проектной деятельности. Данный вид деятельности относится к сфере детской самостоятельности, основываясь на интересах школьников, приносит детям удовлетворение, а значит, личностно – ориентирован на каждого ребенка. Основная особенность проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают собственную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни [Геверкова, с. 35].

Проектная деятельность оказывает наибольшее влияние на следующие группы умений:

а) исследовательские (предлагать идеи, выбирать наиболее оптимальное решение);

б) коммуникативные (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь одноклассникам и принимать их помощь; следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не хватает);

д) презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; в меру своих возможностей выбирать свою роль в общем деле);

ж) управленческие (управлять процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; распределять обязанности при выполнении общего дела).

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать следующие педагогические задачи:

  • Создать условия аффилиации, опираясь на интересы школьников и их эмоциональный отклик;
  • Вводить учеников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт;
  • Заинтересовать каждого ученика тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;
  • Поддерживать детскую инициативу при разработке совместного плана работы в проектной деятельности;
  • Деликатно относиться ко всем предложенными детьми вариантами решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказывать свои мнения;
  • Соблюдать принципы систематичности и регулярности в работе над проектом;
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход;
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей;
  • Творчески подходить к реализации проекта; нацеливать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений;
  • Деликатно завлекать родителей в совместную работу с детьми над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;
  • Заключительный этап проекта тщательно подготовить и проводить его презентацию всеми участниками.

Развивать у младших школьников проектную деятельность нужно обязательно т.к. в данном возрасте формируется система ценностных установок, личностных качеств и отношений

Подведем итог. Как сказал Б. Н. Чумаков, «купить здоровье нельзя, его можно только «заработать», собственным непрерывным стремлением и усилием». Таким образом, у младших школьников следует формировать элементарные представления о привычках здорового питания и тогда они станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. А проектная деятельность на сегодняшний день даёт возможность обучающимся поддерживать индивидуальность, самостоятельность и инициативу через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей, позволяет оказывать недирективную помощь детям [Лазарев, c.134]. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе заключаются в том, что у младших учеников формируется проектное мировоззрение и мышление, проявляется высокая степень самостоятельности, познавательного мотива, развиваются творческие способности и активность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Геверкова Е.А. Проектная деятельность школьников на метапредметной основе. Преподавание истории и обществознания в школе. 2018. 305 с.
  2. Долян Е.И. Развитие творческого потенциала средствами проектной деятельности. Начальная школа.2018. № 12. 124 с.
  3. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования. М: ТЦ Сфера. 2006. 134 с.
  4. Лазарев В.С. Новое поколение проектной деятельности в образовании. Педагогика. №10. 2011. 4 с.
  5. Лазарев В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка. Народное образование. 2016. № 4-5. 134 с.
  6. Маммедова Т. Г. Формирование у школьников навыков здорового питания // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 896. — URL https://moluch.ru/archive/116/30688/ (дата обращения: 21.01.2020).
  7. Овечкин В.П. Особенности учебного проектирования. Школьные технологии. 2017. № 1. 69 с.
  8. Поташник М. М. Школьное исследование и проектирование. Народное образование.2015. № 8. 123 с.

28.11.2021 12:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей