СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В условиях активных общественных преобразований к молодым людям предъявляются определенные требования, в которых совершенно по - новому расставляются акценты. Требования общества естественным образом вызывают изменения в системе образовательных технологий. Согласно определению понятия «инновационное обучение», обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро нарастающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, разнообразных форм мышления и способностей к сотрудничеству с другими людьми.
На первое место выдвигаются личностные качества обучающихся:
• думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания);
• обладать творческим мышлением;
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
• практически мыслить;
• генерировать новые идеи;
• быть коммуникабельным;
• грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).
Образование – это, не получение новых знаний и постоянные отчеты о заученном, а поиск - исследование, поиск - путешествие со своими открытиями и приключениями, поиск индивидуальный, личный и коллективный.
В нашем коллективе создаются благоприятные условия для того, чтобы дети всех категорий успешно освоили обучение по своей заданной траектории, зависящей от их индивидуальных потребностей и способностей. Мною разработаны методические пособия, дидактические материалы, которые способствуют успешному освоению программы детьми разного уровня подготовки. В нашем коллективе уже стало традицией, что старшие дети, помогают младшим (наставничество). Мы с детьми совместно обсуждаем идеи оформления поделок и изделий, находим оптимальное решение и успешно воплощаем их в жизнь. Для успешного диагностирования были разработаны индивидуальные карты учета, результатов обучения. А также, анкеты уровня освоения образовательной программы по годам обучения по пяти бальной шкале. А для одаренных детей ведется карта одаренности, тетрадь успешности и портфолио.
Для того чтобы обучающиеся объединения первого года обучения лучше узнали друг друга, психологом центра Бутаковой Анастасией Владимировной были проведены тренинги на сплочение коллектива. Обучающиеся с удовольствием откликнулись на предложенные им игры, а также ответили на поставленные вопросы теста по «Одаренности творческого потенциала», который разработал психолог Е. П. Торренс
Концепция разрыва с предыдущими знаниями составляет ядро структуры любого знания, его зарождения, его понимания, его усвоения. Суть этой концепции в том, что она предполагает одновременно отказ от старого и сотворение нового. Отказ, творчество осуществляется субъектом - гражданином, прекратившим быть учеником. Эту концепцию выдвинул философ Гастон Башляр. Он говорил: Традиционное образование есть, по существу, обучение пассивности. Всеобщая практика передачи знаний, осуществляемая по схеме «передаваемое – получаемое», т.е. практика, которая состоит в том, чтобы учить всех тому, что, изобрели и сказали другие, - приводит к катастрофе. В этом случае дети обходятся без собственного опыта «на ощупь», без собственного пути к знанию и поэтому лишены наслаждения и радости собственных открытий и побед.
Исходя из философии С. Кьеркегорома исходным постулатом является положение о том, что степень талантливости человека растет прямо пропорционально степени его свободы. Таким образом принимаем утверждение о взаимозависимости, креативности творческого самовыражения и самоактулизации.
Английский философ М. Бумер, выдвигает такое суждение: Важно психологическое равенство учителя и ученика (уровень отношений, выражаемый формулой «Я» - «Ты», иначе «глаза в глаза»).
Из всех сказанных суждений я сделала для себя вывод что мотивационный фактор развития ребенка представляется центральным. Обучение призвано способствовать формированию и возможной реализации мега потребностей – потребностей самоактулизации, предполагающих реализацию творческого потенциала индивида. С помощью проектной методики на занятиях прикладного творчества можно достичь сразу нескольких целей – пробудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на занятиях атмосферу праздника, украсить себя, свой дом, кабинет прекрасными работами сделанными своими руками. Эта методика как никакая другая, подходит к нашему виду деятельности, потому, что каждый ребенок индивидуален и работы должны быть индивидуальные.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это метод направленный на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривающий сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной творческой деятельности.
Метод проектов возник в 20 – е годы двадцатого века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Килпатриком. В России метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале двадцатого века. Идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шадского в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике. При советской власти эти идеи широко внедрялись, однако в 1931 году постановлением ЦК метод проектов был осужден и запрещен. В настоящее время работа в этом направлении активизировалась.
Что требуется от преподавателя при освоении метода проектов?
Для обучаемых для участия в проектах требуется:
Требования к участникам совместного проекта достаточно высоки:
Проекты могут быть:
По характеру контактов проекты бывают:
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
По продолжительности проведения проекты могут быть:
Структура проекта:
Изучив особенности метода проектов, мы применяем его на занятиях объединения уже на протяжении десяти лет. Результатом данной деятельности за последние пять лет стало активное участие учащихся объединения в НПК и творческих конкурсах разного уровня. Победителями стали 19 учащихся объединения, призерами 28 обучающихся.
В текущем учебном году, учащихся объединения готовят проектные работы, а трое учащихся исследовательские работы для участия в районных НПК: «Первый шаг», «Шаг в будущее, Юниор!» и в областном фестивале «Планета интеллект».
Метод проектов нацелен на развитие способностей у ребенка, которые были бы востребованы в быстро меняющемся мире, а именно - постоянно учиться, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботится о людях, обществе, стране, окружающей среде, быть творческим, проявлять изобретательность.
Реализация творческой свободы педагога в быстро, меняющихся образовательных процессах наряду с ответственностью за конечный результат, возможно, при условии осмысления учебного процесса.
Метод проектного обучения определяет сопровождающую позицию педагога по отношению к ученической деятельности, помощь ученику в постановке и достижении его образовательных целей.
© 2020, Дубкова Ирина Владимировна 503