СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная деятельность учителя и школьного библиотекаря в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2011 - 2012 учебный год для всех  российских  школ  стал переходным годом на новые Стандарты начального общего образования, а затем и основной школы на новые ФГОС, утвержденные Министерством образования Российской Федерации.

В нашей школе по новым образовательным стандартам обучаются 1,2,3 классы. В 2014-2015 учебном году планируется переход на новые образовательные стандарты основной школы.

В чём же принципиальное отличие новых государственных образовательных стандартов? 

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

·         требований к результату образования,

·         требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

·          требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В новом Стандарте  четко обозначены требования к результатам образования:

·         личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества),

·         метапредметные (умение учиться),

·          предметные умения.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет  собой общественный договор  семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменились, главное  в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования,  исходя из ФГОС  второго поколения,  понимается так: школа должна давать знания, но она  также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.  

Сегодня обучение это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество и  школьная библиотека становится центром  такого творчества, а также местом реализации  индивидуальных способностей учеников и лабораторией для инновационного развития педагогов. 

Новый статус  школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки.   Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Чтобы достичь максимального  использования  потенциала  школьной библиотеки, необходимо постоянное сотрудничество  учителей школы  со  школьным библиотекарем.

Сотрудничество учителя и библиотекаря должно быть  направлено на то, чтобы:

– развивать и обучать школьников по всем предметам учебного плана, расширять их кругозор, совершенствовать их знания;

– развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания обучающихся, оказывать помощь в поиске, подборе, сортировке и использовании информации;

– разрабатывать планы уроков, внеклассных занятий, мероприятий по воспитательной работе с детьми;

– готовить и проводить проектную, исследовательскую работу, выполняемые в расширенной среде обучения, которая включает школьную библиотеку;

– готовить и проводить программы пропаганды чтения и культурные мероприятия.

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю. Вся деятельность школьной библиотеки тесно связана с работой учителя в  урочной, внеурочной деятельности и в рамках воспитательной работы с обучающимися.  Новые же образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя и школьного библиотекаря.

С введением новых ФГОС появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией  школы.

Библиотечный фонд  школьной библиотеки формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующимися в образовательном учреждении. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке  постоянно ведётся работа по обновлению и пополнению как учебной, так и художественной  литературы.

При подготовке к новому  учебному  году проводится работа по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения.

С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно  проводится акция «Подари книгу школе!» при содействии классных руководителей и учителей – предметников. Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик может внести свой вклад в библиотечный фонд школы.

Активно принимают участие ребята во главе с классными руководителями, учителем биологии и библиотекарем в ежегодных городских акциях «Сохраним лес – сдадим макулатуру!»

С недавнего времени у нашей библиотеки  появился свой экслибрис, который стал итогом конкурса «Экслибрис нашей школьной библиотеки», в котором приняли участие все учителя и ученики нашей школы

  Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Совместной работа библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности подразумевает информационную поддержку учителя, оформление книжных выставок, обзоров литературы по теме урока, помощь в поиске и отборе информации обучающимся, повышение познавательной активности учеников.

Появление внеучебной деятельности в учебном плане школы – одно из новшеств стандартов второго поколения. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, ритмику, библиотечные занятия.

В школе накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам. Вот уже третий год в рамках внеурочной занятости мной проводятся «Библиотечные часы»: 1,2 класс- «Почитай-ка»;  3 классы – «Читаем с удовольствием!».  В этой работе ставлю перед собой следующие цели научить младших школьников:

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-давать нравственную оценку героям произведения;

-выбирать достойные идеалы и образцы для подражания;

-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

-самостоятельно выбирать книги для чтения;

-работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

-планировать чтение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть школьник. Именно деятельность, а не совокупность знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

Важно не просто передать знания ребёнку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание  уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

На сегодняшний день в этом направлении школа имеет положительный опыт: ежегодно обучающиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов, а также принимают участие в школьных, районных, городских, региональных и федеральных проектах. Обучающиеся нашей школы становятся победителями  районных и городских научно-практических конференций. Технология преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический характер, что формирует у учеников навыки учебной и исследовательской деятельности. Эти факты еще раз подтверждают, что педагогический коллектив школы выходит на результат образования с опережением, на шаг вперёд. Практическая направленность уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать.

