СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуаций успеха в учебное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе - большое испытание для первоклассника.

Придя в школу 1 сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.

На что опереться учителю, перед которым стоит задача организовать освоение программы? Простое и действенное решение подсказывает нам определение, предлагаемое А.Н. Леонтьевым: «Искусство воспитывать состоит в создании правильного сочетания мотивов», т.е. любой деятельности можно придать значимый для детей смысл.

Чего хотят наши дети? Как отличить истинные потребности от ничем не оправданных желаний, капризов? Как, решить задачи обучения в начальной школе, не подавляя личностных проявлений детей, а опираясь на них.

Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Природой в ребенке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться. Если понимать учение широко, как процесс накопления знаний и опыта, объективно являющийся необходимой составляющей жизни человека, то можно сказать, что все дети хотят учиться.

Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний, и успех в этом процессе заряжал бы его новой энергией, которая способна заметно улучшить его исходные интеллектуальные показатели.

Для возникновения у ребенка стойкой мотивации - «хочу учиться, хочу учиться хорошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Как бы ни менялись времена и педагогические подходы, смысл воспитания воли остается, по сути, неизменным. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я могу это сделать», чтобы потом, по прошествии некоторого времени, робкое могу превратилось в радостное хочу.

Привыкая к мысли, что любое задание - это путь к цели, маленький человек постепенно учится ставить перед собой цели и идти к ним. Если ребенок (с мягкой подачи взрослого) будет задавать самому себе вопрос: «Я ленюсь?» и находить в себе силы отвечать: «Да, конечно, ленюсь», то мотивация успеха вырастет в нем «изнутри», станет естественной и закономерной составляющей его личности. Мотивация учебной деятельности - важнейший элемент успешности ученика. Для того,чтобы учащийся по- настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они стали значимы для него.

Мотивация достижения успеха является позитивным мотивом учащихся. «Необходимо дать детям радость успеха в учении, пробудить чувство гордости, собственного достоинства», - писал В.А. Сухомлинский.

Суть успеха не в том, чтобы как можно больше усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, победе над незнанием, неумением, ленью. Задача педагога - научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности. Для личности особенно важен успех в ведущей деятельности, т.к. именно она, согласно JI.C. Выготскому, ведет за собой психическое развитие. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребенку.

Организационный момент - традиционное начало урока, построенное на основе различных методов концентрации внимания учащихся.

Часто внимание привлекается к персоне учителя, из уст которого учащиеся услышали определенную информацию, инструкцию. Более продуктивное начало урока может быть связано с обращением к детскому любопытству, способности удивляться, любви к сюрпризам и всему необычному.

Поэтому урок можно начать стихами, которые помогут настроить детей на работу, и которые я применяю на практике.

Например:

1.Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

3.Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим,

И тихонечко сидим.

Потребность дать ответ на предложенные учителем или придуманные учащимися задание и вопросы становятся мотивом активной работы на уроке, заставляет сосредоточиться на решении поставленных задач.

Поэтому на уроках развития речи, ознакомления с окружающим миром, предметно-практического обучения, чтения мы учимся понимать и разгадывать задачи.

На своих уроках я использую различные развивающие игры, т.к. через игру обучение может быть более привлекательным и доступным.

Например, на уроках математики мы играем в игры «Почта», «Стук - стук», «Парашютисты», «Рыболов», «Мельница», на уроках развития речи, ООМ «Кто где живет?» («Чей домик?»), «Овощи в корзине», «Ваза с фруктами» и др.

У пяти из шести наших воспитанников стоит диагноз ЗПР. У всех - гиперактивность. Поэтому задания подбираю, учитывая уровень интеллектуального, психического и физического развития учащихся. Стараюсь чередовать различные виды деятельности, учитывая степень сложности материала.

Все достижения детей считаем важными. Это придает им уверенности, повышает в их глазах значимость выполненной работы.

Стараясь не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не стесняемся говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей.

Стараюсь задавать посильное домашнее задание, затраченное время на его выполнение не должно превышать 1,5 часов. Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание, достичь успеха, и страх перед неудачей.

Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов.

Для создания ситуации успеха на уроках, занятиях, существуют различные приемы и тактики (типы).

Тип ситуаций успеха «Неожиданная радость».

Это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. Этот результат продуманный, подготовленный деятельностью педагога.

Прием «Лестница» или «Встань в строй».

Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, обретения веры в себя и окружающих. Можно использовать на уроке математики. Сначала счет до 5, потом до 10, затем 20, ученик с помощью учителя поднимается по ступенькам знаний.

Прием «Даю шанс».

Ученик не готов к уроку, не ставлю ему неудовлетворительно, «даю шанс» подучить материал и ответить на другой день. Если снова ответ слабый, можно поставить хорошую оценку. Ученик не готов к такому повороту, его может мучить совесть. Не следующий день работает, поднимает руку, становится более активным.

Ситуация «Общая радость».

Прием «Обмен ролями» или «маленький учитель». Ребенок берет на себя роль учителя и ведет фрагмент урока.

Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Прием «Заражение».

В педагогике «заражение» может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое «заражение» построено на точном расчете, в котором главное - выбор гносионосителя, т.е. мощного источника,- интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

На уроке чтения Даша хорошо рассказала стихотворение, предложила ребятам рассказать стихотворение также хорошо, как Даша. Ребята очень старались и радовались своим успехам и успехам товарищей.

Тип ситуации «Радость познания».

Денис решил самостоятельно неправильно пример, не может исправить ошибку, долго думает, но все-таки справляется с заданием, радуется своему успеху. Прием называется «Эврика».

Для достижения успеха очень важно зарождение и укрепление сотрудничества между педагогом и учеником.

Можно использовать прием «Этика вербального обращения с учащимися».

В обращении педагога к детям должно быть заложено его участие в общем деле. «Давайте подумаем вместе», «Может, сделаем так?», «Давайте попытаемся». Здесь не подходят такие формы обращения, как «мне интересно», «я хочу знать».

Прием 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.

Тональность произношения фраз должна быть располагающей, доброжелательной, понимающей, уважительной, выражающей восхищение, удивление и т.д.

Прием 3. «Дорисовывание».

В основе этого приема лежит вера в то, что ученик настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т.е. независимо от того, как ученик проявляет себя в данный момент, мы «накладываем не него краски», как будто он уже такой, как будто он действительно устремлен к этому.

Урок ППО. Ребята выполняют аппликацию.

Учитель с приподнятым настроением сообщает: 2Ребята, сегодня у нас в классе радостное событие! Владик, за которого мы все переживали, оказался способный ученик. Посмотрите, как он аккуратно вырезал! Давайте поздравим его с успехом! Ты, надеюсь, еще много раз будешь нас радовать, правда?

«Дорисовывая» же качества, которые учитель хотел бы увидеть в ребенке, он помогает ученику стать лучше.

Для того, чтобы каждый ученик видел свой рост, мы запланировали вести и начали готовить материал для «Наших достижений». В нее будут вкладываться творческие работы, грамоты, благодарности. С течением времени папка будет наполняться.

Родители смогут следить за развитием ребенка, а ребенок - над чем ему надо работать.

Категория: Всем учителям
22.02.2016 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!