СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задачи : Развивать грамматически правильную речь. Учить четко выражать свои мысли. Обогащать словарный запас. Формировать речевую культуру с помощью пословиц, русских народных песен, стихотворений. Формировать нравственно – патриотические чувства. Воспитывать в детях любовь и уважение к своей Родине. Воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Знать исторические сведения о березе, о ее роли в жизни людей нашей страны. Формировать навыки бережливого отношения к природе.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, драматизация, подвижная игра, хоровод, просмотр слайдов.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра, гимнастика для глаз.
Предварительная работа: чтение рассказов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, поделок из бересты, экскурсия в музей на выставку прикладного искусства, к обелиску воинам ВОВ,, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, изготовление поделок и картин из бересты.
Средства обучения: ленточки для хоровода, березка, туески и березовые почки для игры, костюмы для драматизации сказки, слайды.
Активизация словаря: деготь, Русь, чага, туески, березовый сок, лучина.
ТСО: аудиозапись с песней «С чего начинается Родина?», мультипроектор, экран, магнитофон.
Ход занятия: Дети входят в зал. Звучит песня на слова М.Матусовского «С чего начинается родина?»
Слайд № 1
Воспитатель: Как вы думаете, с чего начинается Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине?
Ответы детей: 1. Жить - Родине служить. 2. Человек без Родины, все равно, что птица без крыльев. 3.Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 3. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. 4.Родина- мать, умей за нее постоять.
Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем?
Ответы детей: Россия
Воспитатель: Как в старину называли Россию? ( Русь)
Слайд № 2
Воспитатель: Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она,
Что быть может в столетья иные
От березы – Вся Русь рождена.
Береза …- нет милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе человека. Береза – стала символом России.
Слайд № 3
Ребенок: На полях, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины моей.
Ты так мила мне до любой росинки,
В твоих просторах дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна!
Воспитатель: Рядом с домом, или у дороги, или в поле, где только не растет красавица береза. Немало придумано загадок о березе.
Загадки
Пальчиковая игра:
слайд №9)
Под березой (руки вверх)
На пригорке (ладошкой вниз «нарисовать пригорок»)
Старый еж ( сморщить лицо, поднять плечи,)
Еж (переплести кончики пальцев)
Устроил (вращать кистями рук – «моталка»)
Норку (пальцы сложить в горсточку)
А под листьями (поднять руки вверх)
Лежат ( руки под щеку)
Двое ( показать два пальчика)
Маленьких ежат (скрещиваем ладошки).
Воспитатель: Многие талантливые русские художники запечатлели березу на своих картинах
( И.И.Шишкин «Березовая роща», «Ручей в березовом лесу», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Е.Е. Волков «Пейзаж»; Левитан «Березовая роща», «Золотая осень», «Ручей в березовом лесу»; Е.Е.Волков «Пейзаж».) Слайды № 10,11
Воспитатель: О белоствольной русской красавице березе сложено много стихов и песен Слайды № 12-16
Ребенок 1.: Каждый день я вижу
Березу из окна
И нет подружки ближе Родине,
Чем она.
Ребенок 2.: Зеленой легкой дымкой
Окуталась весной
И ветер невидимка
Колышет лист лесной.
Ребенок 3.: А летним днем струится
Она живым шатром
В листве щебечут птицы
Порхая за окном.
Ребенок 4.: Лишь осень золотая
Лист опалит огнем
Березка облетает
Тоскует под дождем.
Ребенок 5.: Укрытая снегами
Стоит она зимой
В расшитом жемчугами
Накидке кружевной.
Гимнастика для глаз: «Мы снежинки увидали» слайд №16)
Воспитатель: Мы снежинку увидали
Со снежинкою играли
(Дети фиксируют взгляд на снежинке)
Снежинка вправо полетела
Дети направо посмотрели.
Снежинка влево полетела
Глазки влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И снежинку опускал
(поднимать снежинку вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх – вниз
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Воспитатель: Береза и в песнях, и в загадках, ив стихах мила она русскому сердцу. Почему в России так любят и почитают это белоствольное дерево – березу? Сейчас мы узнаем.
Инсценировка «Жар птица и береза» слайд №17)
Как – то раз встретились Жар птица и береза
Жар птица: Я, Жар птица
Всем птицам царица
Нечета тебе дереву
Не тебя, а меня нужно величать И мою красоту воспевать.
Береза: Я простого рода
Ясен месяц, ночью мне светит
Солнце меня греет,
Птицы в лесу песни поют,
Ранняя заря росой меня питает.
Жар птица: Мои перья золотыми лучами сияют.
Береза: Моей лучиной избу освещают,
Жар птица: Я вся огнем горю.
Береза: А я из печи жаром всех согреваю
Жар птица: Моими перьями царские одежды украшают.
Береза: А я в лапти всех обуваю. В коробах и лукошках все сохраняю.
Жар птица: Мои яйца на царские столы подают.
Береза: Мой сок берут и пьют.
Жар птица: Я хвост веером распускаю.
Береза: Моим дегтем в телегах колесам скрип унимают.
Жар птица: Обо мне сказки слагают.
Береза: А вокруг меня на Троицу девушки хоровод ведут, венки вьют, меня красавицей называют.
Жар птица: Победила ты меня березка, нечем мне перед тобой больше хвалится.
Воспитатель: Наша скромница березка поскромничала, не все о себе рассказала. Какую еще пользу приносит береза?
Ответы детей: Слайды № 17-22
Игра «Кто быстрее соберет березовые почки»
Дети делятся на две команды. На двух листах бумаги рассыпаны березовые почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку, кто быстрее соберет почки, тот и выиграл. Перед игрой произносят слова: Заболел наш Ванечка
А за ним и Манечка,
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.
Воспитатель: Действительно жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. В России издавна существует обычай над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом цветущем дереве.
Слайд № 23.
Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Венки вьют да желания загадывают. И мы с вами будем хоровод вокруг березы водить и желания загадывать. Возьмите ленточки, ленточки на березку повяжем и для нашей Родины желания загадаем.
Слайд № 24. Хоровод «Вокруг березки я хожу»
Вокруг березки я хожу,
Вокруг беленькой хожу,
Я незнаю, чем березку наряжу,
Что я белой кудреватой подарю.
Повяжу березке ленточку,
Да желанье загадаю я заветное.
Дети повязывают ленточки на березку и загадывают желания.
Воспитатель: Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет.
Слайд № 25.
Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей вечно на наших просторах, потому что вечен наш народ, вечна земля русская.
Слайд № 26
Cписок литературы:
Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию!”. – СПб. : “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
Журнал “Дошкольная педагогика” № 6 - 2005 г.
Кокуева Л. В. “Воспитание дошкольников через приобщение к природе”. – М. : АРКТИ, 2005.
Маханева М. Д. “Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста”. - М. : АРКТИ, 2004.
А.А.Плешаков "Зелёные страницы"
М.Кашевник, О.Лосото "Путешествие за радугой"
© 2017, Долгова Ольга Николаевна 1038