Роль детских общественных организаций в становлении личности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давно доказано, что детский коллектив — мощный инструмент воспитания и при умелом руководстве благоприятная среда для развития личности. При условии, что это не превращается в формализм и простую отчетность. Расскажу на примере детских общественных объединений Верхнекарачанской школы.

В приоритете у нас социальные проекты. Мы, взрослые, объединяемся с детьми для решения реальных ненадуманных проблем. Каждый год пионерская дружина и волонтерский клуб реализует детские проекты. Основное правило - мы не беремся за глобальные вещи. Наши проекты небольшие, посильные и на темы, близкие детям. Проводим славянские базары, организуем экскурсии по школьному музею и соревнования на роликовых коньках, шьем одежду для кукол, рисуем книжку-раскраску о своем селе. Но здесь важно почувствовать разницу между проектом и обычным мероприятием. Методика будет эффективна, если все шаги дети сделают сами. Позволить им развивать свои деловые качества – такова должна быть позиция наставника. Не ловите за него рыбу — дайте в руки удочку. Находить общий язык с разными людьми, публично доносить свои идеи до других, планировать работу, принимать взвешенные решения. За эти компетенции они вам скажут «спасибо» во взрослой жизни.

В идеале детская организация — это мир в миниатюре, когда дети собираются вместе, вместе принимают решения, сами его исполняют и сами несут ответственность. Здесь есть возможности, и ты можешь попробовать. Есть право на ошибку. Если мы хотим получить такой саморганизующийся коллектив, нам, взрослым, придется научиться передавать своим детям полномочия, доверять им серьезные дела не понарошку, по-настоящему. По себе знаю, это непросто. Много было переживаний в октябре прошлого года, года наша редакция «Карачанка и К» заявилась на участие в работе группы «Репортер ЦФО 2019» ВКонтакте. Условие заочного испытания — в течение нескольких дней представитель школьной редакции, подчеркиваю – ребенок - должен выкладывать посты в ленте паблика. Оперативный, полноценный материал, максимально раскрывающий предмет публикации еще нужно было самостоятельно оформить. Наш редактор не просто справился, но и занял первое место по итогам дежурства и представил презентацию на областном этапе фестиваля. Стоит ли говорить, насколько ценен для ребенка этот диплом? Коллектив редакции прошел испытание совместной работой. Я как педагог получила урок: важен не идеальный результат, а процесс, с ошибками, на которых учатся. Так воспитываются лидерские качества. И не обязательно при этом поступать на факультет журналистики. Умение быть эффективным поможет достигнуть уровня профессионализма в любой сфере.

Радует, что больше становится мероприятий, в которых главную роль играет ребенок. Сам регистрируется на них, сам выполняет задания и отвечает за результат. Например, районный конкурс авторских мастер-классов. Здесь уже не спрячешься за спины взрослых. Дают группу сверстников, и ты сам себе режиссер. Сразу скажу, что не все дети готовы выйти из «зоны комфорта» и пробовать что-то новое, пойти на риск, особенно после неудачного опыта. И наша задача научить их не бояться ошибаться и пробовать, пробовать, пробовать.

Благодаря появлению Российского движения школьников и созданию единого информационного пространства подростки получили возможность самостоятельно выбирать направления, в которых им хочется развиваться. И наши общественные объединения становятся площадкой для детской инициативы. Так в прошлом учебном году редакция школьной газеты прошла обучение в Медиашколе Российского движения школьников. Активисты пионерской дружины поддержали акции «Завтрак маме», «Любимый учитель», «Армейский чемоданчик», «Читаем с РДШ», «Танец РДШ» и другие.

Сотрудничество детей и взрослых — правило, которому мы стараемся следовать в наших общественных объединениях. Учителя начальной школы и воспитатели Верхнекарачанского детского сада обращаются к активистам за помощью в проведении мероприятий, акций, проектов, мастер-классов и их освещении на страницах школьной газеты. Взамен ребята реализуют в деле свои знания и умения, приобретают новый социальный опыт.

Внешняя оценка результатов деятельности важна для любого человека, и подростки не исключение. По этой же причине регулярно информируем родителей (законных представителей) о деятельности детских организаций нашей школы через социальные сети и школьную газету «Карачанка и К˚». На материалы получаем отклики также и от жителей села, среди которых находим новых партнеров. Например, в процессе реализации проекта «Разноцветная история» жители села Верхний Карачан приняли активное участие в восполнении пробелов в истории своего населенного пункта и популяризации результатов проекта. В Верхнекарачанской школе успешно прошел мастер-класс по старым ремеслам «Как пряли наши бабушки» для девочек 6 и 8 классов. Жительница села Ирина Каверина познакомила с устройством колесной прялки и технологией прядения на ней.

Временный коллектив летнего пришкольного лагеря также создает реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализации ребенка, а значит, для развития его личности. Особенно, если смена тематическая. Например, в июне этого года учащиеся Верхнекарачанской школы на 21 день превратились в космических туристов. Развлекательные, творческие и оздоровительные формы деятельности сочетались с познавательными лекциями о космосе и профессиях, связанных с ним. В один из дней участники смены побывали на астероиде, который носит имя Александра Пушкина. И о небесном теле Солнечной системы поговорили, и произведения великого русского поэта повторили.

Создание воспитывающего коллектива — основы детской организации — процесс трудный. Идешь маленькими шажками вперёд. Как только забываешь о трех важных факторах: уважение, внимание, интерес, терпишь поражение и начинаешь заново. Но конечная цель того стоит: маленькая страна, в которой и взрослые, и дети счастливы.

Категория: Внеурочка
31.05.2021 18:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей