СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии преподавания музыки в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных образовательных учреждениях сегодня активно внедряется Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам, разработанным творческим коллективом.

В комплект входят учебники и творческие тетради для учащихся. Преподавание музыки требует от учителя не эпизодического использования материала, а глубокого освоения их содержания, методов и приёмов обучения.

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие детей, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений

Учитель музыки, используя данную методику анализа музыкального сочинения, должен учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление: жанровых признаков (песня, танец, марш – по Д.Б. Кабалевскому); признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка); опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский).

В процессе развития певческой культуры учащихся, учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные технологии развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю.Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование компьютерных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музыцирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, мимическая, пальчиковая гимнастика) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки для создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально-практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта может приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни.

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: степени эмоционального восприятие явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношение к изучаемым произведениям через систему усвоение основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, повседневной жизни, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности. Среди процедур диагностики учителю рекомендуется: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников (на основе звучащей музыки) по четвертям или полугодиям, их анкетирование, школьные олимпиады и марафоны по музыке.

Для эффективного преподавания музыки необходимо широко использовать информационные технологии – аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др.

В логической цепочке «музыка – учитель – дети» педагог-музыкант должен принять на себя роль мудрого посредника между ребенком и музыкой. Пусть девизом каждого педагога-музыканта, работающего с детьми, станут слова Д.Б. Кабалевского: «Музыка учит людей понимать друг друга».

18.02.2021 20:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей