СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочетание «геометрального» и «натурального» методов обучения изобразительному искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

История методов обучения изобразительному искусству сравнительно молода. Об этом писал Н. Н. Ростовцев, который по существу и был первым серьёзным исследователем, систематизировавшим разрозненный материал по истории развития методов обучения рисованию: «…область науки, которой мы с вами занимаемся, еще не получила должного развития. Вопросами изучения методики преподавания изобразительного искусства мало кто занимался, в особенности среди художников…».

Методы обучения рисованию развивались в тесной взаимосвязи с общим художественно-эстетическим и социально-экономическим развитием общества. В конце XIX века, когда в кругу учёных и педагогов разгорались споры о преимуществах «геометрального» и «натурального» метода обучения рисованию. Краткая характеристика «геометрального метода» следующая: при рисовании любого предмета и объекта реальной действительности его форма упрощалась до геометрической фигуры или тела; затем геометрическая форма уточнялась по натуре, приобретая сходство с изображаемым предметом. Трудно не согласиться с тем, что «геометральный метод» способствует правильности и точности рисунка. В настоящее время основополагающие принципы «геометрального метола» рисования вошли в программы по ИЗО для общеобразовательной школы.

Появлению «натурального метода» в обучения изобразительному искусству способствовали такие течения и направления в искусстве как: импрессионизм, абстракционизм и другие. На смену аналитическому рассудочному рисованию приводилась обострённая эмоциональность, чувственность, субъективное отражение впечатлений от реальности. «Натуральный метод» обучения искусству предлагал детям рисовать предметы сразу такими, какими они их видят, без каких-либо упрощений формы, без анализа конструкции предметов. Сторонники метода считали такой подход соответствующим особенностям возрастной психологии детей. Кроме того «натуральный метод» был созвучен теории «свободного воспитания» и «биогенетического развития способностей», получившей обоснование в трудах А. В. Бакушинского, воплощался в позиции «невмешательства» педагога в спонтанное развитие изобразительной деятельности детей. По этому поводу С. Е. Игнатьев пишет: «педагогическая точка зрения была заменена психологической. В современной России идеи биогенетической концепции развития личности ребёнка, «свободного воспитания» и «натурального метода» в обучении рисованию, сохраняются в институте Художественного воспитания. Основателем данного направления был, в частности, А. В. Бакушинский, который в середине XX века развивал и пропагандировал концепцию биогенетического развития личности. Размышляя о небывалом интересе к детскому художественному творчеству, который сформировался в науке и обществе в первой трети XX века, А. В. Бакушинский восклицал: «Дети, как драгоценный материал для формовки будущих носителей новой, возможно, более удачной и целостной культуры, являются предметом нашей исключительной заботы. Поиски условий нормального развития и связанных с ним нормальных способов воспитания — первоочередная (и очень сложная) задача современной педагогии». Исследователь разграничил возрастные периоды развития ребёнка и выявил ряд обособленных этапов развития изобразительной деятельности. По мысли, А. В. Бакушинского каждый возраст имеет «самодовлеющую ценность». При этом, ни одна из фаз развития не находится в подчинённом состоянии по отношению к следующей, не является просто подготовительным этапом последующего развития. Учёный делает вывод о том, что система художественного воспитания должна «в своих методах исходить из безусловного признания и утверждения автономных ценностей возраста и не допускать навязывания ложных и непрочных ценностей извне» А. В. Бакушинский выступает противником «механического накопления» аналитических знаний, умений и навыков, провозглашая основной задачей воспитания «освобождение творческой силы ребёнка». «Иначе говоря, — следует путь воспитания предпочесть пути образования и последнее бесповоротно подчинить первому».

Категория: ИЗО
12.02.2021 08:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!