СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание условий для развития одаренных детей, через вовлечение их в проектную и научно – исследовательскую деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях активных общественных преобразований к молодым людям предъявляются определенные требования, в которых совершенно по - новому расставляются акценты. Требования общества естественным образом вызывают изменения в системе образовательных технологий. Согласно определению понятия «инновационное обучение», обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро нарастающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, разнообразных форм мышления и способностей к сотрудничеству с другими людьми.

На первое место выдвигаются личностные качества обучающихся:

• думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания);

• обладать творческим мышлением;

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

• практически мыслить;

• генерировать новые идеи;

• быть коммуникабельным;

• грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).

Образование – это, не получение новых знаний и постоянные отчеты о заученном, а поиск - исследование, поиск - путешествие со своими открытиями и приключениями, поиск индивидуальный, личный и коллективный.

В нашем коллективе создаются благоприятные условия для того, чтобы дети всех категорий успешно освоили обучение по своей заданной траектории, зависящей от их индивидуальных потребностей и способностей. Мною разработаны методические пособия, дидактические материалы, которые способствуют успешному освоению программы детьми разного уровня подготовки. В нашем коллективе уже стало традицией, что старшие дети, помогают младшим (наставничество). Мы с детьми совместно обсуждаем идеи оформления поделок и изделий, находим оптимальное решение и успешно воплощаем их в жизнь. Для успешного диагностирования были разработаны индивидуальные карты учета, результатов обучения. А также, анкеты уровня освоения образовательной программы по годам обучения по пяти бальной шкале. А для одаренных детей ведется карта одаренности, тетрадь успешности и портфолио.

Для того чтобы обучающиеся объединения первого года обучения лучше узнали друг друга, психологом центра Бутаковой Анастасией Владимировной были проведены тренинги на сплочение коллектива. Обучающиеся с удовольствием откликнулись на предложенные им игры, а также ответили на поставленные вопросы теста по «Одаренности творческого потенциала», который разработал психолог Е. П. Торренс

Концепция разрыва с предыдущими знаниями составляет ядро структуры любого знания, его зарождения, его понимания, его усвоения. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворение нового. Отказ, творчество осуществляется субъектом - гражданином, прекратившим быть учеником. Эту концепцию выдвинул философ Гастон Башляр. Он говорил: Традиционное образование есть, по существу, обучение пассивности. Всеобщая практика передачи знаний, осуществляемая по схеме «передаваемое – получаемое», т.е. практика, которая состоит в том, чтобы учить всех тому, что, изобрели и сказали другие, - приводит к катастрофе. В этом случае дети обходятся без собственного опыта «на ощупь», без собственного пути к знанию и поэтому лишены наслаждения и радости собственных открытий и побед.

Исходя из философии С. Кьеркегорома исходным постулатом является положение о том, что степень талантливости человека растет прямо пропорционально степени его свободы. Таким образом принимаем утверждение о взаимозависимости, креативности творческого самовыражения и самоактулизации.

Английский философ М. Бумер, выдвигает такое суждение: Важно психологическое равенство учителя и ученика (уровень отношений, выражаемый формулой «Я» - «Ты», иначе «глаза в глаза»).

Из всех сказанных суждений я сделала для себя вывод что мотивационный фактор развития ребенка представляется центральным. Обучение призвано способствовать формированию и возможной реализации мега потребностей – потребностей самоактулизации, предполагающих реализацию творческого потенциала индивида. С помощью проектной методики на занятиях прикладного творчества можно достичь сразу нескольких целей – пробудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на занятиях атмосферу праздника, украсить себя, свой дом, кабинет прекрасными работами сделанными своими руками. Эта методика как никакая другая, подходит к нашему виду деятельности, потому, что каждый ребенок индивидуален и работы должны быть индивидуальные.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это метод направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.

Метод проектов возник в 20 – е годы двадцатого века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале двадцатого века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шадского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике. При советской власти эти идеи широко внедрялись, однако в 1931 году постановлением ЦК метод проектов был осужден и запрещен. В настоящее время работа в этом направлении активизировалась.

Что требуется от преподавателя при освоении метода проектов?

  • умение увидеть и отработать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
  • владением всем арсеналом исследовательской, поисковых, творческих методов, умение организовать исследовательскую, творческую работу обучаемых;
  • переориентация всей учебной работы на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых, которые развивают свои потенциальные способности, работая на конечный результат;
  • владение искусством коммуникации, которые предусматривает умение организовать или вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направлять обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
  • владение необходимым компьютерным инструментарием (редактором гипертекста, Интернет – технологией, пользованием базой данных, сканерам, принтером);
  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Для обучаемых для участия в проектах требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информаций, сбор и обработка данных, научное обоснование полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методы их решения);
  • владение компьютером на уровне пользователя;
  • знание основ того предмета, по которому разрабатывается проект.

Требования к участникам совместного проекта достаточно высоки:

  1. доброжелательность при всех обстоятельствах;
  2. обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
  3. взаимопомощь в работе;
  4. тщательность и добросовестность в выполнении работы;
  5. полное равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Проекты могут быть:

  • исследовательские (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов);
  • творческие (такие проекты не имеют детально проработанной структуры);
  • приключенческие, игровые (в таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта);
  • информационные проекты (исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
  • инвестиционные (бизнес – проекты) – эти проекты отличает четко – получение прибыли.

По характеру контактов проекты бывают:

  • внутренними или региональными;
  • международными.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • индивидуальные;
  • групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочные (одном – двух занятиях);
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Структура проекта:

  1. название проекта;
  2. сведения об авторах проекта;
  3. цели и задачи проекта;
  4. аннотация проекта;
  5. учебный предмет;
  6. учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросы;
  7. участники проекта и их возраст;
  8. вопросы, на которые должны ответить участники проекта или суть участия в проекте;
  9. выходы, результаты деятельности участников проекта;
  10. сроки реализация проекта;
  11. этапы реализации проекта.

Изучив особенности метода проектов, мы применяем его на занятиях объединения уже на протяжении десяти лет. Результатом данной деятельности за последние пять лет стало активное участие учащихся объединения в НПК и творческих конкурсах разного уровня. Победителями стали 19 учащихся объединения, призерами 28 обучающихся.

В текущем учебном году, учащихся объединения готовят проектные работы, а трое учащихся исследовательские работы для участия в районных НПК: «Первый шаг», «Шаг в будущее, Юниор!» и в областном фестивале «Планета интеллект».

Метод проектов нацелен на развитие способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно - постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.

Реализация творческой свободы педагога в быстро, меняющихся образовательных процессах наряду с ответственностью за конечный результат, возможно, при условии осмысления учебного процесса.

Метод проектного обучения определяет сопровождающую позицию педагога по отношению к ученической деятельности, помощь ученику в постановке и достижении его образовательных целей.

23.05.2020 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!