В своей работе школьная библиотека также определила ряд приоритетных видов деятельности согласно требованиям новых образовательных стандартов:

- исследовательская деятельность;

- информационная деятельность;

- проектная деятельность;

- литературно-познавательная деятельность;

- мультимедийные технологии;

- работа с УМК;

- работа с фондом художественной литературы.

Работа школьной библиотеки в данных направлениях пересекается с деятельностной направленностью в работе учителя. И тесное сотрудничество, содружество, сотворчество библиотекаря с классными руководителями и учителями – предметниками становится необходимым условием  качественного образовательного процесса в школе.

Это театрализованные  праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое  воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию обучающихся.  На  классных часах, внеаудиторных занятиях ребята  знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы  о жизни и творчестве великих людей. Ученики являются активными помощниками школьного библиотекаря. С их помощью проводятся инсценированные представления для младших школьников, рейды по проверке учебников,  работа с библиотечным фондом.

С целью приобщения детей к чтению, активизации познавательной активности в школьной библиотеке постоянно проводятся мероприятия, способствующие  развитию интереса обучающихся к чтению и книге, а через чтение книг к процессу «деятельностного познания» мира.

С огромным удовольствием ученики школы откликнулись на участие в школьном проекте «Я тебе рекомендую», проводимого в рамках районного проекта «С книгой по жизни». Презентацией проекта были выпуски «Рекомендательных списков литературы» и их защита.  И, конечно же, эта работа не была бы столь успешной без заинтересованности, творческой поддержки всего педагогического коллектива школы.

Участие учеников нашей школы в Празднике Книги, посвященному  100-летию со дня рождения С.В. Михалкова также не обошлось без совместного творчества  библиотекарь – учитель – ученик. И только такой творческий союз способен зажечь огонь знаний в душе ребёнка.

В этом учебном году две команды из нашей школы обучающиеся 5-6 классов приняли участие в федеральном проекте «Книга – 2014: выбирают дети» в качестве экспертов, предложенных авторами проекта, книг. Ребята очень заинтересовались данной деятельностью, ощутили свою причастность и ответственность за судьбу книги.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в «Турнирах любознательных», « Интеллектуальных брейн-рингах», конкурсах «Что? Где? Когда?».

Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популяризации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

         Занятия со школьниками по обучению информационной грамотности проходят в тесном сотрудничестве  с учителем информатики. И учитель , и библиотекарь учат школьника как найти информацию, отобрать нужную, качественную, суметь оценить степень достоверности, развивать информационную компетентность школьников. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве. Но кроме того эта совместная работа поможет ребёнку стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения обучающихся с классным руководителем. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение. И в этом большую помощь оказывают как классным руководителям, так и учащимся сотрудники библиотеки.

Все интересные события в жизни школы, а также результаты литературного творчества учеников находят место на страницах нашей школьной газеты «Солнечные вести», которую возглавляет талантливый тандем учеников старших классов и учителя. Каждый ученик, родитель, учитель может стать автором статьи, размещенной в газете. Здесь печатаются детские, забавные, непосредственные стихи первоклассников и литературные творения родителей. И эта деятельность тоже является нашим долгосрочным проектом, в котором принимают участие все участники образовательного процесса.

Итак, в  новых образовательных стандартах выделены требования к  результатам образования, к освоению основных образовательных программ, но это не,  казалось бы, возможным без последовательного выполнения  третьего системного требования нового образовательного стандарта: к условиям реализации стандарта - материально-технической базе образовательного учреждения и к  информационному  сопровождению образовательного процесса.

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой. Библиотека должна стать информационно-библиотечным центром с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой…

Читающий ребенок – надежда на будущее  России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим  надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги.

И, хочется верить, что именно введение новых образовательных стандартов качественно изменит ситуацию и школьная библиотека сможет  действительно стать информационно-библиотечным центром  и организовывать свою работу на ещё более высоком уровне.

И в заключение, хотелось бы сказать, что активное сотрудничество библиотекарей и педагогов позволяет повысить интерес обучающихся к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности, что и является конечным результатом новых образовательных стандартов, портретом выпускника нового поколения.

Категория: Всем учителям
11.01.2015 16:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!