СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самообразование – одна из форм профессионального мастерства педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самообразование – одна из форм профессионального мастерства педагога

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь,

только в этом случае он обретает право учить» В.М.Лизинский

«Мастерство учителя — это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко

Начальное образование – самый важный этап в достижении цели образования человека, т.к. оно включает в себя основы знаний по всем образовательным циклам. Именно на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одаренности, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Учитель начальных классов формирует у младших школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя различные педагогические и психологические средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению. В повышении качества и эффективности начального образования огромное значение имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, деятельным, владеющий современными технологиями, находиться в постоянном творческом поиске. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование – есть потребность творческого ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. «Учитель учится всю жизнь» - это известная истина. Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно- методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:

  • постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
  • изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм организации образовательного процесса;
  • ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания, их оценка и

Существует несколько определений процесса самообразования. Словарь Ожегова дает следующее определение: « Самообразование- приобретение знаний путем самостоятельных занятий», оно направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Если процесс образования … : 1. Осуществляется добровольно; 2. Осуществляется сознательно; 3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком; 4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, … то речь идет о самообразовании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной общественно- политической, экономической ситуации. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Потребности и мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

• Изменения, происходящие в жизни общества.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. • Интерес. Учиться просто интересно. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности • Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры Самообразование как постоянная деятельность учителя включает:

  • научно- исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • посещение библиотек, изучение научно - методической и учебной литературы;
  • участие в педсоветах, предметных МО;
  • посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий, собственных учебных материалов. В начале учебного года учитель выбирает тему, над которой будет работать. Тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: • название темы • цели, задачи • предполагаемый результат • этапы работы и сроки выполнения каждого этапа • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой • демонстрация результата проделанной работы • отчет по проделанной работе, с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей, определением эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

Результаты самообразования учителя:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
  • повышение престижа образовательного учреждения.

Значение самообразования – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

09.02.2016 23:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!