СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Школьный музей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В работе МАОУ «Лицей № 10» одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

К великому сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.

Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому в процессе воспитания особую роль приобретает работа школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитывается нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия «школьный музей».

«Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей как средство обогащения учебного и воспитательного процессов.

Школьный краеведческий уголок Лицея – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Он обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития.

Основная функция краеведческого уголка школы — образовательно-воспитательная.

Краеведческий уголок - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

При организации работы патриотического клуба «Лицей» в краеведческом уголке реализуется цель: формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей; воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности.

Рабочая программа патриотического клуба «Лицей» является частью патриотического воспитания и разработана в соответствии: с Законом РФ «Об образовании», с рекомендациями «Концепции патриотического воспитания граждан РФ, постановления Правительства РФ «О военно – патриотических молодежных и детских объединениях», Государственной Программой гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России», «Уставом Лицея № 10», воспитательной программы патриотического клуба для учащихся (составитель ).

Основная форма работы клуба: поисково-исследовательская деятельность школьника.

Задачи работы патриотического клуба «Лицей»:

· участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

· эффективное использование краеведческого материала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности;

· участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций, способствующих заполнению их досуга;

· участие в научно – исследовательской деятельности;

· овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой;

· участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование краеведческого фонда;

· проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Основные направления работы:

· Познавательное

· Краеведческое

Познавательная часть программы (формы работы)

· беседы, написание рефератов, презентации;

· практические занятия;

· познавательные историко-краеведческие игры;

· викторины;

· конкурсы рисунков, плакатов;

· изучение краеведческой литературы;

· сбор краеведческого материала;

· встречи с жителями села.

Члены патриотического клуба «Лицей»:

· пополняют фонды краеведческого уголка путем организации походов школьников, налаживают переписки и личные контакты с различными лицами;

· изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

· проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

· осуществляют создание экспозиций, стационарных выставок;

· проводят экскурсии для учащихся, родителей, работников школы, посетителей;

· оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Тема занятий патриотического клуба «Лицей» имеет два блока: теоретический и практический.

Теоретический блок – руководитель или член актива представляет необходимый материал по интересующей теме. Здесь проверяются знания учащихся по теме, формируются представления об этапах практической работы, проводится анализ заинтересованности учащихся проблемой.

Итогом работы на этом этапе должны быть четко сформированные представления и знания учащихся по теме занятия.

Практический блок – сбор материала учащимися под руководством руководителя.

Практическая работа разделяется на пять этапов:

· 1 этап – выбор проблемы (темы), создание инициативных групп;

· 2 этап – сбор информации;

· 3 этап – работа с материалом, систематизация материала;

· 4 этап – отчет о проделанной работе;

· 5 этап – обсуждение, подведение итога.

Выбор проблемы (темы). Создание инициативных групп:

· учащиеся детально анализируют спектр вопросов, которые значимы для раскрытия темы и выбирают для себя один, который становится объектом их исследования;

· создаются инициативные группы;

· разрабатывается план действий и распределяются обязанности внутри рабочей группы.

На этапе сбора информации учащиеся работают в группах по составленному плану.

Работа с собранным материалом, систематизация материала:

· обработка и систематизация собранного материала;

· распределение материала по соответствующим разделам направления – самый трудоемкий этап работы, учащиеся не только оформляют полученную информацию, но и продумывают, как данный материал лучше изложить во время выступления перед членами группы;

· подготовка для устного выступления, тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составление сценария выступления.

Предполагаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны знать:

· историю своего родного края;

· значимые исторические события, в которых принимали участие земляки,

· свою родословную,

· значение своего имени и фамилии.

Учащиеся должны уметь:

· рассказать о своем крае, об интересном человеке-земляке, о своей семье,

· принимать активное участие в мероприятиях района и школы, посвященных празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Ожидаемым результатом является:

· расширение общей грамотности воспитанников путем овладения основам гражданско-правовых знаний,

· развитие познавательных, творческих потребностей учащихся, содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого,

· развитие социальной активности воспитанников,

· гражданский рост сознания личности обучаемого.

Отчет о проделанной работе

· устная защита по проделанной работе с использованием мультимедиапроектора, представление подлинных документов или экспонатов.

Обсуждение, подведение итогов. Главная цель: анализ самими учащимися этапов подготовки и результатов проделанной работы.

· отработка умения отвечать на вопросы оппонентов;

· оценка значимости найденного материла членами клуба «Лицей»;

· оценка вклада микрогрупп и отдельных участников;

· выявление слабых сторон поиска, обсуждение путей их исправления.

Ежегодно на базе краеведческого уголка членами патриотического клуба «Лицей» проводятся:

· творческие встречи с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил РФ, односельчанами и представителями правоохранительных органов;

· школьные конкурсы чтецов, конкурс рисунков, посвященных Дню Победы;

· отмечаются юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов;

· проводятся уроки мужества, посвященные знаменательным датам страны;

· цикл акций: «Забота»;

«Доброе сердце растопит лед»;

«Память сохраним»;

«Поздравительная открытка»;

«Треугольное письмо»;

«Цвети, мой город родной!».

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

В работе МАОУ «Лицей № 10» одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

К великому сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.

Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому в процессе воспитания особую роль приобретает работа школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитывается нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия «школьный музей».

«Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей как средство обогащения учебного и воспитательного процессов.

Школьный краеведческий уголок Лицея – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Он обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития.

Основная функция краеведческого уголка школы — образовательно-воспитательная.

Краеведческий уголок - это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.

При организации работы патриотического клуба «Лицей» в краеведческом уголке реализуется цель: формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей; воспитание у школьников бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности.

Рабочая программа патриотического клуба «Лицей» является частью патриотического воспитания и разработана в соответствии: с Законом РФ «Об образовании», с рекомендациями «Концепции патриотического воспитания граждан РФ, постановления Правительства РФ «О военно – патриотических молодежных и детских объединениях», Государственной Программой гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России», «Уставом Лицея № 10», воспитательной программы патриотического клуба для учащихся (составитель ).

Основная форма работы клуба: поисково-исследовательская деятельность школьника.

Задачи работы патриотического клуба «Лицей»:

· участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

· эффективное использование краеведческого материала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности;

· участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций, способствующих заполнению их досуга;

· участие в научно – исследовательской деятельности;

· овладение различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой;

· участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование краеведческого фонда;

· проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Основные направления работы:

· Познавательное

· Краеведческое

Познавательная часть программы (формы работы)

· беседы, написание рефератов, презентации;

· практические занятия;

· познавательные историко-краеведческие игры;

· викторины;

· конкурсы рисунков, плакатов;

· изучение краеведческой литературы;

· сбор краеведческого материала;

· встречи с жителями села.

Члены патриотического клуба «Лицей»:

· пополняют фонды краеведческого уголка путем организации походов школьников, налаживают переписки и личные контакты с различными лицами;

· изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

· проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

· осуществляют создание экспозиций, стационарных выставок;

· проводят экскурсии для учащихся, родителей, работников школы, посетителей;

· оказывают содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе.

Тема занятий патриотического клуба «Лицей» имеет два блока: теоретический и практический.

Теоретический блок – руководитель или член актива представляет необходимый материал по интересующей теме. Здесь проверяются знания учащихся по теме, формируются представления об этапах практической работы, проводится анализ заинтересованности учащихся проблемой.

Итогом работы на этом этапе должны быть четко сформированные представления и знания учащихся по теме занятия.

Практический блок – сбор материала учащимися под руководством руководителя.

Практическая работа разделяется на пять этапов:

· 1 этап – выбор проблемы (темы), создание инициативных групп;

· 2 этап – сбор информации;

· 3 этап – работа с материалом, систематизация материала;

· 4 этап – отчет о проделанной работе;

· 5 этап – обсуждение, подведение итога.

Выбор проблемы (темы). Создание инициативных групп:

· учащиеся детально анализируют спектр вопросов, которые значимы для раскрытия темы и выбирают для себя один, который становится объектом их исследования;

· создаются инициативные группы;

· разрабатывается план действий и распределяются обязанности внутри рабочей группы.

На этапе сбора информации учащиеся работают в группах по составленному плану.

Работа с собранным материалом, систематизация материала:

· обработка и систематизация собранного материала;

· распределение материала по соответствующим разделам направления – самый трудоемкий этап работы, учащиеся не только оформляют полученную информацию, но и продумывают, как данный материал лучше изложить во время выступления перед членами группы;

· подготовка для устного выступления, тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составление сценария выступления.

Предполагаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны знать:

· историю своего родного края;

· значимые исторические события, в которых принимали участие земляки,

· свою родословную,

· значение своего имени и фамилии.

Учащиеся должны уметь:

· рассказать о своем крае, об интересном человеке-земляке, о своей семье,

· принимать активное участие в мероприятиях района и школы, посвященных празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Ожидаемым результатом является:

· расширение общей грамотности воспитанников путем овладения основам гражданско-правовых знаний,

· развитие познавательных, творческих потребностей учащихся, содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого,

· развитие социальной активности воспитанников,

· гражданский рост сознания личности обучаемого.

Отчет о проделанной работе

· устная защита по проделанной работе с использованием мультимедиапроектора, представление подлинных документов или экспонатов.

Обсуждение, подведение итогов. Главная цель: анализ самими учащимися этапов подготовки и результатов проделанной работы.

· отработка умения отвечать на вопросы оппонентов;

· оценка значимости найденного материла членами клуба «Лицей»;

· оценка вклада микрогрупп и отдельных участников;

· выявление слабых сторон поиска, обсуждение путей их исправления.

Ежегодно на базе краеведческого уголка членами патриотического клуба «Лицей» проводятся:

· творческие встречи с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил РФ, односельчанами и представителями правоохранительных органов;

· школьные конкурсы чтецов, конкурс рисунков, посвященных Дню Победы;

· отмечаются юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов;

· проводятся уроки мужества, посвященные знаменательным датам страны;

· цикл акций: «Забота»;

«Доброе сердце растопит лед»;

«Память сохраним»;

«Поздравительная открытка»;

«Треугольное письмо»;

«Цвети, мой город родной!».

14.06.2020 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!