СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы обогащения личного (индивидуального) образовательного пространства ученика и учителя при изучении английского языка для качественного изменения ролей субъектов образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы обогащения личного (индивидуального) образовательного пространства ученика и учителя при изучении английского языка

для качественного изменения ролей субъектов образования.

Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование изменило педагогическую позицию учителей. Сегодня учитель выступает не только в роли информатора, советчика, вдохновителя, источника знаний, а является навигатором эффективной работы со знанием. В связи с этим стал использоваться новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции учителей- facilitator (тот, кто способствует, облегчает, помогает учиться). С появлением отношения в школе «учитель-компьютер-ученик» появляется необходимость развивать новые приемы педагогической работы, т.е. необходимо значительно расширить традиционную методику преподавания, описать и применять возможности компьютера, необходимые для решения конкретных задач. В обществе, в котором развиты конкурентные отношения и ценится профессионализм, учителю необходимо быть активным, мобильным, компетентным и креативным. А сам учитель, понимая свое назначение в обществе, зная социальный заказ должен построить учебный процесс. Непонимание этой позиции учителем приведет к разрушению не только себя, как личности, но и оставит непоправимый отпечаток в сердцах учеников. Учитель, используя ИКТ в преподавательской деятельности, повышает свою самооценку, повышает мотивацию к процессу обучения, делая его интересным, занимательным и продуктивным. Однако, как показывает школьная практика, компьютеризация всего учебного процесса, используя обучающие программы, не дает положительных результатов. Это связано с тем, что компьютеру пытаются передать совершенно несвойственные ему дидактические функции: передача новой информации и управления ходом обучения целого учебного курса. Тогда процесс обучения принимает формальный характер, что противоречит педагогическим и психологическим требованиям.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем является, на наш взгляд, обогащение личного (индивидуального) образовательного пространства ученика через различные способы информатизации, в том числе и посредством активного внедрения компьютерных технологий, появления новых адаптационных возможностей к успешному образованию для учащихся в том пространстве и времени, которое для них является наиболее благоприятным и максимально отвечает их образовательным потребностям и запросам. По нашему представлению, это должно и может происходить во время учебных занятий в школе на разных уроках, в частности, и на уроках английского языка.

В связи с вышесказанными тенденциями развития, назовем следующие противоречия:

бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и их медленное внедрение в учебный процесс;

школа работает над развитием индивидуально-личностного образования школьников и, вместе с тем, проявляется недостаточность владения педагогами эффективными способами его развития;

понимание родителями необходимости владения ребенком современными средствами коммуникаций и невозможностью каждого создать для этого условия;

большое количество современных средств обучения и недостаточное умение использовать их.

Данные противоречия выявили проблему необходимости обогащения личного образовательного пространства ученика с помощью современных информационных технологий средствами школьных уроков.

Именно поэтому мною выбрана тема: «Способы обогащения личного (индивидуального) образовательного пространства ученика при изучении английского языка».

Тема актуальна, так как в многочисленных нормативных документах отмечена необходимость поиска наиболее эффективных путей развития сферы образования. В связи с этим приведу пример-рассказ руководителя Института развития образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина: «Однажды, когда мой сын был ещё маленьким, года два-три, мы пошли с ним гулять на набережную, – рассказал он. – Я увидел на реке небольшой кораблик, будто бы из стихотворения Лермонтова. Решив приобщить сына к прекрасному, я ему сказал: “Посмотри, какой кораблик”. “Ага”, – ответил он и дальше стал смотреть на асфальт, где валялось зелёное стёклышко от бутылки. Как любой педагог я очень хотел, чтобы ребёнок сделал так, как я говорил. Тогда я присел рядом с ним и понял, что он из-за своего роста этого кораблика не видит». Если перенести данный пример в область метафоры, то можно сделать определенные выводы: в образовательной среде, которую взрослые выстраивают для ребёнка со своих собственных позиций, ему нередко неуютно, он чувствует себя карликом и недоростком. На среду обитания, в которой проходит образовательный процесс, надо смотреть глазами тех, для кого он предназначен. Наше образовательное пространство необходимо менять. Нужно пройти процедуру «оребячивания» и сделать это пространство более «человеческим и добрым». Тогда образовательный процесс станет эффективнее, а попытки переосмыслить человеческую среду обитания в целом – более продуктивными.

Живя в современном информационно-насыщенном обществе, учителю невозможно останавливаться, готовя обучающихся к будущему; учитель заинтересован в индивидуально-личностном развитии каждого ученика, а также обновлении собственной роли (фасилитатор, консультант, тьютор, модератор). В результате работы предполагается приращение новых положительных качеств, знаний, умений у субъектов образовательного процесса.

Сформулируем цель: создание условий для управления обогащением образовательного пространства, нацеленного на индивидуально-личностное развитие школьника и результат образования в виде компетентностей.

Для достижения поставленной цели определяем следующие задачи:

определить сущность понятия «личное (индивидуальное) образовательное пространство ученика»;

рассмотреть механизмы его формирования;

разработать модель, способную обогатить «личное (индивидуальное) образовательное пространство ученика» средствами предмета «английский язык»;

начать мониторинг влияния выбранной модели.

В результате обсуждения определилась гипотеза:

если учителем будет создана модель, способная обогатить «личное (индивидуальное) образовательное пространство ученика» средствами предмета «английский язык», и она начнет действовать системно,

если будут применяться различные эффективные и современные способы и приемы обогащения личного (индивидуального) образовательного пространства ученика, то будут созданы условия для улучшения личного качественного результата образования.

Под «личным (индивидуальным) образовательным пространством ученика» мы понимаем некое место (условия), где (или при которых) может произойти развитие человека или качественные изменения с ним. То же самое мы можем сказать и по отношению к учителю.

В качестве эффективных современных способов и приемов обогащения личного (индивидуального) образовательного пространства ученика я рассматриваю возможности глобальной сети Интернет.

06.03.2015 17:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!