СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система подготовки к ЕГЭ по математике

в урочное и внеурочное время

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.

В Нижегородской области ЕГЭ по математике проводится с 2009 года. В своём выступлении представлю систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 1 - 2 учеников на более высокий результат.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей математики, просто «шоковой терапией», поскольку ломал все привычные подходы к процессу обучения математике. Что возмущало больше всего:

  1. полный отказ от всех правил оформления решения;

  2. нестандартность в формулировках заданий;

  3. допустимость «метода угадывания».

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 6 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводятся на выполнение 21 задания.

В 2015 году вообще уже будет два экзамена по математике – базовый и профильный. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче экзамена?».

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. С ним не справляются выпускники 5 курса математических факультетов вузов страны. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе», ознакомилась с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ. Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Однако копилка с нерешёнными заданиями части С пополнялась с реактивной скоростью. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные решения демоверсий ЕГЭ. Даны конкретные рекомендации по параметрам, нестандартным уравнениям и неравенствам в заданиях ЕГЭ.

На всех курсах и семинарах школьному учителю общеобразовательной школы дается установка на подготовку детей 1 части и 2-3 заданий 2 части, что соответствует 50 - 70 баллам или школьной четвёрке и пятёрке. Кроме того 2 часть содержит ещё четыре самых сложных задачи, которые предлагались ранее только на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Но эти задачи рассчитаны для школьников, ориентированных на 80 и более баллов, т.е. для специализированных математических специальностей. Для отработки навыков решения таких задач необходима систематическая углублённая факультативная работа высокого уровня сложности, не являющаяся доступной большинству школьников (лицеи, гимназии, долгосрочные курсы при вузах). Одним словом в полном объёме раздел С по силам математически талантливым детям.

Я выделила следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

  • информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность (качество подготовки по математике, умение выполнять задания КиМов);

  • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов).

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. При организации работы с родителями обучающихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ. Здесь помощь оказывают администрация и классный руководитель. В течение двух лет на родительских собраниях в системе освещаются следующие вопросы:

  • общие положения проведения ЕГЭ;

  • сроки и общие правила проведения ЕГЭ;

  • порядок подачи апелляции;

  • оценка результатов ЕГЭ;

  • информационные сайты подготовки к ЕГЭ.

Я оформляю информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации. Провожу индивидуальные консультации для родителей по степени готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике, необходимой коррекции в подготовке.

Информационная работа с обучающимися также осуществляется в течение двух лет. С ними провожу инструкции по правилам поведения на экзамене, правилам заполнения бланков. Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ. Эту работу провожу, начиная с 10 класса. Тем не менее, обучающиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время диагностических работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведется с отдельными обучающимися на консультациях.

Основная составляющая в моей работе - это предметная подготовка обучающихся по математике.

Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у обучающихся появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. Естественно запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить обучающихся общим универсальным приемам и подходам к решению.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило - от простых типовых заданий до заданий II части. Система развития логического мышления обучающихся осуществляется с помощью различных типов задач с нарастающей трудностью. Расположение 11 класса однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда непосредственная подготовка к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. У обучающихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Каждая тема дается в сжатом виде с основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания. На каждую тему отводится два - три занятия. Основная отработка заданий ведется в комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третий принцип - все тренировочные, диагностические работы следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию стараюсь всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел для обучающихся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойней и собраннее.

Четвертый принцип - в шутливой форме звучит так: «Отважные герои всегда идут в обход!» Нужно научить обучающихся использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом. Например: при отработке заданий на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции после отработки навыков восполнения заданий по алгоритму, нужно показать обучающимся метод логического рассуждения.

Система подготовки к ЕГЭ по математике

в урочное и внеурочное время

Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Основная цель введения ЕГЭ – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.

В Нижегородской области ЕГЭ по математике проводится с 2009 года. В своём выступлении представлю систему работы по подготовке детей к ЕГЭ по математике, давшую хорошие результаты.

Несмотря на то, что результаты всех лет были успешными, хочется не только сохранить 100% успеваемость, но и попытаться подготовить 1 - 2 учеников на более высокий результат.

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к нему, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо представлять себе структуру экзаменационной работы, процедуру экзамена, знать какие и когда действия при этом происходят.

Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей математики, просто «шоковой терапией», поскольку ломал все привычные подходы к процессу обучения математике. Что возмущало больше всего:

  1. полный отказ от всех правил оформления решения;

  2. нестандартность в формулировках заданий;

  3. допустимость «метода угадывания».

Если раньше мы учили школьников решать задачу, то при подготовке к тестированию советуем подбирать разумный ответ или тренироваться в его угадывании. Если раньше на выполнение 5 - 6 заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа, то теперь эти 4 часа отводятся на выполнение 21 задания.

В 2015 году вообще уже будет два экзамена по математике – базовый и профильный. Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче экзамена?».

Известно, что в некоторых школах России ЕГЭ проводится с 2002 года. Опыт первых лет показал, что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ решить его полностью не может даже большинство учителей математики. С ним не справляются выпускники 5 курса математических факультетов вузов страны. Одним словом, научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?».

Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ, опубликованный в журнале «Математика в школе», ознакомилась с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ. Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с 2002 года и стала их прорабатывать. Честно признаюсь, что вопросов было много, но и было большое желание найти на них ответ. В большинстве случаев это удавалось. Однако копилка с нерешёнными заданиями части С пополнялась с реактивной скоростью. Большую часть вопросов удалось решить после того, как я стала выписывать журнал «Математика школьникам», на страницах которого публиковались очень подробные решения демоверсий ЕГЭ. Даны конкретные рекомендации по параметрам, нестандартным уравнениям и неравенствам в заданиях ЕГЭ.

На всех курсах и семинарах школьному учителю общеобразовательной школы дается установка на подготовку детей 1 части и 2-3 заданий 2 части, что соответствует 50 - 70 баллам или школьной четвёрке и пятёрке. Кроме того 2 часть содержит ещё четыре самых сложных задачи, которые предлагались ранее только на вступительных экзаменах в большинстве вузов. Но эти задачи рассчитаны для школьников, ориентированных на 80 и более баллов, т.е. для специализированных математических специальностей. Для отработки навыков решения таких задач необходима систематическая углублённая факультативная работа высокого уровня сложности, не являющаяся доступной большинству школьников (лицеи, гимназии, долгосрочные курсы при вузах). Одним словом в полном объёме раздел С по силам математически талантливым детям.

Я выделила следующие составляющие готовности обучающихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ:

  • информационная готовность (знания о правилах поведения на экзамене, правила заполнения бланков и т.д.);

  • предметная готовность (качество подготовки по математике, умение выполнять задания КиМов);

  • психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и использование возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзаменов).

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями. При организации работы с родителями обучающихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения ЕГЭ. Здесь помощь оказывают администрация и классный руководитель. В течение двух лет на родительских собраниях в системе освещаются следующие вопросы:

  • общие положения проведения ЕГЭ;

  • сроки и общие правила проведения ЕГЭ;

  • порядок подачи апелляции;

  • оценка результатов ЕГЭ;

  • информационные сайты подготовки к ЕГЭ.

Я оформляю информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации. Провожу индивидуальные консультации для родителей по степени готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по математике, необходимой коррекции в подготовке.

Информационная работа с обучающимися также осуществляется в течение двух лет. С ними провожу инструкции по правилам поведения на экзамене, правилам заполнения бланков. Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ. Эту работу провожу, начиная с 10 класса. Тем не менее, обучающиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при их заполнении во время диагностических работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведется с отдельными обучающимися на консультациях.

Основная составляющая в моей работе - это предметная подготовка обучающихся по математике.

Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к ЕГЭ, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов. В-третьих, у обучающихся появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. Естественно запомнить все решения всех заданий невозможно. Поэтому намного разумнее учить обучающихся общим универсальным приемам и подходам к решению.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов построения методической подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип - тематический. Разумнее выстраивать подготовку, соблюдая правило - от простых типовых заданий до заданий II части. Система развития логического мышления обучающихся осуществляется с помощью различных типов задач с нарастающей трудностью. Расположение 11 класса однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип - переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия, когда непосредственная подготовка к экзамену начинается в ходе обобщающего повторения. У обучающихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности. Каждая тема дается в сжатом виде с основными акцентами, составляется краткий справочник по этой теме, разбираются типовые задания. На каждую тему отводится два - три занятия. Основная отработка заданий ведется в комплексных тестах, когда заканчивается обобщающее тематическое повторение.

Третий принцип - все тренировочные, диагностические работы следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированию стараюсь всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел для обучающихся на первых порах, но привыкнув к этому, они затем чувствуют себя намного спокойней и собраннее.

Четвертый принцип - в шутливой форме звучит так: «Отважные герои всегда идут в обход!» Нужно научить обучающихся использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом. Например: при отработке заданий на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции после отработки навыков восполнения заданий по алгоритму, нужно показать обучающимся метод логического рассуждения.

Категория: Математика
02.02.2021 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!