СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа по ФГОС – новые формы, вечные ценности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

Иоганн Генрих Песталоцци

Пройдет всего три месяца и наступит мойпервый профессиональный юбилей – 10 лет педагогической деятельности в самом известном и уникальном учебном учреждении Республики Крым – МБОУ «Гимназия №1 им. К.Д. Ушинского» города Симферополя, тоже отмечающем нынешней осенью свой 205-летний юбилей со дня основания. Уникальность моей гимназии состоит не только в возрасте её стен, не только в перечне имен наших выдающихся земляков, в разные годы преподававших или учившихся в гимназии. На мой взгляд, её самобытность и уникальность заключается в сочетании эффективно внедряемых в образовательную деятельность педагогических инноваций и бережно сберегаемого наследия лучших традиций отечественной педагогики, в молодости и энергии начинающих учителей и мудрости и зрелости опытных педагогов-мэтров, в требовательности и принципиальности при оценивании учебных достижений школьников и атмосфере творческого взаимодействия и теплоты межличностных отношений в совместном с детьми поиске решений дидактических проблем.

Я очень люблю свою профессию и счастлива тем, что Провидение подвело меня к осознанному её выбору десять лет назад. Я – учитель начальных классов и считаю, что именно в начальной школе, на самом главном и важном этапе школьного обучения формируется основа личности человека. Каждый ребенок имеет задатки и способности к тому или иному виду деятельности и моя задача, педагогическая миссия всех учителей -помочь развить эти способности до уровня одаренности, а при создании совместно с родителями ребят, педагогами дополнительного образования, всех неравнодушных к успешной социализации маленьких граждан России необходимых условий – таланта.

В начальной школе формируются коммуникативные способности, навыки получения информации из различных источников, развивается самооценка школьника и его отношение к учебной деятельности. Поэтому мне, как и каждому педагогу, работающему с младшими школьниками необходимо учитывать психологические особенности ребят. Следует помнить, что дети в этом возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме, и поэтому важно максимально включать в преподавание игровые приёмы. При недостаточном развитии коммуникативных навыков необходимо практиковать диалоговое общение на уроке, причем чаще в парах, чем в большей группе. Важно познакомить ребят с различными способами самостоятельного поиска информации, не забывая о том, что полноценных навыков самообразования они не имеют и нуждаются в помощи и поддержке учителя. При учете психолого-возрастных особенностей детей системно-деятельностный подход, лежащий в основе образовательного стандарта второго поколения и российского образования в целом, обязательно принесет свои позитивные плоды и позволит приобрести навыки, необходимые для обучения в основной и средней школе.

Дистервег противопоставил сообщающему методу обучения («плохой педагог преподносит истину») метод развивающий («хороший – её находить»). Именно Дистервег представил в четких правилах основы развивающего обучения, которые впервые были сформулированы Яном Коменским за двести лет до него.

Эти правила предельно лаконичны: «от близкого к далекому», «от более легкого и простого к более тяжелому и сложному», «от известного к неизвестному». Материал для успешного усвоения учащимися должен быть доступным, способствовать поддержанию умственной активности и развивать культуру речи – основу мыслительной деятельности человека.

Пройдет сто лет и идеи развивающего обучения будут развиты известными советскими психологами-дидактами Д.Б.Элькониным и его учеником В.В. Давыдовым, несколько иной экспериментальный подход, но тоже в рамках принципов развивающего обучения предложит Л.В. Занков.

Основная задача развивающего обучения – научить детей учиться. Эта же задача сформулирована и в стандартах второго поколения (ФГОС) как метапредметные результаты учебной деятельности (регулятивные универсальные учебные действия).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В соответствии с требованиями ФГОС начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребёнка. А этот процесс невозможен без подходящего учебно - методического комплекта.

Четвёртый год наша школа работает по УМК «Перспективная начальная школа». Мы считаем, что основная идея этого УМК решает важную задачу современной системы образования. Основная идея УМК «ПНШ» - это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. УМК «ПНШ» - это модель личностно-коммуникативного развивающего обучения. Теоретическими предпосылками проекта «ПНШ» являются основные положения учения Л. С. Выготского, которые получили дальнейшее развитие в концепции развивающего обучения Л. В. Занкова, а также идеи современной гуманистической психологии. Основное содержание системы «ПНШ» - формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале.

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира. При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения:

  • возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);
  • разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);
  • топографическая принадлежность школьника( это не только городской, но и сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего как в городской, так и в сельской местности);
  • разный уровень владения русским языком ( это не всегда школьник, являющийся носителем принятой нормы произношения и не всегда школьник, у которого русский язык — единственный язык общения. Это, как правило, школьник с большим количеством логопедических проблем);
  • особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний — своей учительницей.

Учитывалась и разная наполняемость класса.

С моей точки зрения, реализация системно-деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовывать образовательные потребности ребенка.

Инновационная педагогика требует и инновационных способов обучения учителей. Чтобы учить детей учиться, общаться, сотрудничать друг с другом, моделировать, идеализировать, взрослые учителя сами должны это уметь. Они должны иметь возможность творчески, по ситуации мыслить на уроке, демонстрировать определенный стиль общения с детьми, способы установления взаимопонимания. Самое главное – они должны быть способны видеть деятельность ребенка - какими своими детскими способами он действует здесь и сейчас. И не держаться слепо за заготовленный шаблон занятия, уметь импровизировать, исходя из актуальных (часто неожиданных действий) учеников.

Моя миссия, как учителя – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Мне всегда любопытно и интересно: какое нестандартное решение познавательных задач будет сегодня предложено ребятами? Кто сегодня удивит? Пусть мои ученики будут шумными, иногда непослушными, но всегда стремящимися к открытиям и творческому взаимодействию со мной и между собой. Мне важно помочь раскрыться каждому ребёнку, почувствовать уверенность в себе, повысить свою самооценку, многократно пережить ситуацию успеха. Грамотно созданные ситуации успеха повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению. Владение учителем различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные задачи ФГОС в условиях новой образовательной среды.

Учителя можно сравнить со скульптором. Но только у скульптора материалом для творчества являются глина, дерево, металл, учитель же работает с бесценным материалом – личностью ребенка. И, также как в медицине, во взаимодействии с ребятами мы должны придерживаться главного принципа – «Не навреди!». Поэтому учитель-профессионал постоянно повышает свою компетенцию, совершенствует свой индивидуальный педагогический стиль.

Компетентность – это личностный ресурс, обеспечивающий способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом к обучению и воспитанию, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его позитивных личностных качеств.

Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. Стандарты второго поколения предлагают нам новые формы и подходы к организации образовательной деятельности, но ценности обучения и воспитания, великое наследие гуманистической педагогики – вечны. И в этой связи я бы хотела сказать, словами родоначальника классической философии Иммануила Канта, что главная моя цель, как учителя «Учить не мыслям, а мыслить! Учить не действиям, а действовать».

Категория: Всем учителям
05.12.2018 12:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!