СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная адаптация учащихся с нарушением интеллекта в процессе совместного творчества родителей, учащихся и педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашей стране численность детского населения с проблемами в психофизическом развитии растет. Решение проблем таких детей относится к числу острых актуальных задач социальной работы. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью. К сожалению, в настоящее время в России социальная работа с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, находится в стадии формирования.

Создание специальных образовательных условий для воспитания и развития умственно-отсталых детей является наиболее актуальным, так как ввиду своих особенностей развития эти дети требуют особого внимания. Тем более в современном обществе, где даже человеку с нормальным развитием адаптироваться становится все труднее и труднее. Интеграция в общество детей с нарушением интеллекта не может происходить так же, как и у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источниками развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринимать социальные нормы и требования. На социальной адаптации неблагоприятно сказывается недостаточная психологическая подготовка семьи к принятию и воспитанию ребенка с нарушением развития. В этой связи каждый педагог, работающий с такой семьей, должен быть знаком с основами семейной психологии, чтобы суметь смягчить стресс семьи воспитывающей умственно отсталого ребенка, а также помочь организовать адекватное его отставанию стимулирующее воспитание.

Работая с умственно отсталыми детьми и их родителями, было отмечено, что для успешной интеграции в общество этих детей и подготовки их к будущей независимой жизни необходимо осуществлять творческий поиск инновационных подходов в решении проблемы социальной адаптации данной категории детей. В связи с этим мы разработали и осуществили во взаимодействии с детьми и родителями методы творческой реабилитации, то есть использовали развитие творческого потенциала ребенка через раскрытие новых умений и навыков, приобретение творческого опыта. В этом творческом взаимодействии участвовали дети с нарушением интеллекта, их родители и педагоги. Вся работа была направлена на совершенствование навыков общения, совместной деятельности, коллективного творчества; становление положительного отношения к себе, к другим, к миру вокруг себя; ребенок приобретает веру в себя, уверенность в своих силах, убеждение в само эффективности. Организация взаимодействия участников творческой деятельности (детей, их родителей и педагогов) обеспечивается через реализацию индивидуальных интересов и потребностей развития ребенка и стимулируется активизацией социальной позиции семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

Актуальность работы

Проблема социальной адаптации подростков с нарушением интеллекта в современном обществе встала наиболее остро, так как мы живем в такое время, когда даже здоровому человеку сориентироваться бывает нелегко. К тому же, наше общество стремится быть культурным, а во все времена показателем уровня культуры нации является отношение общества к аномальным детям, и в настоящее время это стало одной из главных социальных проблем нашего общества. Эта проблема сегодня очень актуальна. Главное – это максимально возможное приспособление таких детей к жизни. С этой целью разрабатываются инновационные проекты, в центре которых вопросы социальной адаптации детей с проблемами в здоровье и развитии.

Актуальность данной темы очевидна и состоит в назревшей необходимости создания системы работы с учащимися с нарушением интеллекта, в связи с их обучением в школе и дальнейшей социализации в общество нормальных людей. Возможность развития творчества у умственно отсталых детей через систему совместной творческой работы родителей, детей и педагогов, проводимая планово, системно, с учетом специфики психических особенностей детей с нарушением интеллекта дает достаточно высокий уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия. В процессе работы мы создаем условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности данные ему от природы и состояния здоровья, что не должно становиться причиной исключения ребенка из активной жизни. Актуальность темы состоит еще и в том, чтобы вовлечь родителей детей в жизнь школы, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми и видеть свои родительские возможности. Для полноценного развития умственно отсталого ребенка необходим творческий союз родителей, детей и педагогов.

Целью нашей работы является поиск эффективных путей социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта в процессе совместного творчества родителей, детей и педагогов, включение этих детей в социальную среду, приобщение их к общественной жизни на уровне психофизических возможностей, а также организация совместного творчества родителей, детей и педагогов для создания условий к социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.

