СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сальвадор Дали. Ювелирные шедевры

Нажмите, чтобы узнать подробности

САЛЬВАДОР ДАЛИ.

Шел 1941 год. Продолжительный отпуск Сальвадора Дали в поместье американской издательницы и мецената Каресс Кросби в Вирджинии был в самом разгаре. Дали ждал приезда герцога Фулько ди Вердура - перспективного дизайнера украшений, который прославился после своего совместного проекта с Коко Шанель и Полом Флотом. Дали и Вердура хотели обсудить возможное сотрудничество. Однако, по прибытии в Хэмптон Мэнор, герцог пришел в ужас. Вместо изысканного особняка, который он себе представлял, Вердура увидел обветшалый дом, где не было ни электричества, ни отопления. Все сидели в пальто, так как в помещении стоял невероятный холод.

Дали весело встретил его среди этого убожества, то и дело сравнивая комнату с мастерской Пикассо. Молодой дизайнер был в шоке. Он стоял, застыв посреди ледяного воздуха гостиной. Вдруг все начали смеяться. Вердура понял, что это был тщательно спланированный розыгрыш. Здание, в котором они оказались, и вправду было заброшенным. Дали провел там несколько дней, чтобы комната выглядела обжитой. В действительности же, как позднее писал герцог, дом Кросби был «образцом комфорта и неги». В конечном итоге, Вердура назвал этот визит «невероятно успешным».

Совместно с Дали они создали коллекцию, состоящую из пяти предметов, которая впервые была показана в 1941 году в галерее Жюльена Леви вместе с новыми картинами испанского художника. В том же году эта серия была выставлена в Музее современного искусства (Museum of Modern Art) в рамках совместного проекта Дали-Миро. Это была поистине нестандартная коллекция: в ней были и броши, и портсигары, и даже таблетница. Миниатюры картин Дали были помещены на роскошные драгоценные предметы, созданные Вердурой. Пожалуй самым ярким экспонатом была брошь «Медуза» - голова горгоны в центре гнезда золотых змей с рубиновыми глазами. В 1950-е Дали придумал еще более замысловатые и фантастические дизайны. Совместно с ювелиром из Аргентины Карлосом Алемани, который владел ювелирной мастерской, расположенной в отеле St. Regis, удивительные фантазии художника были претворены в жизнь.

Большинство украшений были выполнены в единственном экземпляре из роскошных крупных сапфиров, изумрудов и лазуритов, а так же из малахита из Бельгийского Конго. В некоторые из них даже был вделан механизм.

Например в цветок инкрустированный бриллиантами, лепестки которого открывались и закрывались. Или в рубиновую брошь в виде пульсирующего сердца. Украшение «Морская звезда» с бриллиантами, рубинами, изумрудами и крупной жемчужиной, помещенной в самом центре, было полностью подвижным - когда звезду брали в руки, концы становились податливыми, и ее можно было закрепить на запястье, предплечье или даже на груди, как это делала одна из бывших владельцев звезды, которая носила ее с асимметричным платьем.

К тому времени Дали поссорился с сюрреалистами и был исключен из их группы. В 1934 году Андре Бретон учинил над Дали «суд», и к концу 1940-х годов его работы больше не включалась в выставки сюрреалистов. После этого Дали стал причислять себя к художникам, которые творили в стиле мастеров эпохи Возрождения. Во введении каталога его драгоценностей 1959 года Дали писал: «Как и Паладин нового Возрождения, я отказываюсь ограничивать себя. Мое искусство объединяет физику, математику, архитектуру, ядерную науку (психо-ядерную и мистико-ядерную) и ювелирное мастерство. Мое искусство - это не только живопись».

Как отмечает эксперт по творчеству Дали Эллиотт Х. Кинг, в течение следующих десятилетий «его работа стала более разнообразной, он стал работать над скульптурами, рекламой, эскизами для балетных постановок. Все его проекты очень отличалось от того, чего публика ожидала от художников, и что хотели выставлять музеи. Критики не оценили это многообразие. Они считали новые проекты Дали чисто коммерческими – признаком того, что он стал легкомысленно растрачивать свой талант и утратил чувство меры. Факультеты истории искусств настолько не придавали значения творчеству Дали того периода, что Кинг сначала думал, что художник умер в 1940 году.

«В книгах 80-х и 90-х не было ни слова о творчестве Дали после 1940-го года», - пояснил он смеясь. «Я понятия не имел, что он работал еще 40 лет». Разумеется, не все поздние работы Дали могут сравниться с его «Мягкими часами» и «Космическими слонами». К тому же испанский художник все больше и больше отставал от тенденций искусства того времени. В 1940-е гг. весь Нью-Йорк увлекался Джексоном Поллоком и абстрактным экспрессионизмом. «Дали, с его мадоннами и украшениями слишком отличался от того, чем интересовались критики и музеи», - пишет Кинг. Но в последние годы поздние работы Дали получили переоценку и вновь стали интересны публике.

В 2010 году Кинг курировал выставку «Дали. Поздние работы» («Dalí: The Late Work»), которая проходила в Высоком художественном музее в Атланте (High Museum of Art in Atlanta). «Сегодня люди смотрят на его картины, украшения и рекламные кампании скорее как на прекурсор поп-арта 1960-х», - объяснил Кинг. «Его перформансы только начинают рассматривать в новом ключе. Поэтому многие вещи, которые он делал в 40-х и 50-х годах, теперь называют передовыми. Они очень интересно выделяются на фоне всего, что художники создавали в то время»

. Сегодня большинство украшений Дали находятся в коллекции Музея Дали (Dalí Museum) в Фигуэрасе, Испания. Не склонный к преуменьшению, Дали высказался о своем искусстве так: «Мои работы войдут в историю, как изумительно выполненные объекты чистой красоты, от которых нет ни малейшей практической пользы, но которые ценились во время, когда основной упор делался на все утилитарное и материальное».

Хотя, чтобы войти в историю работам Дали потребовалось больше времени, чем ему самому хотелось бы, его ювелирные шедевры, похоже, готовы занять достойное место в многогранном направлении сюрреализма.

«Постоянство памяти», 1949

«Глаз времени», 1949

«Королевское сердце» с пульсирующей серединой, 1959

«Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958

«Виноград бессмертия» 1970

24.03.2021 18:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей