СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовку к ЕГЭ я начинаю с первого дня занятий в 10 классе.

Во-первых, в обязательном порядке провожу диагностическую контрольную тестовую работу, составленных по принципу ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данное тестирование помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка

При этом особое внимание, начиная с 5 класса, уделяю формированию

- умения работать с заданиями тестового характера с выбором ответа, частичным ответом;

- умения выполнять комплексный анализ текста, включая все виды разборов;

- умения преобразовывать теоретический материал в схемы, таблицы, тезисные планы, алгоритмы, памятки.

Считаю, что подготовка к экзамену ни в коем случае не должна сводиться к натаскиванию, методу «игры в крестики-нолики»! Никогда не заменяю, к примеру, диктанты тестами. Использую различные виды упражнений и контрольных работ, чтобы помочь детям постичь законы языка.

Во-вторых, знакомлю учащихся со структурой ЕГЭ, требованиями, критериями оценивания, а также с интернет источниками и дополнительной литературой.

Основной формой организации учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему. Программа по предмету спланирована так, что за 2 года мы повторяем, обобщаем и систематизируем весь материал, необходимый для выполнения тестовых заданий и грамотного оформления сочинения (задание 25).

Шаг 3. Повторение теоретического материала.

Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Теоретическая база - фундамент знаний для выполнения тестовых заданий.

Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, опорных конспектов, тезисных планов и т.п. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку, используя различные источники информации, как печатные, так и электронные.

Шаг 4. От теории к практике.

В соответствии с темой или блоком, разделом подбираю задания в соответствии с заданиями ЕГЭ для самостоятельной, индивидуальной или групповой работы в классе и дома для закрепления.

Шаг 5. Особую тревогу у учащихся вызывает выполнение задания 25 – написание рецензии на прочитанный текст.

Так сказать предварительную подготовку к данному виду работы провожу, начиная с 5 класса, как на уроках русского языка, так и литературы во время работы с различными текстами, их анализом.

В 10 – 11 классах провожу дополнительные занятия по подготовке к написанию рецензии. На занятиях объясняю ребятам законы жанра, примерный план сочинения, требования и критерии оценки.

Затем мы рассматриваем образцы текстов разных по типу и стилю речи, учимся видеть и формулировать проблему, понимать отношение к ней автора, его позицию, составлять комментарий по тексту в соответствии с требованиями. Рассматривая каждый текст, подбираем примеры–аргументы в доказательство своей точки зрения из жизненного и литературного опыта. Используем при этом технологию сотрудничества, обмениваясь мнениями, примерами, составляя коллективные комментарии и целые сочинения. Также ребята пишут рецензии самостоятельно. Готовые работы мы пытаемся корректировать, исправлять ошибки и недочеты. Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и не допускать подобных самим.

У нас имеется свой банк примеров из литературного опыта, который мы создаём, изучая программные литературные произведения.

Все наработки и материалы хранятся в специальных папках и тетрадях, которые мы заводим ещё в 9 классе при подготовке к ОГЭ и продолжаем в 10 и 11.

Итак, основные этапы моей работы по подготовке к ЕГЭ:

- обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний;

- отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);

- формирование умения выполнять часть С, как наиболее сложную для большинства учащихся;

- постоянный мониторинг обученности русскому языку.

Подготовка к ЕГЭ проходит на:

- уроках русского языка и литературы;

- индивидуальных и групповых консультациях, помогающих ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика;

- дополнительны курс «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»;

- самостоятельная работа учащихся.

Системный подход при подготовке обязательно принесёт свои результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей. Бесспорно, подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, но результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

Категория: Русский язык
15.12.2015 21:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!