Задачи работы:

создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного процесса; привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе; повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по организации работы с семьей; объединить усилия педагогов и родителей в вопросе социально-личностного развития детей; содействовать развитию у учащихся коммуникативных способностей, творческой инициативы и самостоятельности; создать условия для самореализации и самоутверждения личности ребенка с нарушением интеллекта в обществе; воспитывать любовь к ручному труду; организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

В деле воспитания детей ни школа, ни семья не могут заменить друг друга, поэтому становится очевидным необходимость их педагогического взаимодействия. Основываясь, на этом мы поставили перед собой цель: вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество родителей, детей и педагогов. Начав эту работу еще в начальном звене, было замечено, что это помогает нашим учащимся в социальной адаптации. Дети стали более открытыми, раскрепощенными, они стали свободнее общаться не только с педагогами, но и друг с другом, так как совместные мероприятия и творчество, как известно, объединяют. Для реализации нашей темы необходимо было заинтересовать детей и родителей, а также вести работу регулярно и систематически; выстроить подлинное доверие и партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогов и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного влияния школы на семью. Привлечение родителей к воспитательной работе с классом имеет определенные трудности: родители загружены работой или домашними делами; они плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу; порой родители занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия. Как привлечь родителей к школе? Как использовать их творческий потенциал для развития их детей? Как сделать процесс воспитания более эффективным? В результате анкетирования выяснили, что наши родители имеют разные увлечения и хобби: сочиняют стихи, занимаются цветоводством, шитьем, вязанием, бисероплетением, изготовлением мягких игрушек, кулинарией, резьбой по дереву и пением. Здесь же возникла идея: помочь развитию творческих способностей детей через совместную работу родителей, детей и педагогов. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач по социальной адаптации умственно отсталых учащихся через совместное творчество родителей, детей и педагогов мы использовали широкий спектр стандартных форм работы с семьями учащихся:

посещение на дому; консультации, беседы, анкетирование; развлечения, праздники; дни открытых дверей; открытые занятия; родительские собрания; фотогазеты, выставки детского творчества.

Поскольку мы запланировали вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество родителей, детей и педагогов, нам пришлось пересмотреть формы взаимодействия педагогов и родителей и добавить такие новые формы взаимодействия, как привлечение родителей для подгрупповой работы с детьми в рамках образовательного процесса к изготовлению совместных с детьми поделок в соответствии с планированием и к участию в различных конкурсах, проводимых в школе и не только. В ходе работы мы провели консультацию «Влияние творчества детей на их социальную адаптацию», подготовили памятку для родителей «Творческие игры и упражнения для развития мелкой моторики», провели для родителей мастер-класс «Способы и приемы бумажной пластики для развития мелкой моторики». Родители с интересом приняли участие в мастер-классах и затем дома с детьми изготовили поделки для классной выставки.

Творчество детей – это волшебный мир, в котором интересно всем: и детям и взрослым. Удивляет неиссякаемая фантазия родителей и детей, разнообразие и неповторимость каждой поделки. Дети очень гордятся результатом совместного с родителями творчества, ведь совместные мероприятия и творчество объединяют. Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов. Уже сейчас можно сказать, что работа в этом направлении ведется успешно. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из наблюдателей стали активными участниками и помощниками педагогов. Они стали проявлять искренний интерес к жизни класса, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Совместная деятельность сблизила педагогов, родителей и детей. Таким образом, можно говорить о взаимном дополнении семейного и общественного воспитания, в процессе которого раскрывается личность ребенка, его индивидуальность, творческий потенциал, основанный на сотрудничестве и сотворчестве.

В ходе работы над этой темой мы смогли отметить, что совместное творчество родителей, педагогов и умственно отсталых детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка. Совместное творчество с родителями восполняет недостаток родительского внимания, позволяет ребенку выразить себя и ощутить свою значимость. Такая форма работы дает возможность родителям и детям продемонстрировать свои творческие способности. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта – сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей к самостоятельной жизни. Мы добились того, что все ребята нашего класса стали более самостоятельными и активными, появилась у них уверенность в своих силах, они приобрели навык самостоятельной работы и желание добиваться результата в работе. Мы отметили, что совместное творчество родителей, учащихся и педагогов помогает в социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта.

Список литературы:

Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов-дефектологов педагогических институтов/ В.В.Воронкова.-М.:изд-во «Просвещение», 2004.-112с. Зайцев Д.В. Роль семьи в социализации и подготовки к взрослой жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями/ Д.В.Зайцев// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-2006.-№3-С.49-65. Иванов Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями/ Н.Н.Иванова // Дефектология.-2004.-№2-С.27-32. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации.-М.:ПЕР СЭ,2002.-192с. Матвеева Н.Б. Соцциальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида/Н.Б.Матвеева, Е.С.Погостина// Воспитание и обучение детей с нарушением развития.- 2004.-С.47-54. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе/ В.Ф.Мачихина.-М.:изд-во «Просвещение», 200-.-144с.

Категория: Внеурочка
15.04.2015 